Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заявителя: Литвиновой О.М. (доверенность от 18.05.2018);
Заказчика: Рядовкиной Е.В. (доверенность от 20.12.2017 N б/н), Петровой С.А. (доверенность от 17.04.2018 N 30), Старицыной У.А. (доверенность от 16.05.2018);
Уполномоченный орган: Панова О.И. (доверенность от 03.04.2018 N 34-Д).
УСТАНОВИЛА:
14 мая 2018 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Белый Дом" (далее - Заявитель) на Заказчика - ГКУ Архангельской области "Главное управление капитального строительства" (далее - Заказчик), Уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске (извещение N 0124200000618002037).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 18.05.2018 N 314-05-470.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 18.05.2018 N 886.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.
11.05.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000618002037 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 473 364 930,64 руб.
Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".
Заявитель считает, что в документации об аукционе не надлежащим образом установлены дополнительные требования в соответствии со статьей 31 ФЗ "О контрактной системе" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Указанные требования в документации об аукционе ограничивают конкуренцию.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению N99.
Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 предусмотрено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участнику закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (*) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
(*) Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Объект закупки - Выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске.
Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении конкурса указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 41.20.30.000 (Работы по возведению жилых зданий), при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 473 364 930,64 рублей, в связи, с чем проведение аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N99.
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Пунктом 14 раздела 6 "Общие положения" документации об аукционе, установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки:
"Участник электронного аукциона должен соответствовать следующим дополнительным требованиям (указаны в приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99):
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту многоэтажных жилых домов, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используется следующая группа работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. При этом понятие "многоэтажного жилого дома" определяется в соответствии с пунктом 5.5 части 5 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" и пунктом 2 статьи 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск", утвержденных решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 N 516 (с изменениями и дополнениями), а именно, многоэтажный жилой дом - дом с количеством этажей девять и более".
Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России указали на то, что согласно технического задания требуется выполнение работ по строительству десятиэтажного дома. Заказчик вправе ожидать, что на аукцион заявятся квалифицированные подрядчики, которые имеют соответствующий опыт по строительству, реконструкции и капитальному ремонту многоэтажных домов, при этом опыт по возведению домов меньшей этажности Заказчика не интересует. При рассмотрении СП 54.13330.2016 "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного Приказом Минстроя России от 03 декабря 2016 года N 883/пр (далее - СП 54.13330.2016), можно установить, что здания различной этажности отличаются по сложности оборудования внутренними инженерными сетями, в зависимости от высоты здания к нему предъявляются и соответствующие требования по пожарной безопасности (см. табл. 7.1 СП 54.13330.2016), что влечет за собой различные мероприятия по обеспечению эвакуации, противопожарные требования к инженерным системам и оборудованию здания, по качеству применяемых материалов (с увеличением этажности увеличиваются требования к применяемым материалам, в том числе и по противопожарным требования). В связи с этим при установлении группы соответствующих работ использовались классификации домов по этажности, указанные в пункте 5.5 части 5 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", в пункте 2 статьи 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск", утвержденных решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 N 516 (с изменениями и дополнениями). Заказчиком проведен мониторинг рынка строительных организаций с целью определения конкурентоспособности организаций, имеющих опыт в строительстве многоэтажных домов с количеством этажей 9 и более, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск", утвержденные решением Архангельской городской Думы от 13 декабря 2012 года N 516. Заказчиком получена информация от 9-ти застройщиков (представлено в заседание Комиссии Архангельского УФАС России).
Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.
На основании вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу, что дополнительные требования к участникам закупки в документации об аукционе установлены исходя из объекта закупки и в соответствии с Постановлением N 99, не противоречат нормам ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 6.1.24 проекта контракта для реализации Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства: "в случае принятия Заказчиком решения о прекращении работ или их приостановления более чем на шесть месяцев, по заданию Заказчика обеспечить консервацию Объекта".
В силу части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно статье 752 Гражданского кодекса РФ установлено, что если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.
В силу пунктов 3, 4 Постановления Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства" (далее - Правила) в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
На основании подпунктов в) и г) пункта 5 Правил, в решении о консервации объекта должны быть определены: в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации; г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
Из чего следует, что работы по консервации объекта капитального строительства являются подрядными работами, выполняются на основании разработанной технической документации и подлежат оплате заказчиком, а не выполняются безвозмездно или за свой счет, не могут быть отнесены в разряд непредвиденных расходов.
Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что описание пункта 6.1.24 проекта контракта может повлечь ограничение количества участников, в связи с чем необходимо доработать данный пункт проекта контракта и добавить словами "по вине Подрядчика".
Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Белый Дом" необоснованной.
2. Признать Заказчика - ГКУ Архангельской области "Главное управление капитального строительства", нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
3. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе", а именно:
3.1. Заказчику на стадии заключения контракта пункт 6.1.24 проекта контракта добавить словами "по вине Подрядчика".
4. Заказчику в течение 3-х рабочих дней с момента направления проекта контракта победителю для подписания сообщить об исполнении пункта 3.1 настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
Н.В. Вознесенская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 21 мая 2018 г. N 147оз-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.05.2018