Дата оглашения решения: 21 марта 2018 года город Иваново
Дата изготовления решения: 26 марта 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>,
в присутствии представителей ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" (далее - Заказчик): <_>,
Ассоциации саморегулируемой организации "Ивановское объединение строителей" (далее - Заявитель): <_>,
в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
14.03.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба Ассоциации саморегулируемой организации "Ивановское объединение строителей" на действия ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту части поликлиники N1 им. Л.И. Захаровой ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ", расположенной по адресу: г. Кинешма, ул. Советская, д. 15, Литер Б (извещение 0133200001718000344).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно первому доводу жалобы работы, предусмотренные документацией об электронном аукционе, являются работами по реконструкции объекта капитального строительства, а не работами капитального строительства. Так, в частности такими работами являются: восстановление конструкций перекрытия, восстановление цоколя и отмостки по периметру здания, выполнение входных групп из металла и железобетона, демонтаж существующих лестниц и установление железобетонных.
В соответствии со вторым доводом жалобы ввиду того, что объектом закупки являются работы по реконструкции объекта капитального строительства, Заказчик обязан был разместить на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, результаты обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений.
Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что работы, являющиеся объектом закупки, верно отнесены к работам по капитальному ремонту, соответственно, для таких работ не требуется проведение обследования несущих строительных конструкций, разработка проектной документации на реконструкцию и прохождение такой документацией государственной экспертизы, выполнение инженерных изысканий и их государственная экспертиза.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
28.02.2018 на официальном сайте было размещено извещение 0133200001718000344 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту части поликлиники N1 им. Л.И. Захаровой ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ", расположенной по адресу: г. Кинешма, ул. Советская, д. 15, Литер Б, а также соответствующая документация о закупке.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 24 030 250 рублей;
3) дата начала подачи заявок - 28.02.2018;
4) дата и время окончания подачи заявок - 16.03.2018 09:00.
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок участников - 22.03.2018.
Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 7, 8 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту части поликлиники N 1 им. Л.И. Захаровой ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ", расположенной по адресу: г. Кинешма, ул. Советская, д. 15, литер Б. Работы должны быть выполнены в строгом соответствии с проектно-сметной документацией, требованиями технического задания (раздел III документации о закупке) и условиями, изложенными в проекте контракта, в установленные Заказчиком сроки.
П. 1 раздела III "Техническое задание" документации о закупке предусмотрено, что объем выполненных работ должен соответствовать проектной документации, сметной документации (приложены к документации и размещены на официальном сайте) и Ведомостям объемов работ и потребностей в материалах (товарах) (приложение к Техническому заданию).
На официальном сайте размещены документация о закупке, проектная документация, в которых содержатся функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно документации о закупке в рамках выполнения работ по контракту необходимо осуществить следующие работы: демонтаж существующих лестниц и установление железобетонных монолитных по металлическим косоурам с монолитными площадками по балкам; восстановление цоколя и отмостки по периметру здания; устройство входных групп из металла и железобетона; восстановление конструкций перекрытия.
По мнению Заявителя, указанные работы относятся к работам по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, что свидетельствует о реконструкции объекта капитального строительства.
Разделом 3 СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" определено, что несущие конструкции - строительные конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную устойчивость здания.
На основании п. 14, 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно разделу 3 СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" капитальный ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не предусматривающих изменение основных технико-экономических показателей здания или сооружения, включающих, в случае необходимости, замену отдельных конструктивных элементов и систем инженерного оборудования. Реконструкция здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания.
Заказчиком в возражениях на жалобу также приведена ссылка на судебную практику по делу NА48-1849/2013, согласно которой реконструкция зданий и сооружений являются следствием таких работ, которые улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования, в результате чего у объекта появляются новые качественные или количественные параметры и характеристики. При реконструкции изменяется сущность объекта (появляются новые качественные и количественные характеристики), а при капитальном ремонте сущность объекта не меняется, производится замена или восстановление неисправных элементов на более прочные и долговечные. Ремонт основных средств направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а реконструкция - на их увеличение (улучшение) или создание новых.
Согласно Б.7, Б.8, Б.10 приложения Б СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" лестницы - это функциональный и конструктивный строительный элемент, обеспечивающий вертикальные связи между этажами здания. Лестничные клетки - пространство внутри здания, сооружения, предназначенное для размещения лестниц. Лестничный марш - наклонная конструкция, соединяющая горизонтальные площадки на разных уровнях, состоящая, как правило, из косоуров с непрерывным рядом ступеней сверху.
Как указано выше, в ходе выполнения работ по контракту необходимо осуществить демонтаж существующих лестниц и установление железобетонных монолитных по металлическим косоурам с монолитными площадками по балкам.
