Резолютивная часть решения оглашена "20" апреля 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено "28" апреля 2018 года.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Московского УФАС России <...>; членов Комиссии: начальника отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России <...>, заместителя начальника правового отдела Московского УФАС России <...>, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России <...> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1-11-1908/77-17 по признакам нарушения ООО "Магна" ИНН 7730585309 ОГРН 1087746749793 (место нахождения: 143009, Московская обл., г. Одинцово, ул. Садовая, д. 28, пом. VI), ООО "Индустрия сейфети" ИНН 7704765390 ОГРН 1107746784166 (место нахождения: 143005, Московская обл., г. Одинцово, шоссе Можайское, д. 58А, оф. 504) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое могло привести к поддержанию цен на торгах,
при участии в заседании представителей ООО "Магна" - <...>, ООО "Индустрия сейфети" - <...>, УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве - <...>,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение ГУ МВД России по г. Москве о наличии признаков картельного сговора между ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" (далее также - ответчики) при участии в торгах.
В документах, полученных в ответ на запросы от ЗАО "ТЭК-Торг", Управлением выявлены признаки нарушения ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в ходе проведения запроса цен в электронной форме с реестровым N31604191156.
ГУ МВД России по г. Москве от 28.06.2017 также представлены дополнительные материалы относительно действий ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" на электронных торговых площадках, а также их авторизационных данных.
Приказом от 17.08.2017 N 282 Московским УФАС России возбуждено дело N 1-11-1908/77-17 в отношении ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при проведении запроса цен N31604191156. Определением от 21.08.2017 о назначении дела N1-11-1908/77-17 к рассмотрению ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" были привлечены к участию в деле в качестве ответчиков, УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве - в качестве заинтересованного лица.
В ходе рассмотрения дела N 1-11-1908/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства от УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве поступило письмо (вх. N57821/17 от 24.11.2017) о наличии признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции также в действиях ООО "Легпром снабжение" (ИНН 7728882946 ОГРН 1147746742440).
Определением об отложении рассмотрения дела и о привлечении лица в качестве ответчика по делу N 1-11-1908/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Легпром снабжение" было привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
В ходе анализа сведений УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве и информации торговой площадки ЗАО "ТЭК-Торг" Комиссией было установлено следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru ООО "РН-КОМСОМОЛЬСКИЙ НПЗ" 11.10.2016 был опубликован запрос цен в электронной форме с реестровым N 31604191156, предметом которого являлось оказание услуг по техническому обслуживанию и организации поверки средств измерений (портативные газоанализаторы).
При этом, в ходе рассмотрения настоящего дела также анализировалась информация, полученная от электронной торговой площадки ООО "ЭТП" (вх. N 42974/17 от 06.09.2017) в отношении запроса предложений с реестровым N 31704901602. Заказчиком по указанным торгам выступало ПАО "Транснефть"; предмет торгов - метрологическое оборудование (газоаналитическое). Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее - НМЦК) составила 168 107 131,00 руб.
В вышеуказанных процедурах приняли участие:
в запросе цен N 31604191156 - ООО "Магна", ООО "Индустрия сейфети" и ООО "ЛегПром Снабжение";
в запросе предложений N 31704901602 - ООО "Магна", ООО "Индустрия сейфети", ООО "ЛегПром Снабжение" и ООО "Торговый дом Лига Спецодежды".
На первом этапе рассмотрения заявок участников запроса цен N 31604191156, состоявшегося 21.10.2016, победителем признано ООО "Индустрия сейфети", которое подало коммерческое предложение со снижением 1,9% от НМЦК, остальные участники подали коммерческие предложения с завышением НМЦК.
В ходе второго этапа торгов (переторжки), состоявшегося 17.11.2016, победителем повторно признано ООО "Индустрия сейфети", которое подало коммерческое предложение со снижением 3,74% от НМЦК. Остальные участники - ООО "Магна" и ООО "ЛегПром Снабжение", - подав коммерческое предложение с меньшим снижением, отказались от дальнейшей конкурентной борьбы.
При проведении запроса предложений N 31704901602, состоявшегося 17.04.2017, победителем признано ООО "Индустрия сейфети", которое подало коммерческое предложение со снижением 1,8% от НМЦК.
В результате снижение в ходе торгов NN 31704901602, 31604191156 составило 1,8% и 3,74% от НМЦК соответственно.
Данные о реестровых номерах торгов, их предметах, НМЦК, датах публикации, датах проведения, победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу N 1.
Таблица N1
N заказа |
Форма |
Заказчик |
Предмет заказа |
НМЦК |
Дата опубликования заказа |
Этапы |
Дата проведения аукциона |
Победитель |
Предложение победителя |
Снижение |
Другой участник |
Предложение другого участника |
Снижение/повышение |
31604191156 |
запрос цен |
ООО "РН-КОМСОМОЛЬСКИЙ НПЗ" |
Услуги по техническому обслуживанию и организации поверки средств измерений (портативные газоанализаторы) |
19 737 235,00 |
11.10.2016 |
1 |
21.10.2016 |
ООО "Индустрия Сейфити" |
19 361 450,00 |
-1,90 |
ООО "Магна" |
19 964 400,00 |
1,15 |
ООО "ЛегПром Снабжение" |
22 522 120,00 |
14,11 |
|||||||||||
2 - Переторжка в заочной форме |
17.11.2016 |
ООО "Индустрия Сейфити" |
18 999 450,00 |
-3,74 |
ООО "ЛегПром Снабжение" |
19 440 150,00 |
-1,51 |
||||||
ООО "Магна" |
19 499 100,00 |
-1,21 |
|||||||||||
31704901602 |
запрос предложений |
ПАО "Транснефть" |
ЗП-42.17 Метрологическое оборудование (Газоаналитическое) |
148 369 896,00 |
17.03.2017 |
- |
17.04.2017 |
ООО "Индустрия Сейфити" |
145 664 081,08 |
-1,82 |
ООО "Магна" |
146 164 081,08 |
-1,49 |
ООО "ЛегПром Снабжение" |
146 664 081,08 |
-1,15 |
|||||||||||
ООО "Торговый дом Лига Спецодежды" |
146 883 945,60 |
-1,00 |
По итогам проведения запроса цен N 31604191156 ООО "Индустрия сейфети" заключило договор с ООО "РН-КОМСОМОЛЬСКИЙ НПЗ" по цене 18 999 450,00 руб., а также договоры с АО "ЧЕРНОМОРТРАНСНЕФТЬ", АО "ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ", АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИКАМЬЕ", ООО "ТРАНСНЕФТЬ-ВОСТОК", АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА", АО "ТРАНСНЕФТЬ-УРАЛ", АО "ТРАНСНЕФТЬ-СЕВЕР", АО "ТРАНСНЕФТЬ-ДРУЖБА", АО "ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА", АО "ТРАНСНЕФТЬ-ДИАСКАН", АО "ТРАНСНЕФТЬ-ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИБИРЬ", ООО "ТРАНСНЕФТЬ-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК" и ООО "ТРАНСНЕФТЬ-БАЛТИКА" по результатам запроса предложений N 31704901602 на общую сумму 145 664 059,18 руб. Общая сумма договоров составила 164 663 509,18 руб.
