Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2018 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодатель-ства в составе: <_>,
при участии представителей:
<_>,
рассмотрев дело N 8-01/118 по признакам нарушения администрацией город-ского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкурен-ции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО "Мой дом" с жалобой на бездействие администрации городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района, в части непроведения конкурса по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" по лотам 153-168, 170.
Приказом Хабаровского УФАС России от 08.11.2017 N945 возбуждено дело о нарушении администрацией антимонопольного законодательства.
Определениями от 25.12.2017, 15.02.2018 рассмотрение дела откладывалось с целью получения необходимых для принятия комиссией решения документов и информации.
Определением от 08.02.2018 срок рассмотрения дела продлен до 08.08.2018.
Представитель заявителя пояснил, что несмотря на отмену постановления администрации от 01.12.2016N 840 МУП "Управляющая компания" заключены договоры управления многоквартирными домами, входящими в состав лотов NN 154, 15, 158, 159, 160, 163, 165, 168, 170, которые на момент проведения конкурса не расторгнуты.
Из пояснений, представленных администрацией, следует, что 20.11.2017 на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого конкурса по от-бору управляющих организаций для управления многоквартирными домами по ло-там указанным лотам, конкурсная документация, постановление от 01.12.2016 N 840 признано утратившим силу.
Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела N8-01/118, установила следующее.
Частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего соб-рания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4 ст. 161).
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую до-кументацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким до-мом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества соб-ственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к обо-рудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходи-мые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному по-требительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким до-мом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собст-веннику помещения в таком доме (ч. 10 ст. 162).
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом ус-тановлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил конкурс проводится на право заключения договоров управления многоквартирным домом либо на право заключения догово-ров управления несколькими многоквартирными домами.
18.10.2016 администрацией на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение N 181016/0124938/01 о проведении конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", конкурсная документация. Конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.
Постановлением администрации от 01.12.2016N 840 "Об определении управ-ляющей организации МУП "Управляющая компания" ответственной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в домах, оставшихся без управления управляющих организаций на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" МУП "Управляющая компания" определена управ-ляющей организацией многоквартирных домов, входящих в состав лотов NN 154, 15, 158, 159, 160, 163, 165, 168, 170.
Договоры управления многоквартирными домами заключены сроком на 3 го-да.
Согласно пункту 73 Правил в случае если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех претендентов, организатор конкурса в течение 3 месяцев проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами.
Подобный конкурс администрацией в установленные сроки не проведен.
Хабаровским УФАС России администрации городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" выдано предупреждение от 24.07.2017 в связи с наличием в бездействии администрации городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в непроведении в соответствии с пунктом 73 Правил конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", о необходимости прекращения указанного нарушения, с целью чего администрации предписано совершить действия по проведению конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" по лотам 153-168, 170, и отмене постановления администрации от 01.12.2016N 840.
09.11.2017 администрацией на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru размещено извещение N 091117/0124938/01 о проведении кон-курса, конкурсная документация. Срок подачи заявок на участие в конкурсе и вскрытия конвертов с заявками 21.12.2017. Выставленные на конкурс многоквар-тирные дома объединены в лоты NN 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206.
Согласно пункту 6 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления много-квартирным домом должен созвать собрание собственников помещений в этом до-ме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое ре-шение ранее не было принято.
Постановлением Администрации от 14.12.2017 N 1214 признано утратившим силу постановление администрации от 01.12.2016N 840, согласно которому МУП "Управляющая компания" с 10.12.2016 должна заключить договоры управления многоквартирными домами.
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления МДК осуществляется в порядке, предусмотренном граждан-ским законодательством. Общий порядок изменения и расторжения договоров рег-ламентирован главой 29 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ).
Статья 450 ГК РФ предусматривает основания изменения и расторжения дого-вора. Согласно части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора воз-можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодек-сом, другими законами или договором.
Администрацией в материалы дела представлены дополнительные соглашения к договорам управления многоквартирными домами от 20.12.2017, согласно кото-рым указанные договоры, заключенные с МУП "Управляющая компания" на осно-вании постановления администрации от 01.12.2016N 840, расторгнуты по согла-шению сторон.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на приня-тие органами местного самоуправления актов, осуществление действий (бездейст-вия) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устра-нению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о на-рушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание усло-вий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограни-чивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4).
К признакам ограничения конкуренции пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относит сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на то-варном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обра-щения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, соз-дающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствую-щих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обра-щения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в пре-доставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предос-тавлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распростра-няется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду по-средством использования административных инструментов.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкурен-цию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном по-рядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятель-ности на нем.
Непроведение конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории городского поселения "Город Никола-евск-на-Амуре", и в отсутствие оснований, исключающих обязанность его прове-дения, ведет к исключению возможности хозяйствующих субъектов при прочих равных условиях претендовать на заключение договора управления многоквартир-ными домами, приводит к ограничению конкуренции.
Неисполнение органом местного самоуправления установленной ЖК РФ, Правилами обязанности провести конкурентные процедуры свидетельствуют о на-рушении установленного указанной статьей запрета.
При разрешении в соответствии со статьей 49 Закона о защите конкуренции вопроса о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного зако-нодательства, комиссией учтено, что администрацией проводится конкурс по отбо-ру управляющих компаний, отменено постановление от 01.12.2016N 840 "Об оп-ределении управляющей организации МУП "Управляющая компания" ответствен-ной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в домах, оставшихся без управления управляющих организаций на территории го-родского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", расторгнуты договоры управ-ления многоквартирными домами.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, стать-ей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать действия администрации городского поселения "Город Никола-евск-на-Амуре", выразившиеся в непроведении в установленный срок открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" по ло-там 153-168, 170, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела N 8-01/118 уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об ад-министративном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Россий-ской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаров-ского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 апреля 2018 г. N 8-01/118
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.04.2018