Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<...>ой - заместителя руководителя Московского УФАС России,
членов Комиссии:
<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,
<...>ой - специалиста-эксперта правового отдела,
в отсутствие представителей:
от Балаковская АЭС, ООО "ЕвроПодшипник" (извещены письмом Московского УФАС России от 22.03.2018 N ИГ/13238/18, уведомлением о переносе заседания Комисси от 26.03.2018),
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО "ЕвроПодшипник" от заключения договора с Балаковской АЭС (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку подшипников импортного производства (реестровый N 31705908624) (далее - Закупка), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
12.03.2018 в Московское УФАС России поступило обращение Балаковской АЭС (далее - Заказчик) (вх. N 11982/18) о проведении проверки факта уклонения ООО "ЕвроПодшипник" от заключения договора на поставку подшипников импортного производства.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в заявлении, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Положение о закупке товаров, работ, услуг АО "Концерн Росэнергоатом" (далее - Положение о закупках, Положение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 18.09.2017.
Согласно представленным материалам и информации в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) 19.12.2017 размещена Документация о проведении Закупки. Подведение итогов - 24.01.2018. Начальная (максимальная) цена договора: 3 795 403 ,12 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов закупки
от 16.01.2018 N УЗ-25/32, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только один участник запроса цен и поданная им заявка были признаны соответствующими условиям запроса цен, которым стал ООО "ЕвроПодшипник", в соответствии с подпунктом б) пункта 1.2 части 1 статьи 6.4 Положения о закупках открытый запрос цен на поставку подшипников импортного производства признан несостоявшимся.
Данный протокол размещен Заказчиком в ЕИС 16.01.2018.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с подпунктом а) пункта 4 статьи 6.4 Положения о закупках в случае если подана только одна заявка от одного участника (с учетом отозванных участником заявок) и закупочной комиссией принято решение о допуске участника, подавшего такую заявку, к участию в закупке, либо принято решение о допуске только одного участника закупки, заказчик выполняет, в том числе, следующее: при наличии экономической целесообразности заключает договор с единственным участником конкурентной закупки в соответствии с пунктом а) части 1 статьи 9.1, если иное не установлено полномочиями разрешающих органов дивизионов, а также при условии уведомления в письменной форме единственного участника конкурентной закупки о принятом решении не позднее 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов конкурентной закупки.
В силу подпункта а) пункта 2 статьи 9.3 Положения о закупках 18.01.2018 Заказчиком проведены преддоговорные переговоры, в результате которых между Заказчиком и ООО "ЕвроПодшипник" достигнуто соглашение о снижении цены договора до 3 678 387,60 руб. Из указанного протокола следует, что 19.01.2018 генеральный директор ООО "ЕвроПодшипник" ознакомлен с его содержанием.
22.01.2018 Заказчиком принято решение о заключении договора на поставку подшипников импортного производства с ООО "ЕвроПодшипник" N 9/22-ЗВ, которое направлено в адрес ООО "ЕвроПодшипник" письмом от 22.01.2018
N 9/Ф01/ЗДов/2089.
Главой 9 Положения о закупках установлен порядок заключения и исполнения договоров.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9.1 Положения о закупках заключение договора по итогам закупки осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные действующим законодательством, Положением, распорядительными документами генерального директора Корпорации (подпункт к) части 1 статьи 3.2) и закупочной документацией: при проведении конкурентных закупок договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после размещения на официальном сайте протокола подведения итогов конкурентной закупки (или иного указанного в извещении и закупочной документации срока (за исключением спецторгов)).
Пунктом 19 Извещения о проведении закупки предусмотрено, в том числе, следующее: срок заключения договора: в течение 20 (двадцати) дней, но не ранее чем через 10 (десять) дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола подведения итогов закупки, за исключением следующих случаев:
действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, закупочной комиссии, оператора ЭТП при осуществлении закупки обжалуются в ЦАК, АК, антимонопольном органе или в судебном порядке; в данном случае срок заключения договора продлевается на количество дней задержки;
в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика; в данном случае срок заключения договора продлевается на количество дней задержки;
если в соответствии с законодательством РФ или обязательными для исполнения правовыми актами федеральных органов исполнительной власти требуются дополнительные мероприятия для заключения договора; в данном случае договор заключается в течение 20 дней со дня выполнения предписанных мероприятий.