ЗАО "ТЭК Торг" представлены сведения, что подача заявок
ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" для участия в запросе цен
N 31604191156 осуществлялось с одного и того же IP-адреса 213.85.178.34 (Данные сведены в таблицу N2).
Таблица N2
Наименование участника |
IP-адреса, использованные участниками торгов |
31604191156 - 1 этап | |
ООО "Индустрия Сейфити" |
213.85.178.34 |
ООО "Магна" |
213.85.178.34 |
ООО "ЛегПром Снабжение" |
46.39.54.10, 94.159.49.142 |
31604191156 - 2 этап - переторжка | |
ООО "Индустрия Сейфити" |
213.85.178.34 |
ООО "Магна" |
213.85.178.34 |
ООО "ЛегПром Снабжение" |
46.39.54.10 |
Подача заявок ООО "ЛегПром Снабжение" осуществлялась с отличных от ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" IP-адресов.
Исходя из сведений, представленных торговой площадкой ООО "ЭТП", Комиссией не установлено использование единой инфраструктуры участниками запроса предложений N 31704901602.
Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации из ЕГРЮЛ, поданных ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" для участия в рассматриваемых торгах в электронной форме, местом нахождения ответчиков являлось соответственно: у ООО "Магна" - <...>; у ООО "Индустрия сейфети" - <...>.
ООО "Магна" (вх. N 62664/17 от 18.12.2017) представило информацию, что использует помещение: 1<...>, принадлежащее обществу на праве собственности.
ООО "Индустрия сейфити" (вх. N 62875/17 от 19.12.2017) представило договор аренды нежилого помещений по адресу: <...>
Таким образом, ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" имеют разные адреса, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на рассматриваемых аукционах.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
По сведениям, представленным ПАО "Центральный телеграф" , IP-адрес 213.85.178.34 выделен ООО "Магна" по договору на оказание услуг связи по адресу: <...>.
Соответственно, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" совершали юридически значимые действия на рассматриваемом запросе цен N 31604191156, используя совместно единую инфраструктуру с IP-адресом 213.85.178.34, принадлежащую ООО "Магна".
ООО "ЛегПром Снабжение" (вх. N 10199/18 от 28.02.2018) сообщило, что выход в сеть Интернет в период с 01.01.2015 по 28.02.2018 осуществлялся по следующим адресам:
<...> (договор субаренды нежилого помещения N0024-ВН/17А от 01.05.2017, краткосрочный договор субаренды нежилого помещения N15/ОФ-50а от 23.05.2016);
по месту проживания генерального директора общества: <...>.
Услуги связи ООО "ЛегПром Снабжение" предоставляются оператором
ООО "Мегатон" на основании договора .
На заседании Комиссии, состоявшемся 18.10.2017, ООО "Магна" сообщило, что подготовку заявок, подачу ценовых предложений и подписание контрактов на электронной площадке в период с 01.01.2016 по 18.10.2017 осуществлял руководитель отраслевого направления <...>. Электронная цифровая подпись принадлежит генеральному директору ООО "Магна" и в указанный период использовалась<...>
ООО "Индустрия сейфити" письмом от 26.12.2017 исх. N 362 представило информацию, что действия по подготовке заявок, подачу ценовых предложений и подписание контрактов в период с 01.01.2015 по 27.06.2017 осуществлял генеральный директор <...>.
ООО "ЛегПром Снабжение" (вх. N 10199/18 от 28.02.2018) указало, что подготовкой заявок, подачей ценовых предложений и подписанием контрактов в период с 22.09.2016 по 28.02.2018 занимался непосредственно генеральный директор (<...>).
В результате анализа свойств файлов, полученных ЗАО "ТЭК-Торг" в ходе запроса цен N 31604191156 с одного и того же IP-адреса от ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" установлено совпадение дат создания файлов заявок, наименования приложения, с помощью которого данные файлы были созданы. (данные сведены в Таблицу N3).
Таблица N3
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Приложение |
31604191156 | ||
ООО "Индустрия Сейфити" |
Письмо_о_подаче_оферты[15] |
Hewlett-Packard MFP |
ООО "Магна" |
Письмо_о_подаче_оферты[16] |
Hewlett-Packard MFP |
ООО "ЛегПром Снабжение" |
Письмо_о_подаче_оферты_КНПЗ |
PaperScan Scanner Software Free Edition 3.0.13 |
Также Комиссией установлено, что даты создания файлов заявок, наименования приложения создания файлов, поданных ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" для участия в рассматриваемом запросе цен N 31604191156, отличны от дат создания/изменения и наименований приложений создания файлов, размещенных заказчиком в составе закупочной документации, а также отличны от приложения создания файлов и времени создания таких файлов третьего участника торгов - ООО "ЛегПром Снабжение".
Совпадение дат создания файлов заявок, наименования приложения, с помощью которого данные файлы были созданы, а также, учитывая разницу во времени создания файлов 52 минуты, при том, что подача заявок на данные торги осуществлялась в период с 11.10.2016 по 21.10.2016, свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на торги.
