Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров N 51 в составе:
Заместителя председателя Комиссии ФАС России - заместителя начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов О.С. Малой (ведущего заседание), членов Комиссии ФАС России: заместителя начальника отдела методологии антимонопольного контроля на рынках строительства и природных ресурсов Управления контроля строительства и природных ресурсов М.В. Ермаковой, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления контроля строительства и природных ресурсов
В.А. Чучмана, ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления В.Д. Власенко (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
- ООО "Утилитсервис" - уведомлено надлежащим образом, представители на рассмотрение жалобы не явились;
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым: Лахин А.А. - доверенность от 27.04.2018 N 11, Тулинкова И.С - доверенность от 27.04.2018 N 12,
рассмотрев жалобу ООО "Утилитсервис" на действия организатора
торгов - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории логистических зон (кластеров) N 1, N 3, N 4, N 5, N 6 Республики Крым (извещение
N 060318/12750612/02) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО "Утилитсервис" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (далее - Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории логистических зон (кластеров) N 1, N 3, N 4, N 5, N 6 Республики Крым (извещение N 060318/12750612/02) (далее - Конкурс; Жалоба).
Из Жалобы следует, что Организатором торгов при утверждении конкурсной документации о проведении конкурсного отбора среди лиц на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории логистических зон (кластеров) N 1, N 3, N 4, N 5, N 6 Республики Крым (далее - Конкурсная документация) были нарушены требования Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила).
Представители Организатора торгов с доводами Жалобы не согласились, указав, что при организации и проведении Конкурса Организатор торгов действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) и Правил.
Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.
06.03.2018 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.03.2018; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.04.2018 в 18:00; дата вскрытия конвертов - 11.04.2018 14:00; дата подписания протокола рассмотрения заявок - 12.04.2018; срок, на который присваивается статус регионального оператора - 10 лет.
Согласно Жалобе Организатором торгов неправомерно объединены в одном конкурсном отборе 5 логистических зон деятельности регионального оператора (из 6 предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 12.01.2017 N 1 (далее - Территориальная схема)).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в соответствии с пунктом 3 Территориальной схемы, изменениями, внесенными в Территориальную схему постановлением Совета министров Республики Крым от 11.10.2017 N 535, оптимальное деление, предусмотренное Территориальной схемой, предполагает создание 6 (шести) зон деятельности региональных операторов, что также соответствует решениям, предложенным в генеральной схеме санитарной очистки Республики Крым, разработанной в 2015 году и утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 24.07.2015 N 431 (далее - Схема санитарной очистки).
Согласно Схеме санитарной очистки зона Республики Крым поделена на 6 (шесть) кластеров, в каждом из которых планируется построить мусоросортировочный комплекс мощностью от 100 до 200 тысяч тонн в год, линии автоматизированной сортировки, установки по термическому обеззараживанию опасных отходов, утилизации строительных отходов. Допускается выбор единого регионального оператора, деятельность которого будет осуществляться на 6 (шести) зонах Республики Крым.
Согласно пояснениям Организатора торгов на территории Республики Крым Организатором торгов осуществляется проведение 2 (двух) конкурсных отборов регионального оператора по обращению с ТКО:
на территории логистических зон (кластеров) N 1, N 3, N 4, N 5, N 6;
на территории логистической зоны (кластера) N 2.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно подпункту "б" пункта 12 Правил документация об отборе содержит, в том числе описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами.
На основании изложенного и принимая во внимание сведения, предусмотренные Территориальной схемой, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заявителем не подтверждено нарушение Организатором торгов антимонопольного законодательства при объединении в одном конкурсном отборе 5 логистических зон деятельности регионального оператора.
2. Согласно Жалобе в конкурсной документации содержатся сведения о расположении мест сбора и накопления ТКО без разбивки по видам и классам опасности отходов в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно подпункту "г" пункта 12 Правил документация об отборе содержит сведения о расположении (планируемом расположении) мест сбора
и накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам
и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в Конкурсной документации не приведена информация о расположении мест сбора и накопления ТКО с разбивкой по видам и классам опасности отходов в связи с тем, что такие сведения отсутствуют у Организатора торгов, а также не предусмотрены в Территориальной схеме, поскольку на территории Республики Крым не организован раздельный сбор ТКО.
Конкурсная документация содержит сведения о расположении мест сбора и накопления ТКО (Приложение 3 к Конкурсной документации "Сведения о расположении (планируемом расположении) мест сбора и накопления ТКО (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора"), а также сведения о том, что приведенные места сбора и накопления предназначены для ТКО IV и V классов опасности, при этом раздельный сбор ТКО в настоящее время не организован.
Комиссией ФАС России в ходе изучения содержания Конкурсной документации было установлено, что Приложение N 3 к Конкурсной документации содержит сведения, указанные в Территориальной схеме.
Таким образом, у Комиссии ФАС России отсутствуют основания полагать,
что Приложение N 3 к Конкурсной документации противоречит требованиям подпункта "г" пункта 12 Правил.
Учитывая изложенное, данный довод Жалобы является необоснованным.
3. Согласно Жалобе в Конкурсной документации отсутствуют сведения о предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов ТКО, а также отсутствует описание понятия "переходный период", во время которого Конкурсной документацией предусмотрена эксплуатация перечисленных в Территориальной схеме объектов ТКО.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в Приложении N 5 "Сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению ТКО, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами" к Конкурсной документации указано: перечень объектов, предусмотренных для эксплуатации на переходный период и объектов, планируемых к строительству и эксплуатации приведены в Территориальной схеме. При этом Приложением N 5 к Конкурсной документации также содержатся сведения о технических характеристиках действующих полигонов ТКО на территории деятельности регионального оператора.
В Таблице 32 "Распределение объектов по зонам деятельности регионального оператора" и Таблице 34 "Перечень объектов, строительство/эксплуатация которых предлагается Территориальной схемой" Территориальной схемы указаны объекты, планируемые к строительству.
При этом разделом "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе ТКО" Территориальной схемы предусмотрены объекты, планируемые к эксплуатации до ввода планируемых к строительству объектов.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 12 Правил документация
об отборе содержит сведения о расположении, технических характеристиках
и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению
твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.
Таким образом, сведения, содержащиеся в Конкурсной документации, о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению ТКО, использование которых предусмотрено Территориальной схемой, соответствуют требованиям подпункта "г" пункта 12 Правил.
Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что согласно статье 6 Закона об отходах к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Согласно части 4 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается
и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения комиссией антимонопольного органа жалоб на нарушение процедуры проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Комиссия ФАС России отмечает, что соответствие Территориальной схемы законодательству Российской Федерации не может быть рассмотрено
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
4. Согласно Жалобе в Конкурсной документации не установлена обязанность регионального оператора по содержанию контейнерных площадок.
Согласно подпункту "з" пункта 12 Правил документация об отборе содержит обязанности регионального оператора по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения
и источника финансирования (при необходимости).
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
При этом в связи с отсутствием необходимости создания и (или) содержания контейнерных площадок такая обязанность регионального оператора не была указана Организатором торгов в Конкурсной документации и Приложении N 7 "Проект соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами" к Конкурсной документации.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Утилитсервис" на действия организатора торгов - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при проведении конкурсного отбора среди юридических лиц на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории логистических зон (кластеров) N 1, N 3, N 4, N 5, N 6 Республики Крым (извещение N 060318/12750612/02) необоснованной.
Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2018 г. N Т-67/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.05.2018