Члены Комиссии Ивановского УФАС России не обладают специальными познаниями в области реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Между тем, согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявителем доказательств, подтверждающих, что демонтаж существующих лестниц и установление железобетонных монолитных по металлическим косоурам с монолитными площадками по балкам, свидетельствует о реконструкции объекта капитального строительства, не представлено.
При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России не находит оснований для признания демонтажа существующих лестниц и установления железобетонных монолитных по металлическим косоурам с монолитными площадками по балкам, реконструкцией объекта капитального строительства.
Как указано выше, в рамках выполнения работ по контракту необходимо восстановить цоколь и отмостку по периметру здания.
Согласно разделу 2 СНиП I-2 "Строительная терминология" цоколь - нижняя часть наружной стены здания или сооружения, лежащая непосредственно на фундаменте и подвергающаяся частым механическим, температурным и другим воздействиям. Согласно информации из общедоступных интернет-источников, отмостка - водонепроницаемое покрытие вокруг здания - бетонная или асфальтовая полоса, проходящая по периметру здания, с уклоном в направлении от здания, которая предназначена для защиты фундамента от дождевых вод и паводков.
Таким образом, ни цоколь, ни отмостка не воспринимают эксплуатационные нагрузки и воздействия и не обеспечивают пространственную устойчивость здания, следовательно, не относятся к несущим строительным конструкциям.
Также в рамках выполнения работ по контракту необходимо осуществить устройство входных групп из металла и железобетона.
Согласно информации из общедоступных интернет-источников, входная группа является одним из центральных элементов оформления фасада здания.
Заявителем доказательств, подтверждающих, что устройство входных групп из металла и железобетона, свидетельствует о реконструкции объекта капитального строительства, не представлено.
При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России не находит оснований для признания устройства входных групп из металла и железобетона реконструкцией объекта капитального строительства.
В рамках выполнения работ по контракту необходимо также осуществить восстановление конструкций перекрытия. А именно, п. 5, пп. 7 п. 6, пп. 2 п. 7 раздела 12 "Техническое обследование" рабочей документации предусмотрено, что перекрытия в результате прорванной трубы гниют и разрушаются. Несущие конструкции междуэтажного и чердачного перекрытий не удовлетворяют нормам пожарной безопасности и имеют значительные повреждения, находятся в неработоспособном состоянии и не пригодны к дальнейшей безопасной эксплуатации с учетом рекомендаций заключения. Необходимо выполнить замену настила междуэтажного и чердачного перекрытия. Для обеспечения степени огнестойкости здания перекрытие зашить двумя слоями гипсокартона.
Согласно п. 4.3 раздела 4 СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" перекрытия отнесены к несущим конструкциям.
Вместе с тем, из указанного выше следует, что работы по восстановлению конструкций перекрытия предполагают замену настила междуэтажного и чердачного перекрытий, что указывает на тот факт, что будет осуществлена замена отдельных элементов несущей строительной конструкции, а не замена всей несущей строительной конструкции, что свидетельствует о капитальном ремонте, а не реконструкции объекта капитального строительства.
На основании указанного выше, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что работы, являющиеся объектом закупки, относятся к работам по капитальному ремонту, а не к реконструкции объекта капитального строительства.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 4.2 раздела 4 СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" основанием для обследования несущих конструкций зданий и сооружений служит реконструкция зданий даже в случаях, не сопровождающихся увеличением нагрузок.
На основании ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно ч. 11 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за выдачу предусмотренного ч. 3.5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключения (в случае, если указанное заключение выдано органом исполнительной власти или организацией, проводившими государственную экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения), порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N145 от 05.03.2007 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление).
В соответствии с пп. 4 п. 8 Постановления экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.
В рассматриваемом случае, учитывая, что объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства, а не его реконструкция, проведение обследования несущих строительных конструкций, разработка проектной документации на реконструкцию и прохождение такой документацией государственной экспертизы, выполнение инженерных изысканий для реконструкции объекта капитального строительства и их государственная экспертиза, не требовалось.
При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе. При проведении закупки на официальном сайте была опубликована достаточная информация, позволяющая потенциальным участникам закупки достоверно определить существующую потребность Заказчика в работах, их объеме, а также требования, предъявляемые Заказчиком к результатам работ, обратного Заявителем не доказано.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Ассоциации саморегулируемой организации "Ивановское объединение строителей" на действия ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту части поликлиники N1 им. Л.И. Захаровой ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ", расположенной по адресу: г. Кинешма, ул. Советская, д. 15, Литер Б (извещение 0133200001718000344) необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение 0133200001718000344).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 27 марта 2018 г. N 07-15/2018-040
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.03.2018