Тот факт, что заказчиком ни одна заявка ответчиков не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети", осуществлялся в целях допуска обоих ответчиков до торгов.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам N 31604191156. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" в ходе торгов N 31604191156, возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
В целях установления наличия взаимосвязей и фактов перечисления денежных средств между ООО "Магна", ООО "Индустрия сейфети" и ООО "ЛегПром Снабжение" Московским УФАС России направлены запросы информации по расчетным счетам ответчиков в коммерческие банки ПАО Сбербанк, ПАО "Промсвязьбанк", ПАО Банк ВТБ, ВТБ 24 (ПАО), Банк "ВБРР" (АО), ПАО "МИнБанк".
Система удаленного доступа "Банк-Клиент" представляет собой форму банковского обслуживания клиентов, основанную на использовании информационных технологий, обеспечивающих клиентам возможность дистанционного получения финансовой информации и управления банковскими счетами.
<...>
Вышеустановленные факты свидетельствуют об использовании ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" единой инфраструктуры для входа в систему удаленного доступа "Банк-Клиент", что указывает на наличие между ними договоренностей относительно совместного осуществления деятельности.
Также, согласно сведениям банков ПАО Сбербанк, ПАО "Промсвязьбанк", ПАО Банк ВТБ, Банк "ВБРР" (АО), ПАО "МИнБанк" между ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" в период с 27.03.2015 по 11.04.2017, и между ООО "Магна" и ООО "ЛегПром Снабжение" в период с 22.03.2016 по 06.12.2016, производились перечисления денежных средств по договорам <...>.
Согласно дополнительно представленным материалам ГУ МВД России
по г. Москве (вх. N30146 от 28.06.2017) Комиссией установлено следующее:
<...>
Кроме того, УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве представило копию акта осмотра предметов (документов) от 23.11.2017, изъятых при проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, занимаемых ООО "Магна", из которого Комиссией установлено:
<...>
Комиссия учитывает, что периоды использования электронных цифровых подписей на имя <...> и <...> (генерального директора ООО "Индустрия сейфити"), установленные актом осмотра предметов (документов) УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве от 23.11.2017, изъятых у ООО "Магна", совпадают с периодом проведения запроса цен N 31604191156 и запроса предложений N 31704901602.
В рамках рассмотрения дела ООО "Магна" (вх. N 57623/17 от 23.11.2017,
вх. N 3523/18 от 24.01.2018) представило заявление о том, что при участии в рассматриваемом Комиссией запросе цен N 31604191156 (НМЦК - 19 737 235,00 руб.), а также в дополнительно представленных торгах NNРН609752 (публикуемая цена - 3 818 000,00 руб.), РН623079 (цена контракта - 7 132 500,00 руб.), РН703093 (цена контракта - 737 000,00 руб.), проведенных соответственно 11.10.2016, 09.12.2016 и 20.03.2017, между ООО "Магна", в лице сотрудника <...>, и ООО "Индустрия сейфети" было реализовано устное соглашение, направленное на поддержание цен на торгах.
Также ООО "Магна" сообщено о расторжении 27.10.2017 трудового договора с сотрудником<...>. В пояснениях <...>, поданных в рамках заявления ООО "Магна", указано, что при участии в конкурентной процедуре N 31604191156 он оказывал методическую помощь ООО "Индустрия сейфети", а именно формировал и подавал заявку.
ООО "Индустрия сейфети" также сообщило о заключении устного картельного соглашения с ООО "Магна" при участии в торгах с реестровыми NN 31604191156, РН609752, РН623079, РН703093 с целью победы одной из организаций-ответчиков.
Данные о реестровых номерах аукционов, дополнительно указанных
ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" в своих заявлениях, их предметах, публикуемых ценах торгов, датах публикации, датах проведения, победителях и участниках сведены в таблицу N 4.
Таблица N4
N заказа |
Форма |
Заказчик |
Предмет заказа |
Публикуемая цена |
Дата опубликования заказа |
Этапы |
Дата вскрытия |
Победитель |
Другой участник |
РН609752 |
запрос предложений |
АО "РН-Транс" |
Поставка материально-технических ресурсов (Газоанализаторов) для нужд АО "РН-Транс" |
3 818 000,00 |
26.09.2016 |
1 |
11.10.2016 |
ООО "Магна" |
ООО "Киптехеом" |
ООО "Кронштадт" | |||||||||
ООО "ФАУН" | |||||||||
ООО НПК "Ольдам" | |||||||||
ООО "Компания РЭКС" | |||||||||
ООО "ИФ Дром-Сервис" | |||||||||
ООО "ТД Лига Спецодежды" | |||||||||
26.12.2016 |
2- переторжка в заочной форме |
29.12.2016 |
ООО "Магна" |
ООО "ИФ Дром-Сервис" |
|||||
РН623079 |
запрос предложений |
ПАО "Саратовский НПЗ" |
Поставка Газоанализаторов для ПАО "Саратовский НПЗ" |
- |
24.11.2016 |
- |
09.12.2016 |
ООО "ТД Лига Спецодежды" |
ООО "КЦУ" |
ООО "ФАУН" | |||||||||
ФГУП "СПО "Аналитприбор" | |||||||||
ООО "МС сервис" | |||||||||
ООО "Спутник-Интеграция" | |||||||||
ООО "Индустрия сейфити" | |||||||||
ООО "АРД Групп" | |||||||||
ООО "ДС-Безопасность" | |||||||||
ООО "ПТО Пожтехсервис" | |||||||||
РН703093 |
запрос предложений |
ПАО "Саратовский НПЗ" |
Поставка Газоанализаторов для ПАО "Саратовский НПЗ" |
- |
02.03.2017 |
1 |
20.03.2017 |
ООО "Индустрия сейфити" |
ООО "Спец" |
ООО "СМПВО" | |||||||||
21.04.2017 |
2- переторжка в заочной форме |
26.04.2017 |
ООО "Индустрия сейфити" |
ООО "СМПВО" |
При этом, согласно информации, представленной в ответ на запрос Управления от 29.01.2018 (исх. NЕП/4318/18) от торговой площадки ЗАО "ТЭК-Торг", в том числе журналам действий участников торгов на торговой площадке, в запросах предложений NN РН609752, РН623079, РН703093, проведенных в период с 26.09.2016 по 26.04.2017 и представленных ответчиками дополнительно в рамках заявлений о заключении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений, ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфити" не участвовали совместно. Таким образом, в ходе указанных торгов между ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфити" конкурентные отношения отсутствовали, поскольку в запросе предложений N РН609752 участвовало ООО "Магна" с различными хозяйствующими субъектами, а в торгах NN РН623079, РН703093 участвовало ООО "Индустрия сейфити" также с различными хозяйствующими субъектами.
