Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N 12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии - "_"; членов Комиссии: "_",
в присутствие представителя заявителя - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" в лице Филиала ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" по Оренбургской области: "_" (доверенность N31/29 от 01.12.2017 г.);
в присутствии представителей заказчика - ООО "Оренбург Водоканал": "_" (доверенность N85 от 05.09.2017 г.), "_" (доверенность N8 от 09.01.2018 г.), "_" (доверенность N54 от 03.042018г.),
рассмотрев жалобу ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" в лице Филиала ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" по Оренбургской области на действия ООО "Оренбург Водоканал" при проведении запроса предложений в электронной форме (ЭТП ГПБ) на оказание услуг по охране объектов для нужд ООО "Оренбург Водоканал" на 2018-2019 (извещение N 31806278944),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба от 27.03.3018 г. N74 (вх.N2127к от 28.03.2018 г.) ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" в лице Филиала ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" по Оренбургской области (460052, г.Оренбург, ул.Липовая, д.1) (далее - заявитель) на действия ООО "Оренбург Водоканал" (460001, г.Оренбург, ул.Потехина, д.41) (далее - заказчик, ответчик) при проведении запроса предложений в электронной форме (ЭТП ГПБ) на оказание услуг по охране объектов для нужд ООО "Оренбург Водоканал" на 2018-2019 (извещение N 31806278944).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению. При принятии жалобы к рассмотрению антимонопольным органом учитывалось, что срок подачи заявок на момент поступления жалобы не истек, в связи с чем, лицо, не принимавшее участие в закупке вправе обжаловать действия заказчика.
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заказчику выставлено требование о приостановлении запроса предложений в электронной форме до рассмотрения указанной жалобы по существу.
Заявитель считает, что охрану объектов ООО "Оренбург Водоканал", являющихся предметом указанной закупки вправе, в силу действующего законодательства, осуществлять организации, уполномоченные на оказание услуг по охране объектов на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Рассмотрение жалобы было назначено на 05.04.2018 г. в 10 часов 00 минут. В Комиссии объявлялся перерыв до 06.04.2018 г. 15 часов 00 минут.
Представитель заявителя на заседании Комиссии поддержал позицию, изложенную в жалобе.
Представители ответчика не согласились с доводами жалобы, представили письменный отзыв на жалобу N2968 и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" 135 - ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ч.1 ст.3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
23.03.2018 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме (ЭТП ГПБ) на оказание услуг по охране объектов для нужд ООО "Оренбург Водоканал" на 2018-2019 (извещение N31806278944). Дата и время окончания подачи заявок - 03.04.2018 г. 12:00 (по местному времени).
Согласно ч.1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО "Оренбург Водоканал" утверждено решением общего собрания участников N63 от 24.10.2017 г.
Документация по данной закупке утверждена ООО "Оренбург Водоканал" в 2018 г., размещена на сайте www.zakupki.gov.ru 23.03.2018 г. (далее - Документация).
Согласно п.13 Информационной карты Документации предметом закупки является оказание услуг по охране объектов для нужд ООО "Оренбург Водоканал" на 2018-2019 согласно Техническому заданию (Приложение N1 Закупочной документации) и Проекту договора (Приложение N 2 Закупочной документации).
В п.12 Информационной карты Документации указано, что ограничений по участию в закупке не установлено.
Подробные требования к продукции изложены в Техническом задании (Приложение N1 Закупочной документации) и Проекте договора (Приложение N 2 Закупочной документации) (п.15 Информационной карты Документации).
В соответствии с Техническим заданием Документации необходимая к оказанию услуга - организация физической охраны 11 объектов (количество постов: 23) среди которых 4 насосных станции, 1 насосно-фильтровальная станция.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (приложением N1) утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях (п.14).
В Федеральном законе от 21.07.1997 г. N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" раскрывается понятие гидротехнических сооружений.
Согласно ст.3 указанного Закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ГТС).
Таким образом, среди перечня объектов, подлежащих охране имеются объекты, относящиеся в силу действующего законодательству к ГТС, в связи с чем частная охранная деятельность на данные объекты не распространяется.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в Документации содержатся требования, ограничивающие участие в закупке организаций, не осуществляющих частную охранную деятельность (ведомственной охраны).
В п.6 Технического задания Документации установлены требования к охранной организации, среди которых требование о наличии действующей лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность с распространением деятельности в регионе несения службы, либо на территории Российской Федерации, наличие оружия и специальных средств, отвечающих требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587.
Критерии и порядок оценки сопоставления предложений приведены в приложении N4 к Документации. Среди которых: наличие оружия и специальных средств отвечающих требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587, наличие форменной одежды охранников в соответствии с требованиями ст.12 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", наличие у охранников квалификационного 6 разряда, наличие у участника закупки действующих лицензии и иных разрешительных документов (разрешений, свидетельств) на оказание необходимых видов охранных услуг. Несоответствие названным критериям является основанием для отклонения заявки участника от участия в закупке.
