Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <......................>,
при участии представителей:
ФГУП "Почта России": <......................> (доверенность от 07.05.2018 N 2.1.17-10/463),
АО "СИТИСНАБ": <......................> (доверенность от 217.07.2017 N 16/17), рассмотрев жалобу АО "СИТИСНАБ" от 20.03.2018 N 137, направленную письмом Московского УФАС России от 26.04.2018 N НО/19891/18-1, на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку курьерских конвертов EMS для собственных производственных нужд Московского СЦ КД УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "Почта России" (извещение N 31806269426), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба АО "СИТИСНАБ" (далее - Заявитель) от 20.03.2018 N 137, направленную письмом Московского УФАС России от 26.04.2018 N НО/19891/18-1, на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку курьерских конвертов EMS для собственных производственных нужд Московского СЦ КД УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "Почта России" (извещение N 31806269426) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденным приказом ФГУП "Почта России" от 21 августа 2015 г. N 404-п (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, Аукционная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 21.03.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - 4 665 700 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 12.04.2018;
Дата рассмотрения заявок - 17.04.2018;
Дата подведения итогов Аукциона - 25.04.2018.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2.3.2 пункта 2.3 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе, от 17.04.2018 б/н, Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в случае: не предоставления сведения, предусмотренных пунктом 3.1.2 Документации, или предоставления недостоверной информации (пункт 17.2.1 Положения о закупке, а именно: в составе первой части заявки участника не указано значение параметра "Расстояние от кромки клапана в случае использования ленты ее прикрепления на внутреннюю сторону клапана, вдоль которого она нанесена, мм" согласно инструкции пункт 3.4.1 информационной карты Документации части II на проведение Аукциона).
В соответствии с пунктом 8.2.1 Документации, заявка на участие в Аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным Документацией, в том числе, в случае непредоставления документов, которые предусмотрены пунктом 3.1.4 Документации, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в Аукционе, отсутствия документов, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 5, 7, 8 пункта 1.3.3, или их несоответствия требованиям Документации, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки.
Согласно пункту 6.2.2 Документации, участник закупки не допускается к участию в Аукционе в случае:
- не предоставления сведений, предусмотренных пунктом 3.1.2 Документации, или предоставления недостоверной информации;
- не предоставления информации, предусмотренной пунктом 3.1.2 Документации, требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 3.1.2 Документации первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать информацию, указанную в пункте "Первая часть заявки" Информационной карты Документации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.4.1 "Первая часть заявки" Информационной карты первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие показателям соответствия, установленным в части III "техническое задание" по форме, установленной в приложении N 1 к Информационной карте.
Инструкцией по заполнению заяви на участие в Аукционе приложение N 1 к Информационной карте установлено, что сведения, которые содержатся в заявке на участие в Аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем в пункте 1 "Наименование товара (описание)" указано: "Курьерский конверт N 1, изготавливаемый из картона с осуществлением печати в два цвета - Pantone Reflex Blue C, Pantone 144C с клапаном закрывающим конверт, расположен сверху, вдоль стороны конверта и имеющим в своей конструкции самоклеящую отрывную ленту, Tear Strip на базе тянутого полипропилена с клеем из натурального каучука, удаляя которую адресат вскрывает конверт.
Конструкция конвертов в закрытом виде исключает доступ к вложению без повреждения конвертов.
Места склейки находятся только на оборотной стороне конвертов.
Для приклеивания закрывающего клапана использованы самоклеящиеся составы с защитой их легкосъемным адегиозным покрытием".
Таким образом, Заказчику не представляется возможным определить какой именно способ закрывания конвертов будет использоваться в предлагаемой к поставке продукции.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
2. В соответствии с пунктом 12.8 Документации замена лица, уполномоченного на ведение всех финансовых операции, включая платежи, документооборот и иные взаиморасчеты с Заказчиком, осуществление ведения бухгалтерского учета, оформление первичных документов, исполнение обязанностей налогоплательщика, осуществление документооборот в порядке, определенном договором, включая, но не ограничиваясь выставлением актов, счетов, счетов-факту, подписание предоставлять, получать документы, а также совершать иные действия от имени коллективного участника, связанные с исполнением договора, допускается только с письменного согласия Заказчика.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Документацией неправомерно установлено вышеуказанное требование, так как участник закупки, отвечающий установленным Документацией требованиям, является субъектом предпринимательской деятельности, который вправе самостоятельно выбирать лидера такого участника, а также производить его замену в связи с чем установление Заказчиком в Документации условия о согласования замены лидера коллективного участника ограничивает такого участника в осуществлении предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, выявленное нарушение на результаты проведения Аукциона не повлияло на, поскольку по указанным основаниям заявки участников Конкурса не отклонялись.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2.3.2 пункта 2.3 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "СИТИСНАБ" (ИНН: 7720791165, ОГРН: 1137746839031) от 20.03.2018 N 137, направленную письмом Московского УФАС России от 26.04.2018 N НО/19891/18-1, на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку курьерских конвертов EMS для собственных производственных нужд Московского СЦ КД УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "Почта России" (извещение N 31806269426) необоснованной.
Признать в действиях ФГУП "Почта России" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание не выдавать поскольку выявленное нарушение на результаты проведения Аукциона не повлияло.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
<......................>
Яцухин И.И,
8(499)755-23-23 (доб. 088-512)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2018 г. N 223-ФЗ-312/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.05.2018