Также Комиссией установлено, что запрос предложений с реестровым
N 31704901602 (НМЦК - 148 369 896,00 руб.), опубликованный заказчиком 17.03.2017, и в котором принимали участие ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфити", не был указан в их заявлениях о заключении антиконкурентного соглашения. Однако, торги N 31704901602 проводились в период торгов, состоявшихся с 26.09.2016 по 26.04.2017, указанных в заявлениях ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" о заключении антиконкурентного соглашения.
Кроме того, на основании ранее указанных ответов торговых площадок
ЗАО "ТЭК-Торг" и ООО "ЭТП", Комиссией установлено, что в ходе участия в запросе предложений N 31704901602 ООО "Магна" использовало для подачи ценового предложения IP-адрес 91.224.133.120. В свою очередь ООО "Индустрия сейфити" использовало тот же IP-адрес для подачи заявок на торги с реестровыми NN РН623079 (08.12.2016), РН703093 (17.03.2017).
Таким образом Комиссия делает вывод о том, что указанное в заявлениях картельное соглашение также распространялось на действия ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфити" в рамках участия в запросе предложений N 31704901602. Умолчание о нем обусловлено начальной максимальной ценой этой закупки, что влечет неблагоприятные для должностных лиц ответчиков последствия - возможность привлечения к уголовной ответственности.
Впоследствии, на заседании Комиссии по делу N 1-11-1908/77-17, состоявшемся 02.03.2018, присутствовал свидетель<...>, который подтвердил позицию ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфити" относительно заключения антиконкурентного соглашения на торгах с реестровыми NN 31604191156, РН609752, РН623079, РН703093. Также<...>. пояснил, что им использовались ключи ЭЦП ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфити" (по договоренности с генеральными директорами указанных обществ) в целях участия в торгах по газоаналитике от имени обществ. Отслеживанием таких торгов, а также инициатором участия в них выступал непосредственно
<...> Для участия в торгах с реестровым N 31704901602 <...> готовились заявки только от имени ООО "Магна".
В ответ на определение об отложении рассмотрения дела
N1-11-1908/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства от 02.03.2018 (исх. N ЕП/11210/18) ООО "Индустрия сейфети" (вх. N 15714/18 от 29.03.2018) представило письменные объяснения <...> относительно обстоятельств дела.
В упомянутых объяснениях <...> подтвердил позицию, оглашенную им на заседании Комиссии 02.03.2018, а также указал, что в торгах с реестровым N 31704901602 сговор между ответчиками отсутствовал, поскольку заказчику требовалась продукция АО "Аналитприбор", а ООО "Магна" не являлась дилером данного производителя, поэтому принимало участие, указав иной прибор, который условно удовлетворял требованиям заказчика. Действия по подготовке и подаче заявки на участие в данной процедуре <...> производил только от имени ООО "Магна"; информацией относительно лиц, осуществлявших аналогичные действия от ООО "Индустрия сейфити", не обладает.
Комиссия, проанализировав совокупность обстоятельств дела, в том числе совпадение периодов использования электронных цифровых подписей, полученных на <...> и <...> (генерального директора ООО "Индустрия сейфити") с периодом проведения запроса предложений N 31704901602, совместное участие ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" в конкурентной процедуре N 31704901602, состоявшейся в период проведения торгов, в отношении которых сами ответчики указали на наличие заключения и исполнения антиконкурентного соглашения, принимая во внимание использование ООО "Магна" в ходе участия в запросе предложений N 31704901602 IP-адреса 91.224.133.120, который, в свою очередь, использовался ООО "Индустрия сейфити" в ходе торгов, указанных в заявлениях ответчиков, считает, что пояснения <...> не свидетельствуют об отсутствии соглашения, имевшего место на торгах за реестровым N 31704901602.
В результате анализа заявлений ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" о заключении антиконкурентного соглашения, Комиссией установлено, что названными обществами не заявлено о расторжении антиконкурентного соглашения, а также не представлено достаточных для установления факта реализации картельного соглашения между ними сведений и документов по рассматриваемым Комиссией торгам.
Ответчики фактически представили сведения о наличии соглашения в отношении торгов с реестровыми N31604191156 (НМЦК - 19 737 235,00 руб.), N РН609752 (публикуемая цена - 3 818 000,00 руб.), РН623079 (цена контракта - 7 132 500,00 руб.), РН703093 (цена контракта - 737 000,00 руб.). В то же время, ответчики настаивают на отсутствии соглашения в ходе торгов N 31704901602 (НМЦК - 148 369 896,00 руб.).
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, не может согласиться с доводами ответчиков, поскольку возражения последних именно в отношении торгов N 31704901602 направлены исключительно на изыскание всевозможных способов избежать ответственности, принимая во внимание размер НМЦК рассматриваемой закупки.
Аргументы в обоснование доводов об отсутствии соглашения на этом аукционе Комиссия считает неубедительными, поскольку эти доводы фактически подкреплены лишь соображениями представителей о том, что участие в рассматриваемом запросе предложений N 31704901602 имело место в связи с попыткой подачи заявки для демонстрации заказчику своих производственных возможностей (чтобы "не исключили из списка потенциальных поставщиков"). С учетом НМЦК в размере 148 369 896,00 руб. данные доводы представляются малоубедительными, принимая во внимание также факт наличия устойчивых связей между обществами. Малоубедительными они расцениваются и в связи с заявлениями ответчиков о наличии соглашения на иных конкурентных процедурах, проходивших в тот же период, что и торги N 31704901602.
