Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> - руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<..>. - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; <_ - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
|
рассмотрев жалобу ООО "Ресурс" (далее - Заявитель) вх. от 28.04.2018 N 5785 на действия заказчика АО "ЭнСер" при проведении открытого запроса предложений без предварительного квалификационного отбора "Реконструкция ОРУ 110 кВ с заменой оборудования (в т.ч. трансформатора связи 31,5 МВА)" (N 31806348082), размещенного на сайте www. zakupki.gov.ru (далее - Запрос предложений),
УСТАНОВИЛА:
09.04.2018 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu Заказчик разместил извещение (N 31806348082) и документацию о проведении Запроса предложений.
Сведения о начальной (максимальной) цене договора: 10 006 400,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок: 16.04.2018 в 15:00 (МСК+2).
Дата и время рассмотрения заявок: 16.04.2018 в 15:15 (МСК+2).
Дата и время подведения итогов: 19.04.2018 в 14:00 (МСК+2).
протоколу заседания комиссии по закупкам АО "ЭнСер" по допуску участников, рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом запросе предложений от 19.04.2018 N 34 (далее - Протокол N 34), в установленные документацией и извещением сроки поступило три заявки: АО "ЭСР", ООО "Электро Урал Спец Монтаж", ООО "Ресурс". Победителем Запроса предложений признано АО "ЭСР".
28.04.2018 в Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Запроса предложений.
В жалобе от 28.04.2018 вх. N 5785 Заявитель, указал, что:
1. Заказчик неправомерно определил победителя по итогам проведения Запроса предложений, так как АО "ЭСР" не имеет права на выполнение работ по договору строительного подряда, так как АО "ЭСР" не внесло взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, что подтверждается сведениями из единого реестра членов СРО. На основании изложенного, ООО "Ресурс" просит обязать АО "ЭнСер" признать победителем ООО "Ресурс" и заключить с ним договор.
2. Заказчик нарушил сроки опубликования Протокола N 34.
Представители Заказчика в письменных пояснениях и на заседании Комиссии пояснили, что Документацией о закупке не устанавливалось требование к участникам закупки подтверждать в составе заявки факт внесения взносов в компенсационные фонды СРО.
"ЭСР" представило в составе заявки на участие в Запросе предложений выписку СРО от 21.03.2018 (далее - выписка). В пункте 6 выписки имеются сведения о внесении соответствующих взносов. Выписка, в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного Кодекса Российской Федерации действует в течение месяца, следовательно, выписка являлась действующей на момент подачи заявки "ЭСР".
образом, АО "ЭнСер" считает, что при проведении Запроса предложений не допущено каких-либо нарушений, в связи с чем просит признать жалобу ООО "Ресурс" необоснованной.
Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о закупках на АО "ЭнСер" распространяются требования Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 10 статьей 3 Закона о закупках участник закупки, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В своей жалобе Заявитель указывает на нарушение АО "ЭнСер" подпунктов 1, 2 пункта 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, у Челябинского УФАС России имелось основание для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статье (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Для Заказчика таким документом является Положение о закупке товаров, работ, услуг, утвержденное решением годового общего собрания акционеров АО "ЭнСер", а также Документация о закупке, утвержденная Генеральным директором АО "ЭнСер".
1. Согласно пункту 12.5 Положения о закупке для участия в Запросе предложений участник должен подготовить заявку на участие в Запросе предложений, оформленную в полном соответствии с требованиями Документации о закупке.
Заявка на участие в Запросе предложений в обязательном порядке должна содержать информацию, документы или копии документов, перечень которых определен соответствующей Документацией о закупке, подтверждающие соответствие заявки требованиям Документации о закупке.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения о закупке устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупок, в том числе соответствие участниками закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (например, наличие у участника закупки соответствующих лицензии, допусков от саморегулируемых организаций).
Согласно пункту 17 Документации о закупке участнику необходимо предоставить копии