Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Попов В.Г. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Козинина О.Г. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Михина Н.Н. - государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 6-5Р по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Вереск" (г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 234Г, офис 2, ИНН 3662129844) (далее - ООО "Вереск"), обществом с ограниченной ответственностью "Визуалконтакт" (г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 24, ИНН 3662162383) (далее - ООО "Визуалконтакт"), обществом с ограниченной ответственностью "АГРОСНАБ" (г. Воронеж, ул. Планетная, 26, офис 168, ИНН 3661079012) (далее - ООО "АГРОСНАБ"), обществом с ограниченной ответственностью "Лайф Медиа" (г. Воронеж, ул. Ленинградская, 2, офис 405, ИНН 3663110839) (далее - ООО "Лайф Медиа") требований пункта 1 части 3 статьи 5 и статьи 8 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии: представителя ООО "Вереск" - <_>, представителя ООО "Визуалконтакт" - <_>, <_> ООО "Лайф Медиа" - <_>, представителя ООО "АГРОСНАБ" - <_>,
У С Т А Н О В И Л А:
15.01.2018 г. государственным инспектором отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Михиной Н.Н. совместно с сотрудниками указанного отдела Лисенко С.А. и Федирчуком Н.М. в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе выявлен факт распространения следующей информации: "Грядка Интернет магазин Только у нас самые свежие овощи и фрукты орехи, сухофрукты, напитки и многое другое. *бесплатная доставка промокод на скидку 5% ЛИФТ экономия сил и времени www.VERECK.com По всем вопросам звоните по телефону: 258-62-72 +7(900)944-27-01 *Промокод действителен с 01 по 31 января 2018 *бесплатная доставка от 1000 руб.".
Рассматриваемая информация размещена внутри лифтовой кабины (г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 22/1, подъезд N 2) и расположена в нижней части (середина) рекламной конструкции в виде баннера, размещенного на стене внутри кабины лифта (справа от входа), о чем в присутствии указанных сотрудников составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями на 3 (трех) листах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе является Интернет магазин Грядка и предлагаемые им товары.
В соответствии с пунктами 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального Закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В рассматриваемой рекламе для характеристики объектов рекламирования использованы словосочетания "Только у нас самые" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение, таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии со статьей 8 ФЗ "О рекламе", в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемой рекламе отсутствует необходимая информация о продавце товаров.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 и статьи 8 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 ФЗ "О рекламе".
Воронежским УФАС России установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Вереск", рекламораспространителем ООО "Визуалконтакт".
16.01.2018 г. в отношении ООО "Вереск" и ООО "Визуалконтакт" возбуждено дело N 6-5Р. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут "14" февраля 2018 года.
14.02.2018 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения к участию в деле N 6-5Р заинтересованного лица - ООО "Лайф Медиа", рассмотрение дела отложено на 12 часов 00 минут "14" марта 2018 года, срок рассмотрения дела продлен до "16" апреля 2018 года.
14.03.2018 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения к участию в деле N 6-5Р заинтересованного лица - ООО "АГРОСНАБ", рассмотрение дела отложено на 10 часов 00 минут "05" апреля 2018 года.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено следующее.
13.11.2017 г. между ООО "АГРОСНАБ" (Заказчик) и ООО "Медиа" (Исполнитель) заключен договор N 326 на оказание рекламных услуг по размещению, демонстрации и техническому обслуживанию рекламной информации на рекламных стендах в лифтовых кабинах жилых домов г. Воронежа.
Исходя из Приложения N 1 к договору б/н от 11.08.2016 г., заключенного между ООО "Лайф Медиа" и ООО "АГРОСНАБ" на размещение рекламных мест в лифтах жилых домов г. Воронежа, срок рекламной кампании с 16.12.2017 г. по 31.12.2017 г.
Согласно выписок из ЕГРЮЛ ООО "Медиа" и ООО "Лайф Медиа" являются группой лиц в соответствии со статьей 9 ФЗ "О защите конкуренции" (т.к. директором данных Обществ является одно и тоже лицо <_>).
Исходя из пояснений ООО "Лайф Медиа" следует, в том числе, что "в декабре в нашу организацию обратился представитель ООО "Агроснаб" с целью размещения рекламы в лифтах. Размещение состоялось в декабре 2017 года. В процессе размещения возникли некоторые недочеты. Представитель ООО "Визуалконтакт (является нашим подрядчиком в данной сделке), предложило в качестве компенсации ООО Агроснаб бесплатное размещение их рекламы в январе. Макет был получен нашим менеджером от представителя ООО Агроснаб, посредством электронной почты и переслан менеджеру ООО Визуалконтакт с помощью той же электронной переписки (сканы прилагаются)/_/".
Кроме того, из материалов дела следует, что между ООО "Лайф Медиа" и ООО "Визуалконтакт" заключен договор N 0804 от 09.08.2016 г. на оказание рекламных услуг по размещению, демонстрации и техническому обслуживанию рекламной информации на рекламных стендах в лифтовых кабинах жилых домов г. Воронежа. Срок действия договора до 31 декабря 2018 года.
Согласно Приложению N 10 к указанному договору, срок рекламной кампании с 16.12.2017 г. по 31.12.2017 г.
