Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
от заявителя - <...>.;
от организатора торгов - директор ООО "Межрегиональное агентство торгов"<...>., выписка из ЕГРЮЛ от 06.04.2018 года,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу <...>на действия организатора торгов - ООО "Межрегиональное агентство торгов" при проведении открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений, наименование реализуемого имущества - земельный участок общей площадью 909+/-11 кв.м., здание кафе "Центральное" общей площадью 652,5 кв.м., 1959 года постройки, одноэтажное с полуподвалом и двумя пристройками, извещение N 1460112 от 03.03.2018 года на сайте http://fabrikant.ru,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба <...> на действия организатора торгов - ООО "Межрегиональное агентство торгов" при проведении открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений, наименование реализуемого имущества - земельный участок общей площадью 909+/-11 кв.м., здание кафе "Центральное" общей площадью 652,5 кв.м., 1959 года постройки, одноэтажное с полуподвалом и двумя пристройками, извещение N 1460112 от 03.03.2018 года на сайте http://fabrikant.ru.
Заявитель в своей жалобе указал следующее.
Организатор торгов при проведении открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений незаконно установил в качестве одного из требований к заявке - наличие информации о паспортных данных заявителя, не гарантируя сохранность персональных данных.
ООО "Межрегиональное агентство торгов" письмом вх. от 06.04.2018 года N1335 указало следующее.
Согласно пункту 11 статьи 110 Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ "О банкротстве") заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов сведения, в том числе, фамилия, имя, отчество, паспортные данные заявителя (для физического лица).
Таким образом, обязанность предоставлять паспортные данные возлагается на претендента законодательством Российской Федерации.
Согласно Политике обработки персональных данных электронная торговая площадка "Фабрикант" является оператором обработки персональных данных. Пунктом 3.3 Регламента электронной торговой площадки "Фабрикант" установлено, что оператор осуществляет обработку персональных данных Клиентов в соответствии с действующей у оператора Политикой обработки персональных данных.
На основании вышеизложенного организатор торгов не обеспечивает сохранность персональных данных, размещенных на портале электронной площадки. Данную обязанность исполняет электронная торговая площадка.
На заседании Комиссии 09.04.2018 года заявитель дополнил жалобу вх. от 02.04.2018 года N1236 следующими доводами.
Организатором торгов незаконно отклонена заявка <...> на участие в торгах. В качестве причины отказа согласно протоколу заседания комиссии по определению участников торговой процедуры от 30.03.2018 года N2-1460112 указано следующее: копия паспорта представлена не в полном объеме, подтверждение поступления задатка отсутствует, не представлена заявка на участие в торгах.
Однако, заявитель считает, что информация о паспортных данных заявителем была представлена, так как на торговую площадку подавалась копия паспорта; задаток оплачен, копия квитанции об оплате высылалась организатору торгов на адрес электронной почты; заявка соответствует требованиям пункта 11 статьи 110 ФЗ "О банкротстве".
Исследовав жалобу, возражение на жалобу и выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
Сообщение о проведении торгов размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, сообщение N2469342, в газете "КоммерсантЪ" N 30 от 17.02.2018, информация о лоте размещена также на электронной торговой площадке "Фабрикант" извещение N 1460112 от 03.03.2018 года.
Дата определения участников аукциона: не позднее 30.03.2018 18:09 на сайте в сети Интернет по адресу: www.fabrikant.ru.
Дата и время подведения итогов (завершение аукциона): 02.04.2018 года 18:16.
Вид торгов - открытый аукцион с открытой формой подачи ценовых предложений.
Место проведения торгов - на сайте в сети Интернет по адресу: www.fabrikant.ru.
Согласно протоколу заседания комиссии по определению участников торговой процедуры от 30.03.2018 года N2-1460112 участником аукциона признана <...>. <...>отказано в допуске к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом заседания комиссии от 02.04.2018 года N2/2-1460112 комиссией принято решение признать торги несостоявшимися и заключить договор с единственным участником.
Согласно пункту 8 статьи 110 ФЗ "О банкротстве" организатор торгов выполняет следующие функции:
опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;
принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;
определяет участников торгов;
осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;
определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;
уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
В соответствии со статьей 110 ФЗ "О банкротстве" организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника.
