Я, начальник отдела работы с регионами Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы Попкова Ольга Александровна, рассмотрев материалы дела N 4-19.5-129/00-31-18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица - председателя Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК Красноярского края) - <...............................>.
УСТАНОВИЛА:
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении N 4-19.5-129/31-18 и проведении административного расследования от 19.02.2018 N 31/10807/18 в отношении должностного лица - председателя РЭК Красноярского края - <...............................> возбуждено административное дело по признакам правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП (далее - Определение о возбуждении дела об административном правонарушении).
Из Определения о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что по результатам плановой выездной проверки РЭК Красноярского края, проведенной на основании приказа ФАС России от 30.03.2017 N 420/17, в адрес РЭК Красноярского края направлено предписание ФАС России от 09.11.2017 N СП/77992/17, которым предписано:
1. В срок до 01.12.2017 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в отношении
ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго", а именно:
привести в соответствие с действующим законодательством экспертные заключения об установлении цен (тарифов) в отношении
ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго", в том числе провести и отразить в экспертных заключениях анализ экономической обоснованности расходов по всем учтенным статьям затрат, в том числе по статьям затрат "Оплата налогов на прибыль, имущество и иных налогов", "Амортизация основных средств", "Плата за аренду имущества и лизинг", "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка
(со знаком "минус")";
отразить в экспертном заключении результаты оценки обоснованности понесенных ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" расходов, а также расчет корректировок в соответствии с формулами Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом
ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, и их учета при принятии тарифно-балансовых решений.
2. В срок до 01.12.2017 г., по результатам проведенного анализа в соответствии с пунктом 1 предписания, исключить в соответствии с действующим законодательством из состава тарифов в сфере электроэнергетики экономически необоснованные расходы
ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (1/12 от суммы на остаток периода регулирования, остальную часть на 2018 год).
Об исполнении предписания РЭК Красноярского края в течение 10 дней с момента принятия решений, предписанных пунктами 1 и 2 предписания, в установленном законодательством порядке проинформировать ФАС России.
Однако, ФАС России счел неисполненным предписание ФАС России от 09.11.2017 N СП/77992/17 в части анализа экономически обоснованных расходов ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2015 - 2017 годы по статье: "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов".
РЭК Красноярского края письмом от 04.12.2017 N 02-3852 (вх.: N 186438-ЭП/17 от 05.12.2017, N 190466/17 от 12.12.2017) направила отчет об исполнении предписания ФАС России от 09.11.2017 N СП/77992/17.
В приложенных к вышеуказанному письму скорректированных РЭК Красноярского края Заключениях о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Красноярскэнерго"
ОАО "МРСК Сибири" на 2015-2017 годы (далее - Заключения), в том числе по статье "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов" (со знаком "+") отражены цифровые значения и экономически обоснованные расходы ("+" 5 124 571,31 тыс.руб.) без экономического и правового обоснования включения данных расходов в состав НВВ.
Письмом ФАС России от 18.12.2017 N СП/88723/17 в адрес РЭК Красноярского края был направлен запрос о предоставлении в пятидневный срок с момента получения указанного запроса подробного расчета выявленных экономически обоснованных расходов ("+" 5 124 571,31 тыс.руб.) по результатам проведения дополнительного анализа за 2015-2017 годы по статье "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов" (со знаком "+") (с приложением обосновывающих документов и материалов, таблиц расчетов). При рассмотрении ответа на указанный запрос от РЭК Красноярского края, поступившего письмом от 20.12.2017 N 02-4208 (вх.: 195035-ЭП/17 от 20.12.2017, N 195384-М/17 от 20.12.2017, N 200615/17 от 28.12.2017), ФАС России установлено, что представленные органом регулирования расчеты не подтверждают экономическую и правовую обоснованность выявленных экономически обоснованных расходов регулируемой организации на сумму 5 124 571,31 тыс.руб. за 2015-2017 годы.
