Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<...>а - заместителя руководителя Московского УФАС России,,
членов Комиссии:
<...>а - заместителя начальника правового отдела,
<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,
при участии представителей:
от заказчика - АО "Международный аэропорт "Внуково": <...> (по доверенности от 15.03.2018 N 05-916), <...> (по доверенности от 15.03.2018 N 05-915);
в отсутствие ООО "АОК" (надлежащим образом извещено письмом от 14.03.2018 N ИГ/11995/18),
рассмотрев жалобу ООО "АОК" на действия заказчика - АО "Международный аэропорт "Внуково" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по оценке объекта оценки по состоянию на дату оценки (реестровый N 31806196200) (далее
- Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в неосновательном установлении в Закупочной документации подкритерия оценки заявок "Выручка участника закупки".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о Конкурсе такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
16.02.2018 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
28.02.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по оценке объекта оценки по состоянию на дату оценки с начальной (максимальной) ценой договора 5 133 000,00 руб (реестровый N 31806196200).
Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок
- 13.03.2018. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов Закупки - 27.03.2018.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
-порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 7 статьи 22.2 Положения о закупках оценка и сопоставление Заявок на участие в запросе предложений осуществляется в соответствии с критериями и порядком, указанными в Закупочной документации.
Согласно пункту 1 Формы 2 "Предложение о квалификации участника процедуры закупки" участником представляется "Выручка участника закупки", где требуется указать размер выручки за 2016 год. Если участник не имеет выручки, то в столбце 3 указывается слово "отсутствует".
Согласно пункту 23 Информационной карты Закупочной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (часть 12 п. 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ):
Критерий N1 - Цена договора
коэффициент значимости - 0,2
Оценивается сумма, предложенная в заявке участника - 20%
Критерий N 2 -Квалификация участника процедуры закупки - 80%
коэффициент значимости - 0,8
Для оценки заявки участника закупки по критерию оценки "Квалификация участника процедуры закупки" устанавливаются показатели, раскрывающие содержание указанного критерия, их величины значимости и порядок расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям:
N п/п |
Наименование критерия оценки "Квалификация участника процедуры закупки " |
Максимальное количество баллов |
1. |
Выручка участника закупки |
60 |
2. |
Количество договоров по оценке недвижимого имущества и/или акций и/или долей и/или прав аэропортов и аэропортовых комплексов, исполненных в период 2015-2017 гг., подтвержденных актами выполненных работ |
30 |
3. |
Рейтинг участника в списке Оценщиков-партнеров ПАО "Сбербанк России" в соответствии с данными рейтинга на сайте ПАО "Сбербанк России" https://www.sberbank.ru/ru/legal/partners/partner_drkk/rating |
10 |
Итого: |
100 |
Сумма максимальных значимостей всех критериев составляет 100%.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 24 Информационной карты Закупочной документации предусмотрен порядок оценки заявок по Критерию N 2 "Квалификация участника процедуры закупки":
N п/п |
Наименование подкритерия (показателя) |
Максимальное значение показателя, баллы |
1 |
Выручка участника закупки |
60 |
Оценке и сопоставлению по данному подкритерию подлежит размер выручки участника закупки по итогам 2016 года. В качестве подтверждения участник должен предоставить в составе заявки копию заверенного уполномоченным лицом участника закупки Отчета о прибылях и убытках за 2016 год.
Размер указанной в Отчете о прибылях и убытках выручки за 2016 год участник должен указать в Форме 2 "Предложение о квалификации участника процедуры закупки" в тыс. руб.
Указание в Форме 2 размера выручки за 2016 год без предоставления в составе заявки копии заверенного уполномоченным лицом участника закупки Отчета о прибылях и убытках за 2016 год будет рассматриваться как несоответствие заявки требованиям закупочной документации и является риском участника. Декларирование размера выручки участника закупки по итогам 2016 года не предусмотрено.
Если участник не имеет выручку по итогам 2016 года, то в Форме 2 он указывает слово "отсутствует", и тогда отсутствие в составе заявки копии заверенного уполномоченным лицом участника закупки Отчета о прибылях и убытках за 2016 год не будет рассматриваться как несоответствие заявки требованиям закупочной документации, а такой участник получает 0 (ноль) баллов.