Согласно пункту 14 статьи 110 ФЗ "О защите конкуренции" организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом.
Для проведения торгов организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие:
свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы;
право участия в торгах без взимания платы;
возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов;
хранение и обработку в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств криптографической защиты информации;
защиту информации (заявок на участие в торгах и иных документов), представляемой заявителями, в том числе сохранность этой информации, предупреждение уничтожения информации, ее несанкционированного изменения и копирования;
создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе протоколов комиссии о результатах проведения торгов;
бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов.
1. Согласно пункту 11 статьи 110 ФЗ "О банкротстве" заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:
выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
Согласно пункту 12 статьи 110 ФЗ "О банкротстве" решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Таким образом, законодателем закреплено, что претенденту на участие в торгах необходимо представлять сведения о своих паспортных данных в подаваемой заявке.
На основании вышеизложенного, довод заявителя о незаконном требовании организатора торгов о представлении сведений о персональных данных Комиссия признает необоснованным.
2. Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных" оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Пунктом 3.3 Регламента торгового портала "Фабрикант" предусмотрено, что оператор портала осуществляет обработку персональных данных Клиентов (Клиент - это юридическое или физическое лицо, зарегистрировавшееся на Портале и разместившее на нем информацию о себе) в соответствии с действующей у Оператора Политикой обработки персональных данных. Клиент Портала в момент осуществления регистрационных действий или при первом входе на Портал, используя при этом выданные Оператором Портала аутентификационные данные (логин, пароль) или свою электронную подпись, соглашается с тем, что Оператор Портала будет обрабатывать принадлежащие Клиенту Портала персональные данные в составе: фамилия, имя, отчество, контактный телефон, паспортные данные, место работы, должность и иные данные, которые могут стать доступны Оператору Портала из представленных Клиентом Портала документов. Оператор Портала осуществляет обработку персональных данных для целей идентификации субъекта персональных данных на Портале как самим Оператором Портала, так и другими зарегистрированными на Портале лицами, без чего предоставление Оператором Портала полного комплекса услуг, определенного п. 1.1.1 настоящего Регламента, невозможно. Согласно пункту 1.1.3 Регламента Клиент соглашается с настоящим Регламентом при регистрации на Портале.
Согласно пункту 1.3 Требований к операторам электронных площадок к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495, Оператор электронной площадки должен обеспечивать:
а) конфиденциальность средств идентификации организаторов торгов, лиц, представивших заявки на участие в торгах, участников торгов;
б) защиту информации, содержащейся в заявках на участие в торгах, иных документах, представляемых участниками торгов, в том числе сохранность этой информации, предупреждение и пресечение уничтожения информации, ее несанкционированных изменения и (или) копирования, нарушения штатного режима обработки информации, включая технологическое взаимодействие с другими информационными системами, в том числе путем применения мер по защите информации, обеспечивающих:
защиту информации, содержащейся на электронной площадке, от несанкционированного доступа;
антивирусную защиту;
обнаружение (предотвращение) вторжений;
целостность электронной площадки и информации, в том числе резервное копирование и восстановление информации;
доступность информации, в том числе защиту электронной площадки от угроз безопасности информации, направленных на отказ в обслуживании электронной площадки.
Согласно подпункту "к" пункта 2.1 указанного документа электронная площадка должна обеспечивать: создание, обработку и хранение в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, участниками торгов, а также протоколов о результатах проведения торгов в соответствии с порядком проведения торгов. Обеспечивать хранение в электронной форме указанных документов в течение десяти лет с даты подписания протокола о результатах проведения торгов.
Таким образом, организатор торгов не обеспечивает сохранность персональных данных, размещенных на портале электронной площадки. Данная обязанность возложена на электронную торговую площадку. В связи с тем, что <...>зарегистрировался на торговом Портале "Фабрикант", следовательно, дал свое согласие на обработку персональных данных.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о том, что организатор торгов должен обеспечивать защиту персональных данных, Комиссия признает необоснованным.
