Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) <...>, рассмотрев 23.04.2018 протокол и материалы дела N 19А/07-2018 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Ломбард автозайм" (ОГРН 1162536082708, ИНН/КПП 2543101580/254301001) (далее - ООО "Ломбард автозайм"),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
25.07.2017 года в результате рассмотрения дела N 21/07-2017, Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) признала ненадлежащей, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), рекламу финансовых услуг ООО "Ломбард автозайм" содержащей информацию о предоставлении займов под залог ПТС, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на сайте http://www.farpost.ru.
Приморское УФАС России в пределах своих полномочий по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрев поступившее заявление <...> (вх. N 1573 от 01.03.2017) о размещении в сети "Интернет" на сайте http://www.farpost.ru рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ "О рекламе", установило следующее.
В рекламе распространяемой ООО "Ломбард автозайм" содержится информация о предоставлении займов под залог паспорта транспортного средства (далее - ПТС).
Из информации представленной Дальневосточным главным управлением Центрального банка Российской Федерации (вх. N 2437 от 29.03.2017) следует, что ООО "Ломбард автозайм" является ломбардом в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - ФЗ "О ломбардах"). Указанная организация вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
В соответствии с ФЗ "О ломбардах", Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" потребительские займы под залог автотранспортного средства вправе представлять микрофинансовые организации, кредитные кооперативы (кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кооперативы) и ломбарды.
Действующим законодательством не запрещено хранение имущества (автотранспортного средства) у заемщика, который по согласованию сторон может передать заимодавцу (в ломбард) ПТС. При этом предметом залога является автотранспортное средство, а не ПТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
На основании изложенного реклама ООО "Ломбард автозайм" содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" так как содержит не соответствующие действительности сведения о предмете залога.
Ответственность за нарушение части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель. Рекламодателем в рассматриваемом случае является ООО "Ломбард автозайм", в интересах которого, распространялась вышеуказанная реклама.
Комиссией установлено, что содержательная часть рекламы на дату рассмотрения дела не изменена, произведен скриншот размещенной рекламы.
Исследовав имеющееся в деле документы, с учетом представленных пояснений, Комиссия пришла к выводу, что данная реклама, распространяется с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в действиях ООО "Ломбард автозайм", как рекламодателя, следствием которого явилось размещение вышеуказанной рекламы с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3. КоАП.
Уведомление о составлении протокола (исх. N 2923/06 от 09.04.2018) было направлено заказным письмо с простым уведомлением по адресу регистрации ООО "Ломбард автозайм" (N 69009022906317). На составление протокола указано явиться 23.04.2018 в 15 часов 00 минут.
23.04.2018 на составление протокола об административном правонарушении N 19А/07-2018 от ООО "Ломбард автозайм" явился <...> - ликвидатор ООО "Ломбард автозайм" (паспорт <...> выдан <...>).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП, частью 5 статьи 25.5 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе его защитник/представитель) вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
<...> при составлении протокола сообщил, что с нарушением согласен и обещает усилить контроль за размещением рекламы, так же заявил ходатайство о рассмотрении дела в день составления протокола, а именно 23.04.2018.
Заявленное ходатайство мной удовлетворено и рассмотрение дела об административном правонарушении производится 23.04.2018.
При рассмотрении дела установлено, что ООО "Ломбард автозайм" состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Дата включения в реестр 10.09.2016.
Согласно статье 3.1 КоАП, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1.1 КоАП являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП.
Согласно пункту 3 статьи 3.4 КоАП в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП.
ООО "Ломбард автозайм" ранее не привлекалось Приморским УФАС России к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Правонарушение не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также не причинило имущественного ущерба. Учитывая изложенное считаю возможным административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.
Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, а также отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных статьей 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48, КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Ломбард автозайм" (ОГРН 1162536082708, ИНН/КПП 2543101580/254301001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП, выразившегося в распространения рекламы, с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Применить к ООО "Ломбард автозайм" меру ответственности в виде предупреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 23 апреля 2018 г. N 19А/07-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.05.2018