Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 апреля 2018 года г. Курск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
/......./
рассмотрев дело N02-08-38-2018, возбужденное по коллективной жалобе граждан и жалобе гр-на С. Е.Н. на действия организатора торгов - Администрации города Курчатова Курской области при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов", в присутствии представителей организатора торгов - Администрации города Курчатова Курской области (по доверенностям) - М. Н.В., Щ.Т.В., в присутствии заявителей - гр-на С. Е.Н., гр-на Г. Е.Н., гр-на Я. А.В., гр-на М. П.Е., представителя гр-на М. П.Е. (по доверенности) - Ч. А.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 05.04.2018 г. поступила коллективная жалоба граждан на действия организатора торгов - Администрации города Курчатова Курской области при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов", противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
09.04.2018 г. в Курское УФАС России поступила жалоба гр-на С. Е.Н. на действия организатора торгов - Администрации города Курчатова Курской области при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов", противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции". В этой связи Курским УФАС России было возбуждено производство по делу N02-08-39-2018.
Определением об отложении рассмотрения дела N02-08-38-2018 от 16.04.2018 года дело N02-08-38-2018, возбужденное по коллективной жалобе граждан на действия организатора торгов - администрации города Курчатова Курской области и дело N02-08-39-2018, возбужденное по жалобе гр-на С. Е.Н. на действия организатора торгов - администрации города Курчатова Курской области были объединены в одно производство, делу присвоен номер N02-08-38-2018.
Как следует из текста коллективной жалобы граждан, конкурсная документация, по мнению заявителей, противоречит Положению о проведении отрытого конкурса, а также содержит условия, ставящие участников конкурса в неравное положение. Заявители указывают, что в отношении простого товарищества не представляется возможным заполнить сведения об участнике по установленной конкурсной документацией форме. Положение о проведении конкурса не содержит конкретный перечень документов, подтверждающих характеристики транспортных средств, предлагаемых участниками конкурса для осуществления перевозок, прилагаемых к заявке. Кроме того, податели жалобы полагают, что из конкурсной документации незаконно исключен пункт об экологическом классе транспортных средств. Также заявители полагают, что требование о принятии на себя обязательств в случае предоставления участнику конкурса права на получение свидетельства подтвердить наличие на праве собственности или ином законном праве транспортных средств, указанных в заявке создает предпосылки для предъявления необоснованных требований к отдельным участникам конкурса. Указанные обстоятельства, по мнению заявителей, противоречат требованиям Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, заявители указывают на ряд нарушений, допущенных конкурсной комиссией при проведении осмотра и оценке транспортных средств, представленных участниками торгов на конкурс.
Согласно доводов жалобы гр-на С. Е.Н., транспортные средства, заявленные на участие в открытом конкурсе не соответствуют техническим требованиям, установленным конкурсной документацией. Кроме того, отдельные транспортные средства при вскрытии конвертов с заявками были оглашены неоднократно, при этом некоторые транспортные средства осуществляют пассажирские перевозки на маршрутах регулярных перевозок в г. Льгове Курской области. Также заявитель полагает, что отсутствие в составе заявок, содержащих гарантийные письма участников открытого конкурса ПТС транспортных средств является незаконным. Кроме того, по мнению подателя жалобы, заявители были ограничены в праве участия при подведении итогов открытого конкурса, а также в ознакомлении с протоколом оценки транспортных средств, что противоречит требованиям Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании комиссии Курского УФАС России представитель гр-на М. П.Е. по доверенности также указал, что организатором торгов нарушен порядок размещения информации о проведении открытого конкурса, поскольку сайт kurchatov.info не может быть официальным сайтом администрации г. Курчатов, т.к., по сведениям заявителя, принадлежит физическому лицу, а не администрации.
В процессе рассмотрения поступившей жалобы установлено следующее.
21 февраля 2018 года на сайте Администрации города Курчатова Курской области www.kurchatov.info было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов" в составе 2 лотов, утвержденное Постановлением Администрации города Курчатова Курской области N196 от 19.02.2018 г.
Постановлением Администрации города Курчатова Курской области N260 от 02.03.2018 г. в указанное извещение были внесены изменения.
Положение о проведении отрытого конкурса утверждено Постановлением Администрации города Курчатова Курской области N197 от 19.02.2018 г. ( с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации города Курчатова Курской области N259 от 02.03.2018 г.)
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов" прием заявок на участие в конкурсе осуществлялся в период с 02.03.2018 по 23.03.2018 г. Дата вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе - 23.03.2018.
Подведение итогов открытого конкурса назначено на 27.03.2018 года.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов" поступило 5 заявок, от следующих лиц: ИП Б. Н.А. (по лоту N1), ИП С. М.С.О. (лот N2), ИП Б. А.А. (по лоту N1) - уполномоченный участник простого товарищества "Гермес", ИП Ж. Н.В. (лот N2), ИП С. А.В. (по лоту N1). По результатам анализа представленных заявок и документов, комиссией принято решение о допуске к участию в конкурсе всех претендентов.