Заказчик в течение 11 (одиннадцати) дней со дня размещения протокола заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки на официальном сайте и ЭТП, либо со дня завершения выше указанных мероприятий, передает лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке, с учетом преддоговорных переговоров, в проект договора, прилагаемый к закупочной документации.
Заказчик должен обеспечить получение подтверждения от лица, с которым заключается договор, что данный проект договора таким лицом получен.
Лицо, с которым заключается договор, обязано предоставить заказчику подписанный и заверенный печатью со своей стороны договор в срок, не превышающий 20 (двадцати) дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола подведения итогов закупки, за исключением вышеуказанных случаев.
16.01.2018 Заказчиком составлен протокол, согласно которому Заказчиком принято решение о заключении договора с Обществом.
29.01.2018 Заказчиком направлен в адрес Общества договор N 9/48681-Д/ООМ-2-04, что подтверждается квитанцией об оплате почтового отправления и скриншотом окна отправки электронного письма.
Следовательно, в срок до 05.02.2018 включительно Общество должно было передать в адрес Заказчика подписанный и заверенный печатью со своей стороны договор.
Вместе с тем, из заявления Заказчика следует, что соответствующий договор в установленный срок Обществом направлены не был.
Более того, Заказчиком представлено письмо ООО "ЕвроПодшипник" от 30.01.2018 N 14, в соответствии с которым Общество просит отклонить его от заключения договора N 9/48681-Д/ООМ-2-04, в связи с высокой стоимостью подшипниковой продукции импортного производства от дистрибьютора, изготовителя SKF на 40% от заявленной суммы поставки.
Комиссия критически оценивает вышеуказанный довод Общества, поскольку данные вопросы связаны с организацией финансовой работы компании и могли быть решены Обществом заблаговременно, в частности, на этапе преддоговорных переговоров.
При этом Комиссия учитывает, что все организационно-правовые мероприятия, связанные с участием в торгах, являются сопутствующими предпринимательской деятельности рисками, которые относятся на лицо, изъявившее желание получить доступ к конкурентной процедуре.
Кроме того, реализуя свое право на участие в закупочной процедуре,
ООО "ЕвроПодшипник", согласившись на условия проведения Закупки, подало соответствующую заявку, и ко всему прочему поучаствовало в переговорах относительно изменения цены договора.
В такой конкурентной процедуре заключение договора является уже не правом лица, от которого оно может отказаться, а обязанностью, исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.
ООО "ЕвроПодшипник" на заседание Комиссии представителя не направило, каких-либо доказательств направления Заказчику писем или документов, подтверждающих объективную невозможность заключения договора в требуемые сроки, Обществом не
представлено.
В силу части 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Таким образом, в действиях ООО "ЕвроПодшипник" на этапе заключения договора наличествовало явное отклонение от правил и обычаев, а также, по сути, от требований публичного правопорядка, учитывая статус Заказчика и проведенную процедуру.
Пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства России от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусмотрено, что, в случае уклонения победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор, при уклонении победителя закупки от заключения договора, заказчик направляет сведения о таких лицах в ФАС России в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с вышеуказанным участником закупки или со дня истечения срока подписания договора.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Комиссия Управления пришла в выводу, что ООО "ЕвроПодшипник" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по
характеру обязательств, что, в итоге, привело к незаключению договора, а следовательно, к нарушению нормального (обычного) режима функционирования Заказчика.
Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе, учитывая ненаправление договора Заказчику и обеспечения исполнения договора, приходит к выводу, что факт уклонения ООО "ЕвроПодшипник" от заключения договора, а равно наличие в действиях последнего признаков недобросовестности, подтверждены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
1. В действиях ООО "ЕвроПодшипник" установлен факт уклонения от заключения договора с Балаковской АЭС.
2. Рекомендовать включить ООО "ЕвроПодшипник" (ИНН: 3447028210, ОГРН 1093461002898, адрес местонахождения: 400011, г. Волгоград, ул. Электролесовская,
лит. М) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений (но не заключение территориального органа о наличии оснований для включения в реестр) об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель Комиссии: <...>а
Члены Комиссии: <...>а
<...>а
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 марта 2018 г. N 2-19-3591/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.05.2018