Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_____.." - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
"_____.." - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_____.." - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Виал" (далее - Заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 2 имени В.П. Бисяриной" и его аукционной комиссии (далее - Заказчик, БУЗОО "ГДКБ N2 им. В.П. Бисяриной", единая комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0352300082818000012) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
в присутствии представителей заказчика: "_____.." (доверенность N 5 от 07.05.2018), "_____.." (доверенность N 4 от 07.05.2018)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3793э от 27.04.2018) жалоба заявителя на действия аукционной комиссии, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при отказе в допуске ООО "Торговый дом "Виал" к участию в аукционе.
Кроме того, Обществом одновременно были обжалованы положения документации об электронном аукционе в части описания объекта закупки.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок - 20.04.2018 в 09:00 час.
Учитывая, что жалоба заявителя поступила в Омское УФАС России после окончания срока подачи на участие в аукционе, то жалоба Общества была принята к рассмотрению исключительно в части обжалования действий единой комиссии заказчика.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3691э от 27.04.2018) заказчиком были представлены (вх. N 3909 от 03.05.2018) возражения на доводы жалобы ООО "Торговый дом "Виал" и материалы электронного аукциона, из которых следует, что 12.04.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 621507 руб.
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 20.04.2018 указано, что на участие в аукционе поступило 2 заявки, одному участнику закупки было отказано в допуске к участию в аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки участника электронного аукциона от 24.04.2018 заявка единственного участника - ООО "Экофарм" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Омского УФАС России (исх. N 03-3691э от 27.04.2018) определение поставщика приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, возражений представителей Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В жалобе Общества указано: "В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок, заявка ООО "Торговый дом "Виал" на участие в электронном аукционе была отклонена ввиду следующих причин: Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). Характеристики предлагаемого к поставке товара в заявке участника закупки по поз.N5 "МНН Цефоперазон+[Сульбактам] - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 500 мг+500 мг _" не соответствуют требованиям документации - "МНН Цефоперазон+[Сульбактам] - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 0,25г+0,25г"; по поз.N6 "МНН Ампициллин - порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения 1 г_" не соответствует требованиям документации - "МНН Ампициллин - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 500 мг".
Считаем, что Заказчиком допущено нарушение норм ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), выраженное в неправомерном недопуске заявки к участию в электронном аукционе".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 5 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности описания лекарственных препаратов) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380.
Пунктом 1 Особенностей описания лекарственных препаратов установлено, что настоящим документом устанавливаются особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - лекарственные препараты), в документации о закупке лекарственных препаратов при осуществлении таких закупок (далее соответственно - документация о закупке, закупка).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
Указанное свидетельствует о том, что действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе императивно установлена обязанность заказчиков при закупке лекарственных препаратов указывать при описании объекта закупки на возможность поставки лекарственного препарата в кратной дозировке. Однако такое требование ограничено возможностью поставки лекарственного препарата только в двойном количестве.
Требования к объекту закупки были установлены заказчиком в табличной форме в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе.
При этом в табличной форме было указано следующее:
N п/п |
Код ОКПД 2 |
МНН или группировочное (химическое) наименование товара |
Характеристика товара |
Единица измерения |
Количество товара |
|
21.20.10.191 |
Азитромицин |
капсулы или таблетки диспергируемые, или таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 250 мг |
штука<1> |
2 400 |
|
21.20.10.191 |
Азитромицин |
порошок для приготовления суспензии для приема внутрь 100 мг|5 мл |
штука<2> |
500 |
|
21.20.10.191 |
Цефтриаксон |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г |
штука<3> |
10 000 |
|
21.20.10.191 |
Цефоперазон+[Сульбактам] |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г+1 г |
штука<4> |
500 |
|
21.20.10.191 |
Цефоперазон+[Сульбактам] |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 0,25г+0,25г |
штука<5> |
500 |
|
21.20.10.191 |
Ампициллин |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 500 мг |
штука<6> |
500 |
Кроме того, в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе было указано, в частности следующее: "Участник закупки вправе предложить иную единицу измерения предлагаемого к поставке лекарственного препарата.
Поставка товара осуществляется в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В своей заявке участник закупки указывает, в том числе, объем наполнения первичной упаковки и количество лекарственных форм (первичных упаковок) во вторичной (потребительской) упаковке, предлагаемой к поставке.
Допускается возможность пересчета количества товара в соответствии с зарегистрированным количеством товара в потребительской упаковке. При этом, если количество товара, предлагаемое к поставке превышает количество товара, указанного в описании объекта закупки, поставка товара сверх количества, осуществляется за счет средств участника закупки.
Товар должен иметь упаковку, отвечающую требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а также обеспечивающую сохранность товара при его транспортировке и хранении".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Указанные требования к содержанию первой части заявки установлены в пункте 4.1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, подаваемой участником закупки" документации об аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 20.04.2018 следует, что участнику с порядковым номером заявки 2 ООО "Торговый дом "Виал" отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). Характеристики предлагаемого к поставке товара в заявке участника закупки по:
поз.N5 "МНН Цефоперазон+[Сульбактам] - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 500 мг+500 мг _" не соответствуют требованиям документации - "МНН Цефоперазон+[Сульбактам] - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 0,25г+0,25г";
по поз.N6 "МНН Ампициллин - порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения 1 г_" не соответствует требованиям документации - "МНН Ампициллин - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 500 мг".".