Следует отметить, что ведомственная охрана действует на основании нормативных правовых актов, устанавливающих ее полномочия, а не в силу лицензий и свидетельств на осуществление определенных видов работ.
Кроме того, приложением N3 к договору является Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах ООО "Оренбург Водоканал". Проанализировав указанный документ, Комиссия установила, что он регламентирует организацию служебной деятельности частных охранников, права и обязанности, а также действия частных охранников в нештатных ситуациях.
На заседании Комиссии представители ООО "Водоканал Оренбург" пояснили, что среди объектов, подлежащих охране отсутствуют гидротехнические сооружения, кроме того, закупка проводится в целях осуществления физической охраны имущества, находящегося внутри помещений на объектах согласно Технического задания Документации, а не самих объектов, в связи с чем частная охранная деятельность в данном случае допустима.
В подтверждение того, что на балансе ООО "Оренбург Водоканал" имеется единственный объект относящийся к гидротехническим сооружениям в материалы дела заказчиком представлен Акт проверки в отношении ООО "Оренбург Водоканал" N34-1581-рпо-781А от 30.05.2013 г., составленный Западно-Уральским управлением Ростехнадзора. Согласно данному акту в 2013 г. осуществлялась выездная проверка берегоукрепления лучевого водозабора, являющегося ГТС.
Комиссия считает, что указанный документ не свидетельствует о наличии на балансе ООО "Оренбург Водоканал" единственного объекта, относящегося к ГТС.
Согласно проекту договора (приложение N2 к документации) "объект охраны" - передаваемое заказчиком под охрану в соответствии с настоящим договором недвижимое имущество (здания, строения, сооружения, помещения, территории), а также товарно-материальные ценности.
В перечень услуг, оказываемых исполнителем по договору включена: охрана объекта охраны стационарными и подвижными постами охраны (патрулирование мобильными группами) охранников, включая находящиеся на объекте охраны товарно-материальные ценности (п.2.2. проекта договора).
Таким образом, что в перечень объектов подлежащим охране входит как сами объекты (территория, помещения), так и иное имущество, находящееся в их составе.
Кроме того, в материалы дела заказчиком представлена копия договора N1154 об оказании охранных услуг от 26.06.2017 г., заключенного ООО "Оренбург Водоканал" с ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области". Согласно указанному договору охрана объектов, в числе которых насосные станции (1 из них является объектом охраны по закупке N31806278944), осуществляется посредством кнопок тревожного сигнала. Комиссия считает, что данный факт не исключает возможность оказания услуг физической охраны объектов также, ведомственной охранной организацией.
Исходя из выше изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в перечень объектов, подлежащих охране по данной закупке входят объекты, относящиеся в силу действующего законодательства к гидротехническим сооружениям, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Вместе с тем, Документация по данной закупке составлена таким образом, что исключает возможность участия в закупочной процедуре ведомственной охраны, правомочной осуществлять охрану объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
При проведении закупки N 31806278944 заказчиком нарушен основополагающих принцип осуществления закупок - равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках).
Проанализировав действующее законодательство, документы, представленные в материалы дела, учитывая выявленное нарушение, а также тот факт, что на участие в данной закупке не было подано ни одной заявки, Комиссия делает вывод о необходимости аннулирования запроса предложений в электронной форме (ЭТП ГПБ) на оказание услуг по охране объектов для нужд ООО "Оренбург Водоканал" на 2018-2019 (извещение N 31806278944).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" в лице Филиала ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" по Оренбургской области на действия ООО "Оренбург Водоканал" при проведении запроса предложений в электронной форме (ЭТП ГПБ) на оказание услуг по охране объектов для нужд ООО "Оренбург Водоканал" на 2018-2019 (извещение N 31806278944) обоснованной.
2. Заказчику - ООО "Оренбург Водоканал" выдать предписание об аннулировании запроса предложений в электронной форме (ЭТП ГПБ) на оказание услуг по охране объектов для нужд ООО "Оренбург Водоканал" на 2018-2019 (извещение N31806278944).
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии
Предписание по делу N 07-16-30/2018
об аннулировании торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - "_"; членов Комиссии: "_",
руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 11.04.2018 г. по делу N 07-16-30/2018,
предписывает:
1. Заказчику - ООО "Оренбург Водоканал" в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания аннулировать запрос предложений в электронной форме (ЭТП ГПБ) на оказание услуг по охране объектов для нужд ООО "Оренбург Водоканал" на 2018-2019 (извещение N 31806278944).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.7.2 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 13 апреля 2018 г. N 07-16-30/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.04.2018