Заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <_>, рассмотрев протокол N 39р-18/25-04-2018р от 24.05.2018 г., составленный <_> - начальником отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Центр амбулаторной Гастроэнтерологии" (далее по тексту - ООО "ГастроЦентр"), (юридический адрес: 610033, г. Киров, проезд Студенческий, д. 4, кв. 69, ИНН 4345319557, ОГРН 1114345048245, КПП 434501001, дата регистрации юр. лица - 22.12.2011 г.), законный представитель - директор ООО "ГастроЦентр" <_>, в связи с нарушением ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Федеральный закон "О рекламе"),
У С Т А Н О В И Л:
Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу N 25/04-2018р (резолютивная часть оглашена 16 апреля 2018 года; в полном объеме изготовлено 17 апреля 2018 года) признана ненадлежащей реклама следующего содержания: "<..> Был сегодня в "ГастроЦентре", обратился с болью в желудке. Меня посмотрел врач, сразу обследовали: УЗИ, ФГДС под наркозом, сделали анализы и капельницу. Боль прошла, стало легче! Огромное спасибо всему персоналу за ваш профессионализм! Всем рекомендую!", размещенная в газете "Источник новостей" N 51 (564) от 23.12.2017 на странице 14 и в газете "Мой PRO Город" N51 (58) от 22.12.2017 на странице 24, так как она противоречит ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
Нарушение заключается в следующем.
В Управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление физического лица (вх. N940к от 07.02.2018) по вопросу нарушения, по мнению заявителя, рекламного законодательства при размещении в газетах: "Источник новостей" N51 (564) от 23.12.2017 на странице 14 рекламной информации следующего содержания: "Ходил по скидкам и акциям, потратил деньги и вернулся в "Гастроцентр <_>", "Мой PRO Город" N51 (58) от 22.12.2017 на странице 24 рекламной информации следующего содержания: "Ходил по скидкам и акциям, потратил деньги и вернулся в "Гастроцентр <_>", которая, по мнению заявителя, нарушает требования, установленные статьей Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе", рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация под заголовком "Ходил по скидкам и акциям, потратил деньги и вернулся в "Гастроцентр <_>", размещенная в газете "Источник новостей" N51 (564) от 23.12.2017 на странице 14, и в газете "Мой PRO Город" N51 (58) от 22.12.2017 на странице 24, адресована неопределенному кругу лиц (читателям средств массовой информации - газет), направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования (медицинским услугам, оказываемым ООО "ГастроЦентр"), способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.
На основании части 3 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Частью 2 ст. 12 Закона о лицензировании предусмотрено, что положениями о лицен-зировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни вы-полняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность со-ставляют работы (услуги) по перечню согласно Приложению к Положению о лицензировании. Услуги по стоматологии входят в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, так как содержатся в Приложении к Положению о лицензировании.
ООО "ГастроЦентр" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N <_> г., 1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: гастроэнтерологии, гематологии, колопроктологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, эндоскопии.
На основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здраво-охранении утвержден приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг".
Рекламируемые услуги по проведению лабораторных исследований ("сделали анализы"), методов диагностики (УЗИ - ультразвуковое исследование, ФГДС - фиброгастродуо-деноскопия), являются медицинскими услугами. Таким образом, рассматриваемая в рамках настоящего дела рекламная информация должна отвечать требованиям статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Исходя из текста рекламы и её комплексного восприятия потребителем вместе с ос-тальным текстом статьи "Ходил по скидкам и акциям, потратил деньги и вернулся в "Гаст-роцентр <_>", Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу, что рассматриваемая информация имеет в себе прямую отсылку к ситуации улучшения состояния здоровья человека вследствие применения медицинских услуг, оказываемых ООО "ГастроЦентр", и объективно воспринимается как конкретный случай улучшения состояния здоровья по следующим основаниям.
Указанный выше нормативный запрет направлен на исключение усиленного психологического воздействия рекламы тех или иных медицинских услуг на потребителей, которые нуждаются в лечении соответствующих видов заболеваний. В первую очередь, это связано с тем, что при выборе способа лечения того или иного заболевания практикуется индивидуальный подход к каждому клиенту (пациенту).