Согласно Итогового прокола открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов" от 05.04.2018 г., победителем открытого конкурса по лоту N1 маршрут "Автовокзал-ул.Ленинградская-площадь Николаева-ул.Набережная- МЦ "Комсомолец"-Автовокзал" признан ИП Б. А.А. - уполномоченный участник простого товарищества "Гермес", по лоту N2 маршрут "Леоновка-Авторынок-Леоновка" - ИП Ж. Н.В.
Согласно письменных пояснений организатора торгов - Администрации города Курчатова Курской области, администрация считает доводы, изложенные в жалобах необоснованными, поскольку положения конкурсной документации соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе ФЗ N220 от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров..". На участие в конкурсе было подано 5 заявок, все претенденты были допущены организатором торгов к участию в конкурсе и осмотру транспортных средств, в том и простое товарищество "Гермес", в лице уполномоченного участника. За разъяснениями конкурсной документации к организатору торгов никто не обращался, кроме того, податели жалоб не подавали заявки на участие в открытом конкурсе, в связи с чем, их права не могут быть ущемлены итогами оспариваемого открытого конкурса.
Представители организатора торов пояснили, что осмотр и оценка транспортных средств проводилась конкурсной комиссией по каждому конкретному транспортному средству, в соответствии со шкалой для оценки критериев, утвержденной решением Курчатовской областной Думы N44 от 23.06.2016 г., которые включают в себя в том числе и экологический класс транспортного средства.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.17 ФЗ N220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров_" право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно ст.19 ФЗ N220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров_" свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. Данные свидетельства и карты выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Действующим законодательством, регулирующим порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, выполнение функции по оценке предложений участников конкурса по критериям "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация" (в том числе, наличие финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыт работы и т.п.) отнесено к исключительной компетенции конкурсной комиссии, поскольку для оценки данного критерия необходимо наличие специальных познаний в той области, в которой осуществляется соответствующая закупка. Так, в соответствии со ст.106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, рассмотрение жалоб не производится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участника".
Фактически, рассмотрение доводов жалобы относительно оценки по критериям "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация" означало бы необходимость антимонопольному органу самостоятельно повторно произвести оценку конкурсных предложений и представленных участниками торгов документов в целях проверки правильности начисления баллов, что выходит за рамки установленной законом компетенции антимонопольного органа. При рассмотрении жалобы комиссия антимонопольного органа не наделена полномочиями подменять конкурсную комиссию в части оценки характеристик объекта закупки и квалификации участников торгов, поскольку данные критерии не являются универсальным и обладают спецификой, зависящей от предмета закупки и сферы деятельности заказчика. При этом, в целях защиты прав и интересов участников закупки закон предоставляет им право обжаловать результаты закупки в судебном порядке.
В связи с вышеизложенным, оценка доводов жалоб в указанной части Комиссией Курского УФАС России не производится.
В соответствии с ч.2 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Податели жалобы являются физическими лицами, не подававшими заявки на участие в оспариваемом открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов". Кроме того, в соответствии со статьей 23 ФЗ N220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров_", участниками конкурса на получение свидетельств на право осуществления пассажирских перевозок могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества. Таким образом, податели жалоб в силу требований закона не могут быть участниками оспариваемого открытого конкурса, следовательно, права и законные интересы подателей жалоб - физических лиц не могут быть ущемлены или нарушены по итогам оспариваемого открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок.
В этой связи, оценка доводов жалоб в части порядка проведения открытого конкурса и определения победителя торгов Комиссией Курского УФАС России не производится.
В соответствии со ст. 22 ФЗ N220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров_", извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном организатором открытого конкурса.
В соответствии с п.1.6 Положения о проведении открытого конкурса организатором открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов" (далее - Положение о проведении открытого конкурса) является администрация города Курчатова Курской области.
Официальным сайтом Администрации города Курчатова Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с Постановлением Администрации г.Курчатова Курской области от 17.10.2012 г. N1534 является сайт www.kurchatov.info.
21 февраля 2018 года Организатором открытого конкурса - Администрацией города Курчатова Курской области, в соответствии с требованиями действующего законодательства, на официальном сайте организатора торгов www.kurchatov.info было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов".
В этой связи доводы о нарушении организатором торгов порядка размещения информации о проведении конкурса не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с п. 1.2. Конкурсной документации для участия в конкурсе заявителями представляется конкурсная заявка на участие в конкурсе, которая оформляется в письменном виде по форме согласно приложению N1.
В соответствии с п.1.6 Положения о проведении открытого конкурса заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества.
В соответствии с п.2.1. Положения о проведении открытого конкурса к участию в конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие установленным требованиям.