Кроме того, согласно протоколу N ЗП-42.17/Д заседания Конкурсной комиссии ПАО "Транснефть" по лоту N ЗП-42.17 "Метрологическое оборудование (Газоаналитическое)" от 14.04.2017, для участия в закупке
N 31704901602 было подано 7 заявок. Решением Конкурсной комиссии предложенное к поставке оборудование четырех организаций было признано не соответствующим документации о закупке, при этом заявки, представленные ООО "Магна", ООО "Индустрия сейфити" и ООО "ЛегПром Снабжение", заказчиком не отклонены, а также, как указано в протоколе они "соответствуют требованиям документации о закупке". Таким образом, Комиссия считает, что подача заявки ООО "Магна" не носила формального характера.
Комиссия также расценивает предложенную обществами логику (о необходимости "заявляться" на торги исключительно с целью "не выпасть из поля зрения заказчика") как порочную, поскольку в случае признания обществ, подавших заявки "фиктивно", победителями, у них возникнет обязанность заключить контракт, а в случае отказа от его подписания (исполнения) - возможность наступления неблагоприятных последствий путем включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия также учитывает затратность фиктивного участия в торгах и расценивает соответствующие доводы ответчиков критически.
О реализации соглашения между ООО "Индустрия сейфити" и ООО "Магна" по совместному участию в торгах, учитывая размер коммерческих предложений ООО "ЛегПром Снабжение" и ООО "Торговый дом Лига Спецодежды", по мнению Комиссии, также свидетельствует их поведение в рамках рассматриваемых торгов за NN 31604191156, 31704901602, а именно создание ООО "Индустрия сейфити" и ООО "Магна" видимости конкурентной борьбы, в результате чего снижение в ходе торгов составило незначительные 1,8% и 3,74% от НМЦК соответственно.
В отношении ответчика ООО "Легпром снабжение" Комиссией установлено:
использование названным обществом отличной от иных участников торгов инфраструктуры в ходе торгов NN 31604191156, 31704901602;
отсутствие совпадения технических параметров файлов заявок ООО "ЛегПром Снабжение" с иными участниками торгов в ходе конкурентных процедур NN 31604191156, 31704901602;
использование ООО "ЛегПром Снабжение" в ходе торгов NN 31604191156, 31704901602 отличной от иных участников закупочных процедур электронной-цифровой подписи;
отсутствие в акте осмотра предметов (документов) УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве в от 23.11.2017, изъятых при проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, занимаемых ООО "Магна", фактов, указывающих на нарушение ООО "ЛегПром Снабжение" антимонопольного законодательства.
Таким образом, факты и соответствующие доказательства, подтверждающие заключение ООО "ЛегПром Снабжение" ограничивающего конкуренцию соглашения с ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети", отсутствуют.
Определением от 30.03.2018 по делу N 1-11-1908/77-17 (исх. N ЕП/15946/18) рассмотрение дела в отношении ООО "ЛегПром Снабжение" прекращено.
Согласно аналитическому отчету от 30.03.2018 по результатам анализа состояния конкуренции на закупках в электронной форме с реестровыми NN 31604191156, 31704901602, Комиссией установлено следующее:
Временной интервал исследования определен периодом с 11.10.2016 (дата размещения извещения о проведении запроса цен N 31604191156) по 17.04.2017 включительно (дата проведения запрос предложений N31704901602).
Предметами закупок являлись:
Запрос цен N 31604191156 (Оказание услуг по техническому обслуживанию и организации проверки средств измерений (портативные газоанализаторы)).
Количество: 1272 шт.
газоанализатор GasAlertMicro5 - 13 шт.
газоанализатор GasAlertMicroClip - 91 шт.
газоанализатор GasAlertExtreme - 70 шт.
газоанализатор GasAlertMicroClip XT - 1098 шт.
Запрос предложений N 31704901602 (Поставка метрологического оборудования (газоаналитического)).
N п/п |
Наименование продукции |
Кол-во всего, шт |
1 |
Сигнализатор горючих газов |
3 |
2 |
Сигнализатор горючих газов |
3 |
3 |
Газоанализатор |
53 |
4 |
Газоанализатор |
40 |
5 |
Сигнализатор горючих газов |
1 |
6 |
Индивидуальный газоанализатор |
33 |
7 |
Газоанализатор индивидуальный |
25 |
8 |
Газоанализатор индивидуальный |
62 |
9 |
Газоанализатор индивидуальный |
25 |
10 |
Индивидуальный газоанализатор |
39 |
11 |
Индивидуальный газоанализатор |
84 |
12 |
Газоанализатор индивидуальный |
5 |
13 |
Газоанализатор индивидуальный |
5 |
14 |
Газоанализатор индивидуальный |
3 |
15 |
Сигнализатор / газоанализатор горючих газов |
518 |
16 |
Сигнализатор горючих газов |
30 |
17 |
Сигнализатор горючих газов |
10 |
18 |
Сигнализатор горючих газов |
10 |
19 |
Сигнализатор горючих газов |
284 |
20 |
Сигнализатор горючих газов |
200 |
21 |
Сигнализатор горючих газов |
120 |
22 |
Газоанализатор |
30 |
23 |
Газоанализатор |
3 |
24 |
Газоcигнализатор |
20 |
25 |
Газосигнализатор |
54 |
26 |
Газосигнализатор |
26 |
27 |
Газосигнализатор |
21 |
28 |
Газоcигнализатор |
36 |
29 |
Газосигнализатор |
40 |
30 |
Газоанализатор |
3 |
31 |
Сигнализатор горючих газов |
8 |
32 |
Газоcигнализатор |
60 |
33 |
Газоcигнализатор |
59 |
34 |
Газоcигнализатор |
20 |
35 |
Газоcигнализатор |
119 |
36 |
Газоcигнализатор |
39 |
37 |
Газосигнализатор |
6 |
38 |
Газосигнализатор |
3 |
39 |
Газосигнализатор |
8 |
40 |
Газоанализатор |
15 |
41 |
Газосигнализатор |
9 |
42 |
Газосигнализатор |
17 |
43 |
Газосигнализатор |
17 |
44 |
Индивидуальный газоанализатор |
119 |
45 |
Газосигнализатор |
50 |
46 |
Газосигнализатор |
45 |
47 |
Газосигнализатор |
6 |
48 |
Газосигнализатор |
16 |
49 |
Газосигнализатор |
78 |
50 |
Газосигнализатор |
32 |