Из письменных объяснений от 06.02.2018 г. ООО "Визуалконтакт", следует, в том числе, что "в связи с тем, что тираж на январь 2018 года формировался сразу на два периода: с 01.01.2018 по 15.01.18 и с 16.01.18 по 31.01.18 (связано с уходом в отпуск всех сотрудников организации и длительными каникулами), задержкой утверждения макетов рекламодателем по разным причинам и, соответственно, задержкой формирования общих рекламных плакатов для сдачи тиража в типографию) и в связи со всеми вышеуказанными событиями-создавшейся стрессовой ситуации, я не проверил присланный ООО "Лайф Медиа" (готовый к размещению) макет от ООО "Вереск", на предмет соответствия Федеральному закону "О рекламе" и поместил последний в общий плакат (в макете отсутствовали: полное наименование торговой организации, места её нахождения и номера государственной регистрации юридического лица)/_/".
Комиссия, рассмотрев материалы дела, принимая во внимания пояснения лиц, участвующих в деле приходит к следующим выводам.
ООО "АГРОСНАБ" заказало размещение рассматриваемой рекламы в период с 16.12.2017 г. по 31.12.2017 г.
Согласно пояснениям ООО "АГРОСНАБ" и имеющимся в материалах дела доказательствам, распространение рассматриваемой рекламы было заказано ООО "АГРОСНАБ" в период с 16.12.2017 г. по 31.12.2017 г. В январе 2018 года ООО "АГРОСНАБ" не заказывало размещение рассматриваемой рекламы, в связи с чем, данное Общество является рекламодателем рассматриваемой рекламы именно в указанный период (с 16.12.2017 г. по 31.12.2017 г.).
Таким образом, из пояснений ООО "АГРОСНАБ" и материалами дела установлено, что данное Общество на момент фиксации, а соответственно и в настоящее время не распространяло/не распространяет рассматриваемую рекламу, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи ООО "АГРОСНАБ" Предписания.
Вместе с тем, согласно Акту осмотра объектов рекламы (рекламных конструкций) размещение спорной рекламы зафиксировано сотрудниками Воронежского УФАС России 15.01.2018 г.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено и не оспаривалось ООО "Визуалконтакт", что размещение рассматриваемой рекламы было осуществлено данным Обществом в декабре 2017 года и январе 2018 года. В январе по собственной инициативе на бесплатной основе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в январе 2018 года, (т.е. на момент фиксации) является ООО "Визуалконтакт".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела N 6-5Р Комиссией также установлено, что ООО "Вереск" не утверждало макет рассматриваемой рекламы и не заключало договоров на ее размещение.
Таким образом, в связи с тем, что ООО "Вереск" не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем, ни рекламопроизводителем спорной рекламы, Комиссия приходит к выводу о прекращении производства по делу N 6-5Р в отношении данного Общества в связи с отсутствием в его действиях нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 и статьи 8 ФЗ "О рекламе".
Кроме того, учитывая пояснения ООО "Лайф Медиа", данное Общество не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, поскольку выступает в качестве посредника между рекламодателем - ООО "АГРОСНАБ" и рекламораспространителем - ООО "Визуалконтакт". ООО "Лайф Медиа" не определяло содержание рассматриваемой рекламы, а приняло готовый рекламный макет от ООО "АГРОСНАБ" и передало его ООО "Визуалконтакт" для размещения в лифтах.
В ходе рассмотрения дела, ООО "АГРОСНАБ" и ООО "Визуалконтакт" указанный факт не оспаривали.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Лайф Медиа" нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 и статьи 8 ФЗ "О рекламе", в связи с чем, производство делу N 6-5Р в отношении данного Общества подлежит прекращению.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе", антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с отсутствием в материалах дела N 6-5Р доказательств, прекращения рассматриваемого нарушения, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО "Визуалконтакт" предписания об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Грядка Интернет магазин Только у нас самые свежие овощи и фрукты орехи, сухофрукты, напитки и многое другое. *бесплатная доставка промокод на скидку 5% ЛИФТ экономия сил и времени www.VERECK.com По всем вопросам звоните по телефону: 258-62-72 +7(900)944-27-01 *Промокод действителен с 01 по 31 января 2018 *бесплатная доставка от 1000 руб.", распространяемую внутри лифтовой кабины (г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 22/1, подъезд N 2), поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 и статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Визуалконтакт" (г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 24, ИНН 3662162383) предписание об устранении нарушения:
- пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно путем исключения из рекламы слова "Только у нас самые_", либо путем указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение;
- статьи 8 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно путем указания сведений о продавце товаров.
3. Прекратить производство по делу N 6-5Р в отношении ООО "Вереск" в связи с отсутствием в его действиях нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 и статьи 8 ФЗ "О рекламе" ФЗ "О рекламе".
4. Прекратить производство по делу N 6-5Р в отношении ООО "Лайф Медиа" в связи с отсутствием в его действиях нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 и статьи 8 ФЗ "О рекламе".
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "11" апреля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии В.Г. Попов
Члены Комиссии О.Г. Козинина
Н.Н. Михина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 5 апреля 2018 г. N 6-5Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.04.2018