Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства в составе:
Заместитель председателя Комиссии - Белова А.В. - заместитель руководителя-начальник отдела управления;
члены Комиссии:
Климович К.В. - заместитель начальника отдела,
Ефремова Е.А. - государственный инспектор,
рассмотрев дело N Р-19/2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы услуг студии красоты и косметологии MERILYN на радио "За облаками",
в присутствии представителей:
от заявителя: явки нет, извещена надлежащим образом;
от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: П. О.А. (генеральный директор), Т. А.У., Ж. А.А., доверенность от 13.03.2018 г.
УСТАНОВИЛА:
19 декабря 2017 года в Курганское УФАС России поступило заявление М. И.Г. (вх. N 7865 от 19.12.2017 г.) (далее по тексту - Заявитель).
Заявитель сообщила о том, что ООО "Мэрилин студия" нарушено законодательство Российской Федерации о рекламе, а именно: в ноябре 2017 года на радио "За облаками" в шоу "Дневной рейс" ООО "Мэрилин студия" дана реклама студии красоты и косметологии MARILYN, в которой использовались слова "лучший", "самый лучший". По мнению Заявителя, данная реклама является недостоверной, так как данное утверждение является бездоказательным, вводит в заблуждение пациентов.
По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.
ООО "Инфомедиабизнес" - средством массовой информации радиоканала "За облаками" в Курганское УФАС России представлена копия договора П-81 возмездного оказания услуг от 12.10.2017 г., эфирные справки от 14.11.2017, 28.11.2017 гг., акт N 562 от 12 декабря 2017 года.
Согласно договору от 12.10.2017 г. П-81, акту от 12.12.2017 г. заказчиком на участие в радиопередаче "Гость в студии" на радио "За облаками" являлся ИП П. А.Д., заключивший договор с ООО "Попутчик", предметом которого являлось, в том числе, размещение и изготовление рекламной информации на радио, телевидении, в газетах и других периодических изданиях, в сети Интернет, в наружной рекламе и прочих носителях, разработка, проведение и полное сопровождение рекламных кампаний. Таким образом, рекламораспространителем являлось ООО "Попутчик".
ООО "Инфомедиабизнес" сообщило, что информация о студии красоты "Мэрилин" действительно размещалась на радиоканале "За облаками" в рамках договора П-81 возмездного оказания услуг от 12.10.2017 г.
Генеральный директор ООО "Мэрилин студия" П. О.А. в письме от 14.08.2018 г. подтвердила участие в программе "Гость в студии" радио "За облаками".
ООО "Попутчик" в Курганское УФАС России представлены записи рекламных материалов, выходившие в эфир в рамках программы "Гость в студии" на радио "За облаками".
Согласно представленной записи, П. О.А. 14.11.2017 года в прямом эфире программы "Гость в студии" произносятся следующие слова: "Я со своей стороны хотела бы сказать, что те же препараты "Ювидерм", с которыми мы работаем, можно найти и в других клиниках нашего города, но уникально специалиста с большим опытом работы, с такой практикой, которой просто невозможно где-то у нас иной раз в России получить, не найдете вы больше нигде".
Вышеуказанная информация имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе) в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в данном случае являются услуги косметолога ООО "Мэрилин студия".
Таким образом, рассматриваемая информация, представляет собой рекламу.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.
Статья 3 Закона о рекламе содержит определения понятий "рекламодатель", "рекламораспространитель".
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, ООО "Мэрилин студия" является рекламодателем рассматриваемой рекламы.
На основании вышеизложенного, возбуждено дело N Р-19/2018.
Факт размещения рассматриваемой рекламы в рамках рассмотрения дела N Р-19/2018 ООО "Мэрилин студия" не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Мэрилин студия" пояснили, что генеральным директором ООО "Студия Мэрилин" П. О.А. не произносились в своем выступлении такие слова как: "лучший", "первый", "номер один". Основным словом в данной рекламе явилось слово "уникальный". Проанализировав слово "уникальный" представители ООО "Мэрилин студия" пришли к выводу о том, что "уникальный" означает единственный в своем роде, то есть неповторимый. Речь в рекламе услуг косметолога студии красоты и косметологии MARILYN не идет о каких-либо преимуществах.
Попова О.А. также пояснила, что в рекламе не было никакой сравнительной характеристики, а то, что косметолог М. Л.А. уникальна по набору своих качеств и профессиональный возможностей, этому есть все доказательства. По мнению представителей ООО "Мэрилин студия", нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в рассматриваемом случае возможно, только если сведения о преимуществах рекламируемого товара не соответствуют действительности.
Комиссия, проанализировав представленные в материалы дела документы, доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, нормы действующего законодательства, полагает, что доводы ООО "Мэрилин студия" подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно пункту 29 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Проанализировав рекламу, Комиссия установила, что из содержания текста рекламы следует, что рекламируемые услуги косметолога студии красоты и косметологии MARILYN являются уникальными, уникальность которых обусловлена следующими критериями: опытом работы и практикой специалиста, которую невозможно получить в России.
Вместе с тем, ООО "Мэрилин студия" не представлено соответствующих доказательств объективного подтверждения отсутствия в Кургане и на территории Российской Федерации специалиста с аналогичным опытом работы и медицинской практикой.
ООО "Мэрилин студия" объективно не подтверждено, что услуги косметолога студии красоты и косметологии MARILYN являются уникальным, что их невозможно где-то в России получить. Обществом не проводилось соревнование, исследование, имеющее целью выявить лучших косметологов из числа участников. Обществом не представлено доказательств, подтверждающих участие косметолога студии красоты и косметологии MARILYN в подобного рода соревновании(-ях), по итогам которого(-ых) косметолог и (или) его услуги признан(-ы) таковым(-ы).
Следовательно, утверждение ООО "Мэрилин студия" об уникальности услуг косметолога, не соответствует действительности, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Информация об уникальности услуг косметолога ООО "Мэрилин студия" в связи с опытом и практикой, которые невозможно получить в России, является указанием на преимущество услуг специалиста перед другими подобного рода услугами, которые оказываются другими специалистами.
Нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе заключается в том, что в рекламе ООО "Мэрилин студия" искажается смысл информации, тем самым потребители рекламы вводятся в заблуждение, так как в данной рекламе отсутствует объективное подтверждение критериев, по которым осуществляется сравнение.
Таким образом, поскольку информация о рекламируемых ООО "Мэрилин студия" услугах не соответствует действительности, следовательно, сведения о преимуществах рекламируемого товара являются недостоверными, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную ООО "Мэрилин студия" в ноябре 2017 года на радио "За облаками" в радиопередаче "Гость в студии" с текстом следующего содержания: "Я со своей стороны хотела бы сказать, что те же препараты "Ювидерм", с которыми мы работаем, можно найти и в других клиниках нашего города, но уникального специалиста с большим опытом работы, с такой практикой, которой просто невозможно где-то у нас иной раз в России получить, не найдете вы больше нигде", поскольку в ней нарушения требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Мэрилин студия" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России ФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "3" мая 2018 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 3 мая 2018 г. N Р-19/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.05.2018