51 |
Газосигнализатор |
68 |
52 |
Газосигнализатор |
151 |
53 |
Газосигнализатор |
113 |
54 |
Газосигнализатор |
24 |
55 |
Сигнализатор горючих газов |
167 |
56 |
Гасосигнализатор |
2 |
57 |
Сигнализатор горючих газов |
153 |
58 |
Сигнализатор горючих газов |
295 |
59 |
Газоанализатор |
20 |
60 |
Газоанализатор |
1 |
61 |
Газоанализатор |
1 |
62 |
Газоанализатор |
38 |
63 |
Газоанализатор |
4 |
64 |
Газоанализатор |
39 |
65 |
Газоанализатор |
55 |
66 |
Газоанализатор |
126 |
67 |
Газоанализатор |
169 |
68 |
Газоанализатор |
30 |
69 |
Газоанализатор |
222 |
70 |
Переносной сигнализатор горючих газов |
300 |
71 |
Переносной газоанализатор |
12 |
72 |
Переносной газоанализатор |
9 |
73 |
Переносной газоанализатор |
10 |
74 |
Переносной газоанализатор |
10 |
75 |
Газоанализатор- сигнализатор индивидуальный |
20 |
76 |
Газоанализатор |
16 |
77 |
Сигнализатор горячих газов |
203 |
В состав участников запроса цен N 31604191156 входили ООО "Магна", ООО "Индустрия сейфети" и ООО "ЛегПром Снабжение", в состав участников запроса предложений N 31704901602 входили ООО "Магна", ООО "Индустрия сейфети", ООО "ЛегПром Снабжение" и ООО "Торговый дом Лига Спецодежды", которые в период проведения закупок являлись между собой конкурентами на право заключения договоров с заказчиками.
На заседании Комиссии по делу N 1-11-1908/77-17, состоявшемся 30.03.2018, ООО "Магна" заявлен довод, что рассматриваемые закупки NN 31604191156, 31704901602 не являются торгами, а потому не могут являться предметом антимонопольного контроля.
Вместе с тем, согласно п. 5.1.1.1 Положения ОАО "НК "Роснефть" N П2-08 Р-0019 от 09.10.2015 о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупке) конкурентные закупки, предполагающие сравнение заявок нескольких участников закупки включают запрос предложений, запрос цен, конкурентные переговоры, конкурс, аукцион, редукцион, тем самым предусмотрено, что запрос цен N 31604191156 является конкурентной процедурой.
В соответствии с п. 30 извещения ПАО "Транснефть" о проведении запроса предложений N 31704901602 закупка является конкурентной.
Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.
Исходя из положений названной нормы права торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению "аукцион" или "конкурс", вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.
В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.
Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения, вне зависимости от того, как оно названо.
Оценка положений о закупке и также закупочной документации позволяет прийти к выводу, что проведенные заказчиками процедуры удовлетворяют понятию "торги" в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.
При этом Комиссия считает, что иное наименование, присвоенное заказчиком проводимой процедуре, не влечет отмены предусмотренных гражданским законодательством последствий для ее сторон.
Согласно части 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Оценивая положения закупочной документации, размещенной ООО "РН-КОМСОМОЛЬСКИЙ НПЗ" по запросу цен N 31604191156 и ПАО "Транснефть" по запросу предложений N 31704901602, Комиссия считает, что они отвечают части 2 статьи 448 ГК РФ.
Документация размещена в открытом доступе для неопределенного круга лиц и содержит сведения о начальной цене договора, способе обеспечения обязательств, способе определения победителя (включая порядок оценки заявок и порядок заключения договора), особенностях исполнения обязательств по контракту, требования к участникам, то есть содержит информацию, предусмотренную частями 2, 3 статьи 448 ГК РФ:
в закупочную документацию, размещенную ООО "РН-КОМСОМОЛЬСКИЙ НПЗ" по запросу цен N 31604191156 включены, кроме прочего, требования к составу и квалификации участников закупки, установлен порядок рассмотрения заявок участников, а также критерии их оценки (п. 3 Информационной карты).
в закупочную документацию, размещенную ПАО "Транснефть" по запросу предложений N 31704901602, включены в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п. 9 Инструкции для участника закупки), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 10 Инструкции). Кроме того, п. 15 Инструкции установлено, что договор заключается заказчиком с победителем закупки, выбранным по результатам проведенной закупки.
Также, в указанной документации по закупкам NN 31604191156, 31704901602 употребляется понятие "победитель", которое подразумевает конкурентный отбор определенного участника, соответствующего всем критериям, предъявляемым заказчиком.
Исходя из положений закупочной документации, заключение договора с любым лицом, обратившимся в адрес заказчиков первым, ООО "РН-КОМСОМОЛЬСКИЙ НПЗ" и ПАО "Транснефть" не предполагалось. Напротив, согласно п. 15 Инструкции для участника закупки N 31704901602 установлено, что "договор заключается заказчиком с победителем закупки, выбранным по результатам проведенной закупки". В соответствии с пп. 3.9.1 Информационной карты по запросу цен N 31604191156 "заказчик подпишет предоставленный победителем договор в течение 20 рабочих дней с момента выбора победителя".
Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Положения приведенной нормы не могут быть истолкованы в качестве исключения "иных форм" из числа торгов.
Довод ООО "Магна" о том, что запрос цен и запрос предложений исключены из числа торгов Комиссия находит основанным на неправильном толковании приведенных норм права, поскольку исходя из их буквального прочтения "иные формы" отбора контрагента не являются конкурсами и (или) аукционами, но не торгами.
В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.
