Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В., специалист-эксперт Волкова Л.А.,
рассмотрев дело N 04-01/13-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту размещения в газете "Угличская газета" N 1 от 10.01.2018 г. рекламы магазина "ЛЮКС" с нарушением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП <...> и ООО "Редакция "Угличская газета" в лице представителя <...> по доверенности б/н от 14.02.2018 г.,
УСТАНОВИЛА:
На странице 24 газеты "Угличская газета" N 1 от 10.01.2018 г. размещена следующая информация: "5-47-11 ЛЮКС Пришел, увидел и купил! Поздравляем всех с Новым годом и Рождеством и объявляем о праздничных скидках и лотерее! С 14 декабря по 14 января сделайте покупку на сумму от 1000 рублей, получите лотерейный билет и участвуйте в новогоднем розыгрыше! Среди призов телевизор, микроволновая печь, пылесос и другая техника для вашего дома и кухни. ВЫИГРЫВАЙТЕ С НАМИ! ул. Ярославская 32а интернет-магазин: orion10.ru/tklux".
Дело возбуждено по признакам нарушения статьи 8, пункта 2 статьи 9 ФЗ "О рекламе", поскольку в рекламе отсутствуют сведения о лице, осуществляющем продажу товаров дистанционным способом на сайте orion10.ru/tklux, и источнике информации об организаторе рекламируемой лотереи, о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам лотереи, сроках, месте и порядке их получения.
ИП <...> и ООО "Редакция "Угличская газета" с вменяемыми нарушениями не согласны, в письменных пояснениях и на заседании Комиссии указали следующее. На указанном в рекламе сайте orion10.ru/tklux отсутствует возможность приобретения товаров дистанционным способом, данный сайт носит исключительно ознакомительный характер с ассортиментом товара, фактически потребитель не может заказать товар на данном сайте. Всю предусмотренную законом информацию о лотерее можно получить по телефону, либо непосредственно по адресу магазина, указанным в рекламе.
В связи с доводом лиц, участвующих в деле, о невозможности приобретения товара на указанном в рекламе сайте интернет-магазина Комиссией дополнительно усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой, в которой в качестве объекта рекламирования выступает магазин "Люкс" и его продукция (в том числе реализуемая в интернет-магазине orion10.ru/tklux), а также проводимая магазином лотерея.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Аналогичное определение продажи товаров дистанционным способом приведено в статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно акту осмотра интернет-сайта orion10.ru/tklux от 27.02.2018 г. на сайте представлен каталог товаров, содержащий описание и цены товаров. На сайте предусмотрена возможность добавить выбранный товар в необходимом количестве в корзину и оформить заказ. В соответствии с указанной на сайте информацией выбранный на сайте товар доставляется в ТК "Люкс" и оплачивается в кассе магазина при получении, предусмотрена также доставка товара по г. Углич (бесплатно) и за его пределы (по цене 30 руб. за 1 км.). Торговлю осуществляет ИП <...>
На основании изложенного порядок покупки товаров, представленных на указанном в рекламе сайте orion10.ru/tklux, отвечает всем признакам дистанционного способа продажи и, следовательно, к указанной рекламе применяются требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
Вместе с тем, в рекламе отсутствуют сведения о лице, осуществляющем продажу товаров дистанционным способом на сайте orion10.ru/tklux, что является нарушением требований статьи 8 ФЗ "О рекламе".
Доводы лиц, участвующих в деле, о невозможности приобретения товара на сайте интернет-магазина orion10.ru/tklux не соответствуют материалам дела, связи с чем в рассматриваемой рекламе наличия признаков нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" Комиссией не установлено.
В соответствии с Федеральным законом "О рекламе" под стимулирующим мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара. Рекламируемая лотерея обладает указанными признаками и, следовательно, является стимулирующим мероприятием.
Согласно статье 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии с пунктом 8 письма ФАС России от 01.10.2009 г. N АК/34209 "О разъяснениях некоторых положений Федерального закона "О рекламе" сведения об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения могут быть доведены до потребителя - потенциального участника стимулирующего мероприятия рекламодателем путем размещения в средствах массовой информации, на сайтах сети Интернет либо предоставления информации по конкретному адресу и т. п. При этом в рекламе должно содержаться указание на то, какие именно сведения можно получить при обращении к такому источнику, а именно что содержится в указанном месте (по указанному адресу). Из изложенного следует, что потребитель рекламы должен быть уведомлен о конкретной информации, которую он может получить, обратившись к названным в рекламе источникам.
Указание в рассматриваемой рекламе номера телефона и адреса магазина без ссылки на то, какие именно сведения можно получить в данных источниках, не может свидетельствовать о соблюдении требований пункта 2 статьи 9 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения статьи 8, пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьями 8, 9 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", а также представленной ООО "Редакция "Угличская газета" информацией (вх. N 2078 от 22.02.2018 г.) рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, рекламораспространителем - ООО "Редакция "Угличская газета".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "5-47-11 ЛЮКС Пришел, увидел и купил! Поздравляем всех с Новым годом и Рождеством и объявляем о праздничных скидках и лотерее! С 14 декабря по 14 января сделайте покупку на сумму от 1000 рублей, получите лотерейный билет и участвуйте в новогоднем розыгрыше! Среди призов телевизор, микроволновая печь, пылесос и другая техника для вашего дома и кухни. ВЫИГРЫВАЙТЕ С НАМИ! ул. Ярославская 32а интернет-магазин: orion10.ru/tklux", размещенную на странице 24 газеты "Угличская газета" N 1 от 10.01.2018 г., поскольку нарушены требования статьи 8, пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
Выдать ИП <...> (ИНН 761200020123) ООО "Редакция "Угличская газета" (ИНН 7612045699) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "27" апреля 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________ Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии _________________ С.Д. Солодяшкина
_________________ А.В. Семенюк
_________________ Л.А. Волкова
ИП <...>
ООО "Редакция "Угличская газета" 152612, г. Углич, Ленинское ш., д. 8
Исх. N 5082/04-01 от 04.05.2018
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 04-01/13-18
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"19" апреля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В., специалист-эксперт Волкова Л.А.,
на основании своего решения от "19" апреля 2018 года по делу N 04-01/13-18 о признании ненадлежащей рекламы:"5-47-11 ЛЮКС Пришел, увидел и купил! Поздравляем всех с Новым годом и Рождеством и объявляем о праздничных скидках и лотерее! С 14 декабря по 14 января сделайте покупку на сумму от 1000 рублей, получите лотерейный билет и участвуйте в новогоднем розыгрыше! Среди призов телевизор, микроволновая печь, пылесос и другая техника для вашего дома и кухни. ВЫИГРЫВАЙТЕ С НАМИ! ул. Ярославская 32а интернет-магазин: orion10.ru/tklux", размещенной на странице 24 газеты "Угличская газета" N 1 от 10.01.2018 г., поскольку нарушены требования статьи 8, пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ИП <...> (ИНН 761200020123) в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров, а также прекратить распространение рекламы стимулирующего мероприятия, без указания источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
ИП <...> представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "31" мая 2018 года.
ООО "Редакция "Угличская газета" (место нахождения: 152612, г. Углич, Ленинское ш., д. 8, ИНН 7612045699) в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров, а также прекратить распространение рекламы стимулирующего мероприятия, без указания источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
ООО "Редакция "Угличская газета" представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "31" мая 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________ Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии _________________ С.Д. Солодяшкина
_________________ А.В. Семенюк
_________________ Л.А. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 апреля 2018 г. N 04-01/13-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.05.2018