Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
при участии:
- представителя Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (доверенность N 5-2-04/898 от 18.04.2018),
в отсутствие заявителя физического лица <_>, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы;
- представителя ООО "Выгодное решение",
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ N 135-ФЗ), жалобу физического лица и материалы жалобы N 64/11-18.1-2018
УСТАНОВИЛА:
23.04.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России) поступила жалоба физического лица <_> (вх. N 2791 от 23.04.2018) на действия организатора торгов общества с ограниченной ответственностью "Выгодное решение" при проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже арестованного в рамках исполнительных производств недвижимого имущества (извещение опубликовано в газете "Кузбасс" N 27 (26665) от 10.04.2018 о продаже 30 объектов).
По мнению заявителя, нарушение со стороны организатора торгов выразилось в необоснованном указании в извещении (договоре о задатке) требований об удержании комиссии банка в размере 0,5 % от суммы задатка при его возврате участникам, не ставшим победителями торгов.
Уведомлением от 26.04.2018 N 11/3946 рассмотрение жалобы было назначено на 03.05.2018 на 14 часов 20 минут.
28.04.2018 в адрес Кемеровского УФАС России от ООО "Выгодное решение" поступил отзыв на жалобу N 64/11-18.1-2018, согласно которому комиссия установленная в размере 0,5 % от суммы задатка взимается банком на основании дополнительного соглашения N 1 о применении индивидуальных условий обслуживания, в соответствии с которым банком взимается дополнительная плата за перевод денежных средств на банковские счета и банковские карты физических лиц.
Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения представителя Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях участвующего в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Частью 1 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
10.04.2018 в газете "Кузбасс" N 27 (26665) опубликовано извещение о продаже 30 объектов арестованного имущества.
Согласно данному извещению участникам торгов, не ставшим победителями, суммы внесенных ими задатков возвращаются за минусом 0,5% (комиссия банка).
Кроме того, на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.torgi.gov.ru к извещениям о проведении вышеуказанных торгов прикреплен документ "договор о задатке", который представляется участником торгов в составе своей заявки.
Согласно пункту 3.1 вышеуказаного договора о задатке, задаток возвращается путем перечисления суммы внесенного задатка за минусом 0,5% от суммы задатка (комиссия банка за счет перечисление денежных средств) на счет заявителя.
Согласно частям 1, 2 статьи 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
В силу статей 420 - 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения и считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта). Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. При этом, акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Таким образом, действия организатора торгов по опубликованию договора о задатке являются офертой, которая должна содержать все существенные условия договора. При этом, реализация действий потенциальными участниками, направленные на участие в торгах, являются акцептом.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что 19.09.2017 между банком ПАО "ВТБ 24" и ООО "Выгодное решение" было заключено дополнительное соглашение N 1 о применении индивидуальных условий обслуживания, в соответствии с которым банком взимается дополнительная плата за перевод денежных средств на банковские счета и банковские карты физических лиц, в случае если оборот по счету превышает 150000, комиссия банка за перевод составляет 0,5 % от суммы перевода.
Исходя из условий обслуживания банка, если задаток будет перечисляться физическому лицу, которое не стало победителем торгов с использованием услуг банка, его размер, несмотря на то, что организатор торгов возвратит ему задаток в полном объеме, будет уменьшен на размер комиссии банка, осуществляющего данную операцию.
При таких обстоятельствах, указание организатором торгов в извещении о проведении торгов информации о том, что, "суммы внесенных ими задатков возвращаются за минусом 0,5% (комиссия банка)" не противоречит положениям действующего законодательства, и носит информационный характер.
Уменьшение суммы возвращаемых задатков физическим лицам было обусловлено тем обстоятельством, что за денежные переводы юридических лиц в адрес физических лиц банком взимается комиссия за осуществление указанной процедуры.
При таких обстоятельствах, указание в договоре о задатке, который является неотъемлемой частью извещения о проведении торгов, в действиях организатора торгов - ООО "Выгодное решение" по возврату задатка физическим лицам, не выигравшим торги, нарушений действующего законодательства не установлено.
Руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу физического лица на действия организатора торгов ООО "Выгодное решение" необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 3 мая 2018 г. N 64/11-18.1-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.05.2018