Кроме того, Комиссия отклоняет доводы ответчиков о том, что участие в закупочных процедурах-"не торгах", исключает соревновательный характер поведения и предполагает возможность обхода запретов, установленных
пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Довод ООО "Магна", озвученный на заседании Комиссии, состоявшемся 30.03.2018, относительно отсутствия конкурентных отношений с ООО "Индустрия сейфити" при участии в закупке N 31704901602 в связи с осуществлением поставки товаров различных производителей, Комиссией отклоняется в силу того, что заявки указанных хозяйствующих субъектов не были отклонены Конкурсной комиссией ПАО "Транснефть"1 и признаны заказчиком соответствующими требованиям документации. В силу изложенного ответчики признаются конкурентами в рамках закупки N 31704901602.
По сведениям с сайта ФНС России, а также информации, имеющейся в материалах дела, установлено, что ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" не входили в одну группу лиц на даты проведения рассматриваемых конкурентных процедур по признакам, предусмотренным частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку:
<...> с 06.07.2016 является генеральным директором и распоряжается 100% общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставный капитал ООО "Магна";
<...> с 27.09.2010 распоряжается 100% общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставный капитал ООО "Индустрия сейфети", <...> с 06.07.2016 является генеральным директором ООО "Индустрия сейфети".
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Комиссия учитывает следующие обстоятельства:
- подачу заявок ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" для участия в запросе цен N 31604191156 с одного и того же IP-адреса - 213.85.178.34;
использование ответчиками в рамках проведения торгов N 31604191156 инфраструктуры ООО "Магна";
совпадение дат создания файлов заявок, поданных ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" на торги N 31604191156, а также наименования приложения, с помощью которого создавались данные файлы;
незначительное снижение ООО "Индустрия сейфити" и ООО "Магна" НМЦК (1,8% и 3,74%) в ходе торгов NN 31604191156, 31704901602;
факты, установленные УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве в рамках проверки ООО "Магна"<...>;
использование ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" единой инфраструктуры для входа в систему удаленного доступа "Банк-Клиент";
совпадение периодов использования электронных-цифровых подписей на имя <...> и <...> (генерального директора ООО "Индустрия сейфити"), установленное актом осмотра предметов (документов) УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве от 23.11.2017, изъятых у ООО "Магна", с периодом проведения запроса цен N 31604191156 и запроса предложений N 31704901602;
заявления ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфити" о заключении запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством устного картельного соглашения при участии в торгах, проведенных в период с 26.09.2016 по 26.04.2017, а также пояснения <...> относительно оказания методической помощи ООО "Индустрия сейфити" при участии в торгах;
совместное участие ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" в конкурентной процедуре N 31704901602, состоявшейся в период проведения торгов, указанных в заявлениях ответчиков о заключении антиконкурентного соглашения;
использование ООО "Магна" в ходе участия в запросе предложений N 31704901602 для подачи ценового предложения IP-адреса 91.224.133.120, который, в свою очередь, использовался ООО "Индустрия сейфити" для подачи заявок на торги с реестровыми NN РН623079, РН703093, включенные в число торгов, указанных в заявлениях ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфити" о заключении антиконкурентного соглашения,
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфити" нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен в ходе торгов NN31604191156, 31704901602, предметами которых являлось:
оказание услуг по техническому обслуживанию и организации поверки средств измерений (портативные газоанализаторы);
поставка метрологического оборудования (газоаналитического).
Доход ООО "Индустрия сейфети", полученный по результатам торгов
NN31604191156, 31704901602, состоявшихся в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 85 310 559,71 руб. (поскольку дата окончания исполнения по договору, заключенному по результатам торгов N 31604191156 - 30.12.2018, а также частичное отсутствие сведений об оплате по договорам, заключенным по результатам торгов N31704901602), согласно информации ЕИС http://zakupki.gov.ru/.
Доход ООО "Магна", полученный по результатам торгов NN31604191156, 31704901602, состоявшихся в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, Комиссией не установлен.
Ущерб от реализации картельного соглашения между ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети" Комиссией также не установлен.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (п. 2), согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Подобная оценка может применяться и при рассмотрении дел о заключении антиконкурентных соглашений, поскольку приведенное в упомянутом постановлении толкование касается анализа поведенческих аспектов антиконкурентных составов.
Учитывая, что соглашение, как правовая категория, предполагает наличие как заключения, так и его исполнения, оценка действий хозяйствующих субъектов при проведении конкурентных процедур, соревновательный характер которых презюмируется, должна осуществляться на основании принципов полноты, объективности и проведения всестороннего анализа всех фактических обстоятельств дела, а не ограничения констатацией фактов.
Поскольку картелем является соглашение, запрещенное законом и влекущее административную либо уголовную ответственность, случаи заключения формальных (документальных) антиконкурентных соглашений чрезвычайно редки. Соглашения заключаются (достигаются) посредством устных договоренностей, электронной переписки либо конклюдентных действий участников.
При наличии ряда обстоятельств, свидетельствующих о факте устного картельного соглашения, учитывая факт доверительных отношений между должностными лицами-участниками соглашения, экономическая целесообразность его исполнения презюмируется в силу статей 2, 50 ГК РФ.
Уклонение от дачи ценовых предложений рассматривается в качестве своеобразной тактики поведения с целью предоставления необоснованной возможности второму участнику картельного соглашения заключить договор при наличии видимости конкуренции.
Пассивное поведение участника картельного соглашения, не заключившего контракты (договора) может быть компенсировано ему в дальнейшем. Во всяком случае, с учетом юрисдикционного порядка, установленного главой 9 Закона о защите конкуренции, получение какой-либо материальной выгоды пассивным участником соглашения, не заключившим контракт, не всегда может быть доказано антимонопольным органом в отсутствие у него статуса органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия и при высокой латентности всех осуществляемых в рамках картельного соглашения действий.
Сторонам по делу были направлены копии заключения об обстоятельствах дела N 1-11-1908/77-17 (исх. N ЕП/16358/18 от 30.03.2018). Возражений на заключение ответчиками и заинтересованным лицом до последнего заседания Комиссии не представлено.
При этом, представители ООО "Магна" (вх. N 20032/18 от 18.04.2018) и ООО "Индустрия сейфити" (вх. N20350-ЭП/18 от 19.04.2018) в заседании 20.04.2017 заявили и представили ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения ответов на запросы информации, направленные третьим лицам. Полученная информация, по мнению ответчиков, необходима для подготовки возражений на заключение об обстоятельствах дела N1-11-1908/77-17.