Баллы участникам, имеющим выручку по итогам 2016 года, выставляются по формуле:
Бв = Вi/Вmax х 60, где:
Бв - бальная оценка по критерию "Выручка участника закупки" для i-го участника;
Вmax - максимальная годовая выручка по заявкам, поступившим на запрос предложений;
Вi - размер годовой выручки участника по i-й заявке.
Таким образом, Заказчиком установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритерию "Выручка участника закупки".
Заявителем оспаривается установление в Закупочной документации данного подкритерия, в связи с тем, что, по мнению Заявителя, данный сведения о выручке не являются показателем квалификации и качества услуг компании.
Заказчик возражал против доводов жалобы, ссылаясь на то, что условие о размере выручки участника является для Заказчика принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности, установление требования к размеру указанной в Отчете о прибылях и убытках выручки за 2016 год связано с объективной потребностью Заказчика и не может привести к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, изучив представленные в материалы дела доказательства, доводы жалобы и возражения Заказчика установила следующее.
Согласно положениям Закупочной документации оценке и сопоставлению по спорному подкритерию подлежит размер выручки участника закупки по итогам 2016 года, при этом, с чем именно Заказчик будет сопоставлять данное условие, из Закупочной документации не следует. В рассматриваемом случае отсутствует объективная связь между данным подкритерием и предметом Закупки, в связи с чем не представляется возможным определить, как данный показатель позволит Заказчику оценить квалификацию участника закупки в части опыта оказания услуг по оценке объекта оценки по состоянию на дату оценки.
Также Комиссией установлено, что за соответствие спорному подкритерию участник может получить 60 баллов, что, в свою очередь, представляется Комиссии не отвечающим принципам обеспечения конкуренции. Сравнивая весовую нагрузку указанного подкритерия с другими: N 2 "Количество договоров по оценке недвижимого имущества и/или акций и/или долей и/или прав аэропортов и аэропортовых комплексов, исполненных в период 2015-2017 гг., подтвержденных актами выполненных работ" и N 3 "Рейтинг участника в списке Оценщиков-партнеров ПАО "Сбербанк России" в соответствии с данными рейтинга на сайте ПАО "Сбербанк России" https://www.sberbank.ru/ru/legal/partners/partner_drkk/rating", вес которых составляет 30 и 10 баллов соответственно, установление веса спорного подкритерия "Выручка участника закупки" в 60 баллов обеспечит преимущество участникам с крупным денежным оборотом, но не участникам, имеющим опыт оказания аналогичных предмету Закупки услуг, подтвержденный договорами.
Выявленные обстоятельства фактически свидетельствуют о том, что порядок оценки заявок, установленный Заказчиком, вопреки его доводам об обратном, не отвечает принципам осуществления закупок и влечёт невозможность объективной оценки предложений участников торгов.
При этом, тот факт, что Заказчик желает получить услуги от организации, которая не является так называемой "фирмой-однодневкой" и имеет стабильные финансовые показатели, фактически означает лишь необходимость установления данных требований в закупочной документации в качестве самостоятельно значимых положений.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о подтверждении доводов жалобы Заявителя в части неправомерности установления в Закупочной документации спорного подкритерия.
Заказчиком доказательств обратного при рассмотрении жалобы не представлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 22.2 Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной.
Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1
статьи 3 Закона о закупках, пункта 22.2 Положения о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>а
ООО "АОК"
ул. Нижн. Красносельская, д. 21, Москва, 105066
АО "Международный аэропорт "Внуково"
ул. 1-я Рейсовая, д. 12, Москва, 119027
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-447/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.03.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<...>а - заместителя руководителя Московского УФАС России,,
членов Комиссии:
<...>а - заместителя начальника правового отдела,
<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 11.12.2017 по делу N 1-00-447/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО "Международный аэропорт "Внуково" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по оценке объекта оценки по состоянию на дату оценки (реестровый N 31806196200) (далее - Закупка):
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 16.03.2018 по делу N 1-00-447/77-18.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 30.04.2018.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 04.05.2018 включительно с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>а
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 марта 2018 г. N 1-00-447/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.04.2018