Изучив заявки всех участников электронного аукциона, представленные оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер", Комиссия установила, что в заявке заявителя по позиции 5 "Цефоперазон+[Сульбактам]" и позиции 6 "Ампициллин" было указано следующее:
N п/п |
Международное непатентованное наименование лекарственного средства |
Предложение участника размещения заказа: Торговое наименование |
Технические, функциональные, качественные и другие характеристики товара |
Производитель / Страна происхождения/ код страны |
Ед. изм. |
Кол-во |
Минимальный срок годности на момент поставки |
5 |
21.20.10.191 Цефоперазон+[Сульбактам] |
Цефпар СВ |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 500 мг+500 мг, 1 шт. - флаконы - пачки картонные |
Карнатака Антибиотикс & Фармасьютикалс Лимитед - Индия 356 |
упак |
500 |
12 месяцев |
6 |
21.20.10.191 Ампициллин |
Ампициллин |
порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения 1 г - флаконы (50) - коробки картонные |
ОАО "Биохимик" - Россия 643 |
упак |
10 |
12 месяцев |
образом, Обществом по позиции N 5 Цефоперазон+[Сульбактам] был предложен лекарственный препарат Цефпар СВ в дозировке 500 мг+500 мг, в то время как заказчику по позиции N 5 Цефоперазон+[Сульбактам] требовалась дозировка 0,25г+0,25г.
Комиссия считает необходимым отметить, что в письменных возражениях заказчика на доводы жалобы указано следующее: "Закупка лекарственного препарата с МНН Цефоперазон+[Сульбактам] в дозировке 0,25г+0,25г вызвана необходимостью применения небольших доз при лечении пациентов - детей младшего возраста до 3-х лет (количество вводимого препарата зависит от массы тела ребенка).
Препарат подлежит разведению в полном объеме согласно инструкции.
Ниже приводится расчет количества растворителя для разведения лекарственного препарата (ЛП) с МНН Цефоперазон+[Сульбактам] в требуемой дозировке 0,25г+0,25г и предлагаемой 500 мг+500 мг, который наглядно показывает необоснованное увеличение косвенных затрат учреждения на лечение пациентов (необоснованное расходование бюджетных средств).
|
Дозировка ЛП |
Объем растворителя на дозировку ЛП (1% раствор лидокаина), мл |
Закупаемое количество ЛП, шт |
Общее количество необходимого растворителя, мл |
Требуемая дозировка ЛП |
0,25г+0,25г |
1,7 мл |
500 |
850 |
Предлагаемая дозировка ЛП |
500 мг+500 мг |
3,4 мл |
500 |
1700 |
Раствор для введения должен быть свежеприготовленным и не допускает хранения.
В случае неиспользования препарата целиком, он должен храниться в специально отведенной карантинной зоне и уничтожаться. Уничтожение неиспользованного препарата осуществляется специализированной организацией от 1 кг. Что приводит к дополнительным необоснованным расходам Заказчика".
Комиссия, соглашаясь с позицией заказчика, считает необходимым отметить, что использование дополнительного количества раствора для разведения препарата с МНН Цефоперазон+[Сульбактам], а также обезвреживание неиспользованного препарата, относящегося согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 к классу "Г" медицинских отходов, однозначно приведет к дополнительным финансовым расходам со стороны заказчика.
Кроме того, следует отметить, что в подпункте "б" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов предусмотрена обязанность указания заказчиками в документации о закупке дозировки лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве исключительно в сторону уменьшения (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг).
Изучив государственный реестр лекарственных средств (http://www.grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), Комиссия приходит к выводу о том, что дозировка указанная заказчиком по позиции N 5 Цефоперазон+[Сульбактам] 0,25г+0,25г является наименьшей из зарегистрированных дозировок лекарственных препаратов с МНН Цефоперазон+[Сульбактам], следовательно, участниками закупки по указанной позиции могла быть предложена только дозировка 0,25г+0,25г.
Комиссия отмечает, что Обществом по позиции N 6 Ампициллин был предложен лекарственный препарат Ампициллин в дозировке 1 г и в количестве 10 упаковок или 10 г (1 г * 10 штук) препарата, в то время как заказчику по позиции N 6 требовалось 500 мг в количестве 500 штук или 250 г (500 мг * 500 штук) препарата.
Из указанного следует, что Обществом по позиции N 6 Ампициллин было предложено меньшее количество препарата (в 25 раз), чем требовалось заказчику.
При этом следует отметить, что жалоба заявителя не содержала доводов, связанных с отказом Обществу в допуске к участию в электронном аукционе по позиции N 6 Ампициллин.
При таких обстоятельствах Комиссия считает действия аукционной комиссии заказчика по отказу Обществу в допуске к участию в электронном аукционе правомерными, в связи с чем признает жалобу заявителя необоснованной.
Однако Комиссия считает необходимым отметить, что заказчиком в нарушение подпункта "б" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов в документации о закупке не была предусмотрена возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Торговый дом "Виал" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 2 имени В.П. Бисяриной" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0352300082818000012).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 2 имени В.П. Бисяриной" нарушение части 5 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, подпункта "б" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов. Учитывая, что выявленные нарушения Федерального закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика, предписание не выдавать.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение N 0352300082818000012) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_____.." |
Члены Комиссии |
"_____.." |
|
"_____.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 мая 2018 г. N 03-10.1/137-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.05.2018