Формой заявки на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок, установленной конкурсной документацией предусмотрена возможность ее заполнения уполномоченным участником договора простого товарищества. Таким образом, в соответствии с положением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией, в конкурсе также может принять участие простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества. Кроме того, возможность подачи заявки простым товариществом подтверждается фактическими обстоятельствами проведения оспариваемого конкурса, так как для участия в открытом конкурсе уполномоченным участником простого товарищества "Гермес" - ИП Б. А.А. была подана заявка по форме, установленной конкурсной документацией, при этом заявка указанного участника была признана соответствующей конкурсной документации и в последствии простое товарищество "Гермес" в лице уполномоченного участника ИП Б. А.А. было признано победителем торгов по лоту N 1.
Пунктом 2.1 Положения о проведении открытого конкурса закреплено, что к участию в конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие определенным требованиям, в том числе в части принятия на себя обязательства в случае предоставления участнику конкурса права на получение свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в конкурсе. Содержание данного пункта идентично п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ N220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров_", в связи с чем не может быть расценено как создающие предпосылки для предъявления необоснованных требований к отдельным участникам конкурса.
По своему смыслу принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику конкурса права на получение свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в установленные сроки наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в конкурсе, не предполагает наличие у претендента на момент подачи заявки перечисленных в заявке транспортных средств на каком-либо законном основании, а предусматривает обязанность претендента в случае победы предоставить указанные в заявке транспортные средства в соответствующих количестве и комплектности в установленный организатором торгов срок.
Согласно пункту 4 Приказа МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 N 6842) паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях.
Таким образом, заявители, принимающие на себя обязательство подтвердить в установленные сроки наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой, на момент подачи заявки могут не иметь в собственности или на ином законном основании заявленные транспортные средства и как следствие - ПТС обозначенных транспортных средств, в силу чего ПТС не могут быть приложены к заявке на участие в открытом конкурсе вместе с гарантийным обязательством. В этой связи, отсутствие ПТС в составе заявки, содержащей гарантийное обязательство не может быть расценено как нарушение условий проведения торгов, установленных действующим законодательством.
Пунктом 7.1 конкурсной документации обозначены критерии в соответствии с которыми осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе. Согласно п. 7.2 конкурсной документации, шкала для оценки критериев, утверждена решением Курчатовской городской Думы от 23.06.2016 N 44 "Об организации перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования "Город Курчатов" Курской области". Одним из критериев оценки заявок в соответствии с данной шкалой является экологический класс транспортных средств. Таким образом, довод заявителей о необоснованном исключении экологического класса транспортных средств из конкурсной документации опровергается содержанием конкурсной документации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов".
В соответствии с п. 5.2. заявка на участие в конкурсе в числе прочего должна содержать копии документов, подтверждающих характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.
В соответствии со шкалой оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, утвержденной Решение Курчатовской городской Думы от 23.06.2016 N 44 оценке подлежат влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики).
Кроме того, в заявке на участие в открытом конкурсе указываются следующие характеристики транспортных средств: марка, модель, класс ТС, год выпуска ТС, нормативная вместимость пассажиров, экологический класс транспортного средства, оснащение специальным оборудованием, предусмотренным заводом-изготовителем для осуществления безопасной посадки - высадки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками общее число мест для сидения.
Таким образом, перечень документов, представляемый для подтверждения характеристик транспортных средств, предлагаемых для осуществления регулярных перевозок, следует из содержания конкурсной документации и утвержденной формы заявки. Подтверждению подлежат характеристики транспортного средства, которые указываются в заявке и в последующем подлежат оценке конкурсной комиссией. Кроме того, в случае неясности положений конкурсной документации, руководствуясь п. 10 конкурсной документации, любой претендент вправе направить в письменной форме организатору конкурса запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Материалами дела установлено, что обращений о разъяснении положений конкурсной документации от заинтересованных лиц, в том числе подателей жалоб, к организатору торгов не поступало, из чего следует вывод, что положения конкурсной документации, в том числе пункта 5.2 у участников открытого конкурса не вызвало сложности в толковании. Кроме того, как следует из протоколов открытого конкурса, отсутствуют лица, заявки которых были отклонены конкурсной комиссией в связи с непредставлением документов, предусмотренных указанным пунктом. Таким образом, довод заявителей о том, что отсутствие указания конкретных документов в п. 5.2 конкурсной документации порождает неопределенность и создает условия для необоснованного отклонения заявок, является не обоснованным.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства, конкретные обстоятельства дела, руководствуясь статьей 17, статьей 18.1, частью 1 статьи 23, статьей 41, статьи 48, статьей 49 "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать коллективную жалобу граждан на действия организатора торгов - Администрации города Курчатова Курской области при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов" необоснованной.
2. Признать жалобу гр-на на С. Е.Н. на действия организатора торгов - Администрации города Курчатова Курской области при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Курчатов" необоснованной.
3. Производство по делу N02-08-38-2018 прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии /подпись/
Члены Комиссии /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 19 апреля 2018 г. N 02-08-38-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.04.2018