Резолютивная часть решения оглашена "12" апреля 2018
В полном объеме решение изготовлено "17" апреля 2018 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) по рассмотрению жалобы ООО "Финансовый центр ГЦКС"
В присутствии представителя ООО "Финансовый центр ГЦКС" (далее - Заявитель)
В присутствии представителей Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Организатор торгов, Конкурсная комиссия)
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО "Финансовый центр ГЦКС" (вх. N7329/18 от 23.03.2018) на действия Организатора торгов - Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга при организации и проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом (извещение размещено на сайте http://torgi.gov.ru, N010218/8447330/01) документы и сведения по торгам, представленные сторонами,
УСТАНОВИЛА:
Извещение N 010218/8447330/01 опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее - сайт торгов) 01.02.2017.
Предметом конкурса является право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Павловская, дом 63, строение 1.
Согласно протоколу Nб/н от 06.03.2018 рассмотрения заявок на участие в конкурсе (далее - Протокол) Заявителю было отказано в допуске до участия в конкурсе на основании отсутствия в заявке следующих документов:
- выписка из ЕГРЮЛ, полученная не ранее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками;
- копии документов, подтверждающих соответствие претендента требованиям, установленным действующим законодательством к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных Договором управления:
предоставление информации о сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) об официальных печатных средствах массовой информации, в которых раскрывается информация о деятельности претендента;
предоставление сведений об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости;
предоставление сведений о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Организатор торгов против доводов жалобы возражал, указав на то, что проводил торги в соответствии с нормами действующего законодательства, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
В ходе изучения и анализа Комиссией материалов данного конкурса, пояснений сторон, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя:
1) сведения и документы о претенденте:
наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица;
фамилию, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя;
номер телефона;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе;
реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:
документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;
3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Пунктом 54 Правил установлено, что требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 настоящих Правил, не допускается.
Подпунктом 1 пункта 7 тома 2 Конкурсной документации установлено, что Заявка на участие в конкурсе (Приложение N1 к тому 2 конкурсной документации) должна содержать:
- полученная не ранее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки, полученная в отношении юридического лица - для юридического лица (оригинал или нотариально заверенная копия);
Комиссией установлено, что дата начала подачи заявок - 02.02.2018, дата вскрытия конвертов с заявками 06.03.2018.
При этом потенциальные участники конкурса, исполняя требования конкурсной документации лишены возможности подать заявку в период с 02.02.2018 по 05.02.2018.
Правила на содержат требований к выписке ЕГРЮЛ, предоставляемой в соответствии со статьёй 53 Правил.
Таким образом, Организатором торгов неправомерно установлено требование к составу заявки о предоставлении выписки ЕГРЮЛ, полученной не ранее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками.
Комиссией установлено, что заявка ООО "ФЦ ГЦКС" содержит выписку из ЕГРЮЛ, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исходя из вышеизложенного довод Заявителя о неправомерном отклонении заявки - обоснован.
В силу части 4 пункта 161 ЖК Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Требования в отношении конкурса установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила).
Согласно подпункту 1 пункта 15 Правил при проведении конкурса устанавливается требование о соответствии претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя: копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
Подпунктами 7, 8 пункта 41 Правил определено, что конкурсная документация должна содержать требования к участникам конкурса, установленные пунктом 15 настоящих Правил и форму заявки на участие в конкурсе согласно приложению N 4 и утвержденная организатором конкурса инструкция по ее заполнению.
Пунктом 7 тома 2 конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе:
копии документов, подтверждающих соответствие претендента требованиям, установленным действующим законодательством к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных Договором управления:
предоставление информации о сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) об официальных печатных средствах массовой информации, в которых раскрывается информация о деятельности претендента в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
предоставление сведений об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости;
предоставление сведений о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Таким образом, законодательством установлено требование о наличии соответствующей лицензии у лиц, осуществляющих выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
В силу части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 5 Стандарта, управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
сайт управляющей организации;
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 N 124 официальным сайтом в сети Интернет, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет определен сайт портала "Реформа ЖКХ": www.reformagkh.ru.
Таким образом, вышеуказанный нормой установлена обязанность обеспечения свободного доступа к определенной информации, установлен сайт в сети Интернет, с целю обеспечения доступа к информации неограниченного круга лиц.
Установление требований к предоставлению в составе заявки информации о сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) об официальных печатных средствах массовой информации, в которых раскрывается информация о деятельности претендента в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; предоставление сведений об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности; предоставление сведений об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости; предоставление сведений о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации не может свидетельствовать об исполнении претендентом требований части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанное требование подлежит проверке и оценке конкурсной комиссией, в рамках процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Данная позиция также отражена в определении Верховного Суд Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 305-КГ17-11134.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что Организатором торгов установлены требования к составу заявки документов и сведений, не соответствующих пункту 53 Правил, что нарушает пункт 54 Правил.
В силу пункта 70 Правил на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил.
В пункте 18 Правил установлено, что основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53.
Установлено, основания для отказа Заявителю в допуске, отраженные в протоколе не могут быть квалифицированы как основания, поименованные в пункте 18 Правил.
Доказательств обратного Организатором торгов, конкурсной комиссией не представлено.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном отказе в допуске до участия в конкурсе - обоснован.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФЦ ГЦКС" обоснованной.
2. Признать в действиях Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга нарушение пунктов 54, 70 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Организатору торгов Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в срок до 04 мая 2018 года:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения конкурса.
2. Внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с действующим законодательством, с учетом выявленных нарушений.
Продлить срок приема заявок в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом"
Представить доказательства исполнения настоящего Предписания в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.04.2018