Кроме того, предписание ФАС России от 09.11.2017 N СП/77992/17 не содержит обязанности по включению РЭК Красноярского края каких-либо дополнительных расходов, а содержит обязанность РЭК Красноярского края в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) исключить из состава НВВ в сфере электроэнергетики экономически необоснованные расходы ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (1/12 от суммы на остаток периода регулирования, остальную часть на 2018 год).
Таким образом, РЭК Красноярского края в срок до 01.12.2017 не исполнила предписание ФАС России от 09.11.2017 N СП/77992/17 в части проведения правового и экономического анализа расходов по статье: "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов" ("+" 5 124 571,31 тыс.руб.) и в части необходимости отражения результатов проведенного анализа в Экспертном заключении.
В рамках проведения административного расследования представителем <...............................> по доверенности - <...............................> представлены объяснения из которых следует, что Предписание выполнено РЭК Красноярского края в полном объеме, в связи со следующим:
Согласно пункту 2 Предписания ФАС от 09.11.2017 N СП/77992/17 обязанность РЭК Красноярского по исключению экономически необоснованных расходов ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" не является безусловной, поскольку поставлена в зависимость от результатов анализа, проведенного в соответствии с пунктом 1 Предписания ФАС от 09.11.2017 N СП/77992/17.
По мнению РЭК Красноярского края анализ экономической обоснованности расходов по всем учтенным статьям затрат и результаты оценки обоснованности расходов ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" в полном объеме отображены в Дополнительном заключении о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири" (далее - Дополнительное заключение), так как по результатам проведенного анализа в соответствии с пунктом 1 Предписания ФАС от 09.11.2017 N СП/77992/17 экономически необоснованные расходы ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" за 2015-2017 годы выявлены на сумму (-) 134 803,55 тыс.руб.
При этом уровень расходов ПАО "МРСК Сибири" на осуществление регулируемой деятельности в 2017 году по сумме величины подконтрольных и неподконтрольных расходов с учетом расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка, объем необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на 2017 год в целом составит 9 615 080,36 тыс.руб. (приложение к Дополнительному заключению), т. е. составит величину, учтенную раннее.
Так, по мнению РЭК Красноярского края, мероприятия, указанные в Предписании ФАС от 09.11.2017 N СП/77992/17 выполнены РЭК Красноярского края в полном объеме с учётом положения пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования). Следовательно, основания для привлечения РЭК Красноярского края и ее руководителя к административной ответственности отсутствуют.
Так же, РЭК Красноярского края, утверждает, что нельзя согласиться с тем, что представленные органом регулирования расчеты не подтверждают экономическую и правовую обоснованность выявленных экономически обоснованных расходов регулируемой организации на сумму (+) 5 124 571,31 тыс.руб. за 2015-2017 годы. Указанные экономически обоснованные расходы выявлены на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности, что соответствует пункту 7 Основ ценообразования.
Таким образом, РЭК Красноярского края считает, что Предписание ФАС от 09.11.2017 N СП/77992/17 выполнено в полном объеме и основания для привлечения должностного лица - председателя РЭК Красноярского края - <...............................> к административной ответственности отсутствуют.
В этой связи, Определением от 19.03.2018 N 31/18623/18 об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу об административном правонарушении N 4-19.5-129/00-31-18 (далее - Определение об истребовании материалов) у должностного лица - председателя РЭК Красноярского края <...............................> были истребованы документы, необходимые для разрешения дела, подтверждающие экономическую обоснованность расчетов органа регулирования, указанных в экспертном заключении о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири" на 2017 год и в приложении письма РЭК Красноярского края, направленного на запрос ФАС России от 18.12.2017 N СП/88723/17.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, оценив в совокупности представленные доказательства, считаю необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - председателя РЭК Красноярского края - <...............................> за отсутствием события правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП в связи со следующим.
Частью 5 статьи 19.5 КоАП установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Анализ экономической обоснованности расходов предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов и является подтверждением правильного установления органом регулирования тарифов.