В данном случае используемый в статье отзыв клиента: "<..> Был сегодня в "Гастро-Центре, обратился с болью в желудке. Меня посмотрел врач, сразу обследовали: УЗИ, ФГДС под наркозом, сделали анализы и капельницу. Боль прошла, стало легче! Огромное спасибо всему персоналу за ваш профессионализм! Всем рекомендую!" способен сформировать у потребителя общее восприятие имевшего место в действительности случая (ситуации), что создает у потребителя впечатление о том, что эффективность рекламируемых медицинских услуг подтверждается другим потребителем, который ранее воспользовался рекламируемыми услугами и получил положительный результат.
Кроме того, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о том, что в по-строении рекламной информации четко прослеживается причинно-следственная связь между применением медицинских услуг и улучшением состояния здоровья клиента.
Так, в рекламе сначала описывается плохое самочувствие клиента "обратился с болью в желудке", далее говорится о применении объекта рекламирования: "сразу обследовали: УЗИ, ФГДС под наркозом, сделали анализы и капельницу", затем приводится результат: "Боль прошла, стало легче!".
Учитывая вышеизложенное, утверждение в рекламе: "Боль прошла, стало легче!" со-держит ссылку на улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования - медицинских услуг, оказываемых ООО "ГастроЦентр".
Спорная рекламная информация, размещенная на странице 14 газеты "Источник но-востей" N51 (564) от 23.12.2017, а также на странице 24 газеты "Мой PRO Город" N51 (58) от 22.12.2017: "<..> Был сегодня в "ГастроЦентре, обратился с болью в желудке. Меня посмотрел врач, сразу обследовали: УЗИ, ФГДС под наркозом, сделали анализы и капельницу. Боль прошла, стало легче! Огромное спасибо всему персоналу за ваш профессионализм! Всем рекомендую!", содержит ссылку на конкретный случай улучшения состояния здоровья вследствие применения методов профилактики, диагностики, лечения, следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушение части 3 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
С учетом названных обстоятельств и положений ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.
Из положений части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" следует, что за на-рушение требований, установленных частью 3 статьи 24 Федерального закона несет ответ-ственность рекламодатель.
Исходя из совокупности представленных документов (договор N 7/4 на оказание услуг по разработке, изготовлению и размещению рекламной продукции от 24.11.2017; договор N25 от 26.01.2017) и устных пояснений законного представителя ООО "ГастроЦентр", рекламодателем спорной рекламы в газете "Источник новостей" N 51 (564) от 23.12.2017 и газете "Мой PRO Город" является ООО "ГастроЦентр".
Указанный факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу N 25/04-2018р.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется с 23.12.2017 г. (дата выхода спорной рекламы в газете "Источник новостей" N 51 (564).
Ответственность за вышеуказанное нарушение законодательства РФ о рекламе преду-смотрена ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ. В соответствии данной нормой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ является установленный факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях ООО "ГастроЦентр", выразившийся в определении содержания рекламы: "<..> Был сегодня в "ГастроЦентре", обратился с болью в желудке. Меня посмотрел врач, сразу обследовали: УЗИ, ФГДС под наркозом, сделали анализы и капельницу. Боль прошла, стало легче! Огромное спасибо всему персоналу за ваш профессионализм! Всем рекомендую!", размещенной в газете "Источник новостей" N 51 (564) от 23.12.2017 на странице 14 и газете "Мой PRO Город" N51 (58) от 22.12.2017 на странице 24, с нарушением требований ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы медицинских услуг.
Объективной стороной административного правонарушения являются действия ООО "ГастроЦентр" по определению содержания рекламы: "<..> Был сегодня в "ГастроЦентре", обратился с болью в желудке. Меня посмотрел врач, сразу обследовали: УЗИ, ФГДС под наркозом, сделали анализы и капельницу. Боль прошла, стало легче! Огромное спасибо всему персоналу за ваш профессионализм! Всем рекомендую!", опубликованной в газете "Источник новостей" N 51 (564) от 23.12.2017 на странице 14 и газете "Мой PRO Город" N51 (58) от 22.12.2017 на странице 24, в нарушение ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", так как в указанной рекламной информации содержится ссылка на улучшение состояния здоровья человека в результате применения медицинских услуг.