3. Согласно протоколу заседания комиссии по определению участников торговой процедуры от 30.03.2018 года N2-1460112 в качестве причины отказа признания претендента участником указано следующее:
- копия паспорта представлена не в полном объеме;
- подтверждение поступления задатка отсутствует;
- не представлена заявка на участие в торгах
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что <...>для участия в торговой процедуре на сайт ЭТП "Фабрикант" 29 марта 2018 года были загружены следующие документы: договор задатка, доверенность, выписка, паспорт.
Согласно пункту 11 статьи 110 ФЗ "О банкротстве" претендент на участие в торгах обязан представлять данные паспорта, однако, законодательством не возлагается на претендента обязанность предоставления копии всех страниц паспорта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России признает действие организатора торгов, выразившееся в указании в качестве причины отказа признания претендента участником не представление копии паспорта в полном объеме, нарушением пункта 12 статьи 110 ФЗ "О банкротстве".
4. В качестве одной из причин отказа признания <...>участником торгов организатор торгов указал не поступление денежных средств на счет.
На заседании Комиссии Заявитель указал, что денежные средства с его стороны перечислялись на счет, указанный в сообщении о проведении торгов, копия платежного поручение была выслана на адрес электронной почты организатора торгов.
Организатор торгов заявил, что со стороны Заявителя копия платежного поручения не была представлена на момент признания претендентов участниками. Представитель ответчика на заседании Комиссии заявил, что ООО "Межрегиональное агентство торгов" как организатор торгов не имеет доступа к счету должника, информация о не поступлении денежных средств на счет была получена устно от конкурсного управляющего.
На заседание Комиссии Мордовского УФАС России документы, свидетельствующие о поступлении либо не поступлении задатка, уплаченного заявителем, организатором торгов не представлены.
Согласно ФЗ "О банкротстве" на претендента не возлагается обязанность предоставления подтверждения поступления задатка на счет. Организатор торгов принимает решение о допуске заявителей на основании проверки наличия всей необходимой информации в соответствии с законодательством.
Таким образом, указание организатором торгов в протоколе в качестве причины отказа признания претендента участником торгов - "не поступление задатка на счет" является незаконным.
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя и о нарушении организатором торгов пункта 12 статьи 110 ФЗ "О банкротстве".
5. Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что сама заявка претендента, которая отвечает требованиям пункта 11 статьи 110 ФЗ "О банкротстве" <...> не подавалась. На заседании Комиссии заявитель подтвердил данный факт.
В соответствии с пунктом 12 статьи 110 ФЗ "О банкротстве" данный факт является основанием для отказа в признании заявителя участником торгов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя о нарушении организатором торгов пункта 12 статьи 110 ФЗ "О банкротстве", выразившемся в указании в качестве причины отказа признания претендента участником отсутствие заявки претендента.
Ознакомившись с материалами жалобы, выслушав представителей ответчика и заявителя, Комиссия Мордовского УФАС России признает жалобу <...>обоснованной.
В тоже время Комиссией Мордовского УФАС России при рассмотрении жалобы <...> учтено следующее.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" разъяснено, что нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки, поэтому лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса. Согласно пункту 5 указанного информационного письма при рассмотрении вопроса о недействительности публичных торгов ввиду
допущенных нарушений подлежит выяснению вопрос о том, являются ли допущенные нарушения существенными и повлияли ли они на результат торгов.
В связи с этим решение антимонопольного органа о признании или непризнании факта нарушения организатором торгов порядка организации и проведения торгов должно зависеть от того, являются ли такие нарушения формальными или существенными, либо от того, повлияли ли такие нарушения на результат торгов.
Комиссия Мордовского УФАС России считает, что в данном случае имеет место формальное нарушение организатором торгов требований ФЗ "О банкротстве", не повлекшее за собой нарушение результата торгов, и, как следствие, не повлекшее нарушений прав иных лиц, в том числе и лица, обратившегося с жалобой.
На основании вышеизложенного выдача предписания по отмене протокола заседания комиссии по определению участников торговой процедуры от 30.03.2018 года N2-1460112 не повлечет за собой изменения результата торговой процедуры, так как заявка <...>не соответствует пункту 11 статьи 110 ФЗ "О банкротстве" и не подлежит допуску к участию в торговой процедуре.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу <...> (вх. от 02.04.2018 года N1236) обоснованной.
Предписание ООО "Межрегиональное агентство торгов" не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.04.2018