Дата изготовления решения: 03 апреля 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:<_>;
в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик, Заявитель), общества с ограниченной ответственностью "Текстильная компания" (далее - ООО "Текстильная компания", Общество, Поставщик) (уведомлены надлежащим образом),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 15.03.2018 от Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" поступили материалы, свидетельствующие об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта на поставку текстильных изделий (электронный аукцион 0333100000317000098), вследствие существенного нарушения ООО "Текстильная компания" (ИНН: 3702111500; 153025, Ивановская область, г. Иваново, ул. Войкова, д. 29/13, кв. 12) условий контракта.
Ивановским УФАС России на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N1062 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)" было решено провести проверку обращения Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" на наличие либо отсутствие оснований для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта и включения сведений об ООО "Текстильная компания" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные Заявителем документы, было установлено следующее.
20.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение 0333100000317000098 о проведении электронного аукциона на поставку текстильных изделий, а также соответствующая документация о закупке.
По итогам проведения указанной закупки 18.10.2017 между Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" и ООО "Текстильная компания" заключен контракт.
На основании п. 1.1 контракта Поставщик принимает на себя обязанности по поставке текстильных изделий согласно спецификации (приложение N1 к договору).
Согласно спецификации, являющейся приложением 1 к контракту, ООО "Текстильная компания" в рамках исполнения контракта необходимо осуществить поставку:
- полотенец махровых, с логотипом в структуре махры, "МЦ Решма", 70\140, цвет белый в количестве 530 шт.;
- полотенец махровых, с логотипом в структуре махры, "МЦ Решма", 50\100, цвет белый в количестве 530 шт.;
- полотенец махровых, с логотипом в структуре махры, "МЦ Решма", 40\70, цвет белый в количестве 530 шт.;
- полотенец махровых, цветных, с логотипом в структуре махры, "МЦ Решма", 50\100 в количестве 300 шт.;
- халатов махровых. р. 52-54, цвет белый, с логотипом, вышивка "МЦ Решма" в количестве 50 шт.;
- пододеяльников 150\220 с логотипом, вышивка "МЦ Решма" (сатин - квадрат в квадрате), цвет: белый в количестве 450 шт.;
- простыней 160\240 (сатин - квадрат в квадрате), цвет: белый в количестве 450 шт.;
- наволочек 70\70 с логотипом, вышивка "МЦ Решма" (сатин - квадрат в квадрате), цвет: белый в количестве 900 шт.;
- пододеяльников 150\220 (бязь ГОСТ, цветная - детский рисунок по согласованию с Заказчиком) в количестве 150 шт.;
- простыней 150\220 (бязь ГОСТ, цветная - детский рисунок по согласованию с Заказчиком) в количестве 150 шт.;
- наволочек 70\70 (бязь ГОСТ, цветная - детский рисунок по согласованию с Заказчиком) в количестве 150 шт.
На основании п. 3.1, 3.3 контракта срок поставки товара: с даты заключения договора товар поставляется в течение 1 (одного) месяца. Доставка товара производится на основании ТН единой партией в течение согласованного сторонами временного периода: строго с 8.00 до 11.30 и 13.00 до 15.00, кроме выходных и праздничных дней.
Обществом в рамках исполнения контракта была осуществлена поставка:
- согласно товарной накладной 66 от 13.11.2017: поставка халатов махровых. р. 52-54, цвет белый, с логотипом, вышивка "МЦ Решма" в количестве 50 шт., пододеяльников 150\220 (бязь ГОСТ, цветная) в количестве 150 шт., простыней 150\220 (бязь ГОСТ, цветная) в количестве 150 шт., наволочек 70\70 (бязь ГОСТ, цветная) в количестве 150 шт.;
- согласно товарной накладной 59 от 29.11.2017: поставка полотенец махровых, с логотипом в структуре махры, "МЦ Решма", 40\70, цвет белый в количестве 460 шт.;
- согласно товарной накладной 63 от 01.12.2017: поставка полотенец махровых, с логотипом в структуре махры, "МЦ Решма", 40\70, цвет белый в количестве 70 шт., полотенец махровых, с логотипом в структуре махры, "МЦ Решма", 70\140, цвет белый в количестве 530 шт., полотенец махровых, с логотипом в структуре махры, "МЦ Решма", 50\100, цвет белый в количестве 530 шт., полотенец махровых, с логотипом в структуре махры, "МЦ Решма", 50\100 в количестве 300 шт.
В связи с непоставкой товара в полном объеме Заказчиком в адрес Поставщика направлялись претензии N94-06/1198 от 07.12.2017, N94-06/4 от 09.01.2018, N94-06/142 от 14.02.2018. В указанных претензиях, в том числе указывалось о необходимости исполнения обязательств по контракту, и поставке недопоставленного товара. Однако товар в полном объеме Заказчику поставлен не был.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Аналогичное положение Закона о контрактной системе содержится в п. 12.4, 12.5 контракта.
Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно ч. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Учитывая изложенное, в связи с невыполнением обязанной стороной (ООО "Текстильная компания") обусловленных контрактом обязательств, 15.02.2018 Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" своевременно были выполнены указанные требования Закона о контрактной системе. 16.02.2018 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на официальном сайте, о чем свидетельствует скрин-шот страницы официального сайта, а также направлено Обществу заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, и по адресу электронной почты.
Согласно уведомлению о получении заказной корреспонденции, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено Обществом 20.02.2018.
28.02.2018 подтверждение о вручении Поставщику указанного решения получено Заказчиком.
В ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе указано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Ст. 193 ГК РФ закреплено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в рассматриваемом случае датой надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 28.02.2018 и при исчислении предусмотренного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе срока последний десятый день выпадает на нерабочий день, при этом указанный в ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе срок с учетом положений ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе фактически является временем, предоставленным Поставщику для устранения допущенных нарушений, то в данном случае последний десятый день срока переносится на ближайший следующий за выходным рабочий день, т.е. на 12.03.2018, а датой расторжения контракта в силу положений ст. 191 ГК РФ будет являться 13.03.2018.
Ч. 26 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что информация о расторжении контракта была размещена на официальном сайте 13.03.2018, в данной информации Заказчиком было указано, что датой расторжения контракта является 12.03.2018, что свидетельствует о нарушении ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществу фактически было предоставлено 10 дней для устранения допущенных им нарушений, т.е. фактического сокращения установленного ч. 13 и 14 ст. 95 Закона о контрактной системе срока, равно как и нарушения соответствующих прав Поставщика, Заказчиком допущено не было.
При этом Общество документально подтвержденных попыток к устранению нарушений условий рассматриваемого контракта ни в обозначенный период, ни после не предпринимало.
В рассматриваемом случае ошибочный подсчет Заказчиком дней с целью установления даты расторжения контракта привел лишь к неверному определению самой даты расторжения контракта.
Согласно разъяснениям ФАС России, изложенным в п. 3 раздела II письма от 28.03.2014 NИА/11604/14, только сокращение десятидневного срока, предназначенного для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, влечет невозможность включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, при этом в случае неразмещения в единой информационной системе информации о расторжении контракта, а равно размещения информации о расторжении контракта с нарушением сроков, сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) подлежат включению в Реестр.
Изложенная Комиссией Ивановского УФАС России позиция подтверждается судебной практикой по делу NА70-16886/2015.
Таким образом, фактическое сокращение Заказчиком 10-дневного срока, предусмотренного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, и нарушение в связи с этим соответствующих прав Общества, отсутствует.
29.03.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступили пояснения ООО "Текстильная компания", согласно которым решение Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" об одностороннем отказе от исполнения контракта является незаконным. В своих пояснениях Общество указывает, что 26.01.2018 со стороны Заказчика было заявлено о внесении изменений, а именно: об увеличении размера поставляемого товара, простыней в комплекте из ткани сатин 190х250 см. Заказчик мотивировал данные изменения закупкой кроватей большего размера. Изменение существенных условий контракта привело к увеличению расхода ткани на единицу изделия, повышение себестоимости продукции и, как следствие, возникновение убытков у Поставщика. Подтверждением недобросовестных действий Заказчика может служить факт проведения электронного аукциона 0333100000318000029 на поставку текстильных изделий (постельных принадлежностей), не поставленных в рамках контракта между Заказчиком и Обществом.
Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав указанные пояснения Общества, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
При этом в силу ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в случае, если были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации информацию, которая предусмотрена ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.
В рассматриваемом случае на официальном сайте отсутствуют изменения контракта, заключенного по результатам закупки 0333100000317000098. Также Обществом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что условия контракта были изменены. Проведение Заказчиком электронного аукциона 0333100000318000029 об изменении условий контракта свидетельствовать не может. Товар по контракту должен был быть поставлен единой партией не позднее 20.11.2017. Вместе с тем, поставка товара в полном объеме по контракту Поставщиком осуществлена не была, также Обществом в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика не были устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании указанного выше, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений в отношении ООО "Текстильная компания", поданных Заказчиком, в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, в представленных пояснениях Общество также ходатайствовало об отложении заседания Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению поступивших от Заказчика материалов и решения вопроса о включении либо отказе от включения сведений об Обществе.
Однако согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Как указано выше, обращение Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" поступило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 15.03.2018. 29.03.2018 - это десятый рабочий день с даты поступления обращения Заказчика в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, вследствие чего, отложение рассмотрения обращения не представлялось возможным.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Сведения, представленные Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Текстильная компания" (ИНН: 3702111500; 153025, Ивановская область, г. Иваново, ул. Войкова, д. 29/13, кв. 12), учредителя, генерального директора Общества - <_> включить в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку текстильных изделий (электронный аукцион 0333100000317000098), вследствие существенного нарушения Обществом условий контракта, сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Текстильная компания", учредителя, генерального директора Общества - <_> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте.
3. Передать материалы обращения уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29 марта 2018 г. N 07-02/2018-021
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.04.2018