Согласно ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения является рекламодатель - ООО "ГастроЦентр", который определил содержание рекламы: "<..> Был сегодня в "ГастроЦентре", обратился с болью в желудке. Меня посмотрел врач, сразу обследовали: УЗИ, ФГДС под наркозом, сделали анализы и капельницу. Боль прошла, стало легче! Огромное спасибо всему персоналу за ваш профессионализм! Всем рекомендую!", размещенной в газете "Источник новостей" N 51 (564) от 23.12.2017 на странице 14 и газете "Мой PRO Город" N51 (58) от 22.12.2017 на странице 24.
При установлении субъективной стороны административного правонарушения следует учитывать разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а именно: при рассмотрении дел об административных правонарушениях понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ (пункт 16.1).
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В данном случае установлено, что у ООО "ГастроЦентр" имелась возможность для соблюдения требований нарушение ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.
Таким образом, Кировское УФАС России считает, что рассматриваемое правонарушение произошло по вине ООО "ГастроЦентр".
Место совершения административного правонарушения: место размещения рекламы следующего содержания: "<..> Был сегодня в "ГастроЦентре", обратился с болью в желудке. Меня посмотрел врач, сразу обследовали: УЗИ, ФГДС под наркозом, сделали анализы и капельницу. Боль прошла, стало легче! Огромное спасибо всему персоналу за ваш профессионализм! Всем рекомендую!", размещенной в газете "Источник новостей" N 51 (564) от 23.12.2017 на странице 14 и газете "Мой PRO Город" N51 (58) от 22.12.2017 на странице 24, адрес редакции СМИ: г. Киров, ул. Московская, 40; адрес редакции СМИ: г. Киров, Октябрьский пр-т, 120, дата размещения - 22.12.2017 г., 23.12.2017.
В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершенного нару-шения законодательства РФ о рекламе. Факты, изложенные в протоколе N 39р-18/25-04-2017р от 24.05.2018 г. об административном правонарушении, подтверждаются в полном объеме материалами дела N 25/04-2018р.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, совершенные юридическим лицом ООО "ГастроЦентр" действия по определению содержания рекламы: "<..> Был сегодня в "ГастроЦентре", обратился с болью в желудке. Меня посмотрел врач, сразу обследовали: УЗИ, ФГДС под наркозом, сделали анализы и капельницу. Боль прошла, стало легче! Огромное спасибо всему персоналу за ваш профессионализм! Всем рекомендую!", размещенной в газете "Источник новостей" N 51 (564) от 23.12.2017 на странице 14 и газете "Мой PRO Город" N51 (58) от 22.12.2017 на странице 24, в нарушение ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
О дате, месте и времени рассмотрения протокола юридическое лицо - ООО "ГастроЦентр" извещено надлежащим образом. Протокол рассмотрен в присутствии законного представителя ООО "ГастроЦентр" - <_>, которая факт нарушения признала.
В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий.
С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которое выразилось в пренебрежительном отношении к исполнению публично - правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения юридического лица - ООО "ГастроЦентр" от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих обстоятельств установлено совершение административного правонарушения впервые.
В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ отягчающих вину обстоятельств не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 1, 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку согласно информации на сайте https://rmsp.nalog.ru ООО "ГастроЦентр" включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст.14.3 КоАП РФ, совершено Обществом впервые, с учетом отсутствия оснований, установленных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, считаю возможным применить к Обществу меру ответственности в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 3, ст. 24 Федерального закона "О рекламе", статьями 2.1, 2.4, 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать юридическое лицо - ООО "ГастроЦентр" (ИНН 4345319557, ОГРН 1114345048245) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к ООО "ГастроЦентр" (ИНН 4345319557, ОГРН 1114345048245) меру ответственности в виде предупреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления -
начальник отдела товарных рынков
и естественных монополий <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 мая 2018 г. N 39р-18/25-04-2018р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.05.2018