Согласно части 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на стадии после выдачи заключения об обстоятельствах дела в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела.
Ходатайства ответчиков не содержат информации, предусмотренной частью 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем отсутствуют основания для отложения рассмотрения дела.
Отложение рассмотрения дела, равно как и осуществление любых процессуальных действий, является исключительно правоусмотрением комиссии антимонопольного органа.
Кроме того, направление ответчиками запросов, приложенных к ходатайствам, в целях проверки и возможного опровержения доводов Комиссии, информации, содержащейся в материалах дела, а также указание ООО "Индустрия сейфити" на возможность подачи заявления о заключении антиконкурентного соглашения, противоречат друг другу.
Дело N1-11-1908/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено 17.08.2017. Заключение об обстоятельствах дела N 1-11-1908/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.03.2018 исх. NЕП/16358/18 было получено ООО "Магна" с нарочным 06.04.2018, а ООО "Индустрия сейфити" - посредством почтовой связи 13.04.2018. Заключение об обстоятельствах дела основано на сведениях, содержащихся в материалах дела N1-11-1908/77-17.
В свою очередь, ответчики неоднократно реализовывали свое право на ознакомление с материалами дела, что позволяло им подготовить аргументированную правовую позицию относительно заключения об обстоятельствах дела N 1-11-1908/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того, Комиссия считает, что ходатайства об отложении рассмотрения дела намеренно поданы ответчиками в целях затягивания срока рассмотрения дела, что свидетельствует о злоупотреблении правами, предоставленными участникам по делу.
Таким образом, Комиссия отказывает в удовлетворении ходатайств об отложении рассмотрения дела, поданных ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфити".
Представитель ООО "Индустрия сейфити" указал на возможность подачи повторного заявления о заключении антиконкурентного соглашения с ООО "Магна" при участии в торгах.
После отказа Комиссии в удовлетворении ходатайств ответчиков
ООО "Индустрия сейфити" изменило свою позицию, указав, что в заключении об обстоятельствах дела N1-11-1908/77-17 отсутствуют доказательства, используемые в процессе доказывания антиконкурентных соглашений, предусмотренные разъяснениями N3 Президиума ФАС России "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3).
Упомянутый акт не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер и является результатом обобщения практики рассмотрения дел по признакам заключения антиконкурентных соглашений. Кроме того, список возможных для использования доказательств, указанный в упомянутых разъяснениях, не является исчерпывающим, в связи с чем Комиссия считает возможным использовать иные сведения при доказывании заключения антиконкурентных соглашений между ООО "Магна" и ООО "Индустрия сейфети".
ООО "Магна" также представило письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела.
В частности, названное общество указало, что генеральный директор общества не знал о действиях <...>, которые он совершает при участии в торгах.
Ссылки ООО "Магна" на неправомерность действий<...>, а также на отсутствие информации о его действиях, подлежат отклонению ввиду того, что в силу статей 2, 402, 1068 ГК РФ предпринимательской деятельности свойственны риски, а деятельность юридического лица составляет деятельность его работников, его коллектива, и именно юридическое лицо несет за них ответственность. Кроме того, согласно трудовому договору от 05.02.2013 с генеральным директором ООО "Магна" - <...>, генеральный директор должен "обеспечивать соблюдение законности в деятельности общества".
В установленном порядке действия <...> незаконными не признаны. Какой-либо спор между обществом и названным лицом, отсутствует, какие-либо требования к нему, в связи с причинением вреда вследствие неправомерных действий при ненадлежащем исполнении своих трудовых обязанностей, не предъявлены.
Также в возражениях содержится позиция ООО "Магна" о том, что ответчиками предлагалась к поставке различная продукция в рамках закупки N 31704901602, в доказательство чего ответчиком были представлены заключения экспертиз, согласно выводам которых, продукция, предлагаемая ООО "Магна", не отвечала требованиям опросных листов и документации о запросе предложений.
Между тем, Комиссия учитывает, что ООО "Магна" было допущено до участия в закупке N 31704901602, заявка общества была признана заказчиком соответствующей закупочной документации, общество являлось конкурентом по отношению к иным допущенным участникам закупки, вследствие чего у него имелась возможность заключения контракта с заказчиком. Соответственно, ООО "Магна" фактически ставит вопрос о неправомерности собственного допуска до участия в закупке. Напротив, такой аргумент может свидетельствовать именно о тактике исполнения антиконкурентного соглашения: описанные действия ставят под сомнение обоснованность участия в закупке лица, заведомо не отвечающего, по его мнению, требованиям заказчика. Соответственно, его появление на торгах призвано создать видимость обеспечения конкуренции с целью "подыгрывания" второму участнику соглашения.
Иные возражения ООО "Магна" Комиссией отклоняются, поскольку содержат констатацию фактов, установленных Комиссией, и не содержат новых доводов, аргументов, опровергающих выводы Комиссии.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ООО "Магна" ИНН 7730585309 ОГРН 1087746749793 и ООО "Индустрия сейфети" ИНН 1107746784166 ОГРН 1107746784166 нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен в ходе торгов NN31604191156, 31704901602, предметами которых являлось:
оказание услуг по техническому обслуживанию и организации поверки средств измерений (портативные газоанализаторы);
поставка метрологического оборудования (газоаналитического).
В соответствии с подпунктами д, н) пункта 2 части 1 статьи 23,
статьи 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО "Магна" ИНН 7730585309 ОГРН 1087746749793 и ООО "Индустрия сейфети" ИНН 1107746784166 ОГРН 1107746784166 предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Материалы по делу N 1-11-1908/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель комиссии <...>
члены Комиссии <...>
1 В соответствии с протоколом N ЗП-42.17/Д заседания Конкурсной комиссии ПАО "Транснефть" от 14.04.2017 заявки ООО "Магна", ООО "Индустрия сейфити" и ООО "ЛегПром Снабжение" "соответствуют требованиям документации о закупке".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 апреля 2018 г. N 1-11-1908/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.05.2018