Пунктом 38 Основ ценообразования установлено что в течении долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические рекомендации), в частности корректировка необходимой валовой выручки производится в отношении:
- подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов;
- неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра;
- необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию;
- необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества оказываемых услуг;
- необходимой валовой выручки, осуществленной в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.
В ходе анализа представленных РЭК Красноярского края документов было выявлено следующее:
При проведении административного расследования у ФАС России возник вопрос определения обоснованности величины экономически обоснованных расходов ПАО "МРСК Сибири" в размере 5 124 517,31 тыс. руб., по результатам дополнительного анализа за 2015-2017 годы.
Так, было установлено, что по статье "Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчёта тарифов" дополнительному учету подлежали расходы в размере 505 310,13 тыс. руб, в том числе:
242 966,85 тыс. руб. - корректировка подконтрольных расходов на 2016 год в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2014 год (Расчёт корректировки осуществлен в соответствии с формулой N 5 Методических указаний по расчёту тарифов с применением метода долгосрочной индексации НВВ от 17.02.2012 N 98-э);
262 343,28 тыс. руб. - корректировка подконтрольных расходов на 2017 год в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2015 год (Расчёт корректировки осуществлен в соответствии с формулой N 5 Методических указаний по расчёту тарифов с применением метода долгосрочной индексации НВВ от 17.02.2012 N 98-э ).
При этом, расчетные величины подтверждаются заключениями о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2013 год и 2014-2017 годы и ранее уже были отражены в экспертных заключениях.
По статье "Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра" подлежат включению расходы в размере 4 086 464,61 тыс. руб.
Данная величина включает в себя:
1. 1 816 456,76 тыс. руб. - частичная компенсация недополученного дохода в связи с расторжением договоров "последней мили" за 2010-2013 гг. Величина компенсации уже была ранее включена в НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" при утверждении НВВ на 2016 год:
- 1 656 605,76 тыс. руб. частичная компенсация недополученного дохода за 2010 - 2013 годы в связи с расторжением договоров "последней мили";
- 159 852,00 тыс. руб. - некомпенсированный остаток по итогам предоставления субсидии в 2014 году.
2. 1 291 681,20 тыс. руб. частичная компенсация недополученного дохода за 2012 год в связи с расторжением договоров "последней мили". Величина компенсации уже была включена в НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" при утверждении НВВ на 2017 год.
349 431,43 тыс. руб. - компенсация не учтённых при регулировании на 2011-2014 гг. расходов по статье "Проценты за пользование кредитом".
Величина компенсации уже была включена в НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" при утверждении НВВ на 2016 год:
(-) 37 443,50 тыс. руб. - сумма, подлежащая изъятию за 2011 год;
(-) 42 587,91 тыс. руб. - сумма, подлежащая изъятию за 2012 год;
(+) 147 144,38 тыс. руб. - сумма, подлежащая компенсации за 2013 год;
(+) 282 309,47 тыс. руб. - частичная сумма компенсации за 2014 год.
908 527,07 тыс. руб. - компенсация не учтённых при регулировании на 2014-2015 гг. расходов по статье "Проценты за пользование кредитом":
(+) 447 260,00 - сумма компенсации расходов за 2014 год;
(+) 743 576,54 тыс. руб. - сумма компенсации за 2015 год;
(-) 282 309,47 тыс. руб. - сумма подлежащая изъятию за 2014 год.
Величина компенсации уже была включена в НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" при утверждении НВВ на 2017 год.
5. (-) 279 634,86 тыс. руб. корректировка по статье "Оплата технологического расхода (потерь)".
По статье "Корректировка необходимой валовой выручки сетевой организации с учётом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию" подлежат включению расходы в размере 532 799,57 тыс. руб.
В качестве подтверждения указанных сумм в ФАС России были в том числе представлены:
- перечни электросетевого оборудования за соответствующий период с указанием протяжённости линий электропередач и иных технических характеристик, необходимых для определения у.е., приказов на ввод основных средств;
- правоустанавливающие документы;
- договоры аренды электросетевого имущества, приказы о принятии на обслуживание бесхозяйных сетей;
- справки о финансировании деятельности с учётом кассовых разрывов;
- кредитные договоры;
- формы "Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме "Отчет о прибылях и убытках" ПАО "МРСК Сибири";
- договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии с ПАО "Красноярскэнергосбыт";
- акты приема-передачи поставленной электрической энергии с протоколами разногласий, счетами-фактурами, выставленными энергосбытовой компанией, за соответствующие периоды 2013 года (для определения фактической цены потерь);
- форма "Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей" N 46-ээ (передача). Объём фактических потерь за 2013 год указан по строке 190 данной формы;
- формы "Расшифровка расходов субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям";
- договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии с ПАО "Красноярскэнергосбыт";
- акты приема-передачи поставленной электрической энергии с протоколами разногласий, счетами-фактуры, выставленные энергосбытовой компанией, за соответствующие периоды 2015 года (для определения фактической цены потерь);
- форма "Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей" N 46-ээ (передача). Объём фактических потерь за 2015 год указан по строке 190 данной формы;
- бухгалтерская и статистическая отчётность филиала ПАО "МРСК Сибири" - Красноярскэнерго", в том числе формы раздельного учёта;
- основные положения бухгалтерской учетной политики ПАО "МРСК Сибири;
- копии налоговых деклараций;
- отчёты об исполнении инвестиционных программ;
- договор с ПАО "ФСК ЕЭС", а так же копии актов выполненных работ, счетов-фактур;
- копии заключенных договоров аренды.
Кроме того, в рамках исполнения предписания ФАС России от 09.11.2017 N СП/77992/17, по результатам проведенного РЭК Красноярского края дополнительного анализа за 2015-2017 годы подлежала исключению из необходимой валовой выручки ПАО "МРСК Сибири" величина экономически необоснованных расходов в сумме (-) 134 803,55 тыс. руб., из них 1/12 в размере (-) 11 233,63 тыс. руб., подлежала учёту в составе необходимой валовой выручки 2017 года, остальная часть - (-) 123 569,92 тыс. руб. подлежала учету в 2018 году.
При этом, органом регулирования была снижена величина сглаживания на 2017 год на сумму 11 233,63 тыс. руб., а на 2018 год согласно письму РЭК Красноярского края от 07.03.2018 N 02-642 из состава НВВ регулируемой организации была исключена оставшееся сумма в размере 123 569,92 тыс. руб.
Исходя из вышеизложенного, РЭК Красноярского края был проведен правовой и экономический анализ расходов по статье "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов" (со знаком "+")
("+" 5 124 571,31 тыс.руб.), а также в Экспертном заключении был отображен результат проведенного анализа.
Таким образом, результаты анализа представленные в ходе проведения административного расследования подтверждают выводы об экономической обоснованности расходов, выданных предписанием ФАС России от 09.11.2017 N СП/77992/17.
Частью 6 статьи 28.7 КоАП установлено, что по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении может быть вынесено при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или при проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП.
Объективная сторона правонарушения заключается в невыполнении виновным лицом в установленный законом срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
Материалы дела и установленные обстоятельства при рассмотрения дела, свидетельствуют от отсутствии объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП, следовательно отсутствует и само событие административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 2.1, пунктом 1 части 1 статьи 24.5, пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9, статьей 26.1, 26.2 КоАП, а также статьями 23.51, 29.10 КоАП,
ПОСТАНОВИЛА:
Производство по делу N 4-19.5-129/00-31-18 об административном правонарушении, возбужденном в отношении должностного лица - председателя РЭК Красноярского края <..............>, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть вышестоящему должностному лицу в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Начальник отдела работы
с регионами Управления регионального
тарифного регулирования О.А.Попкова
Никифорова И.И.
(499) 755-23-23 (доб.: 088-493)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 10 апреля 2018 г. N 4-19.5-129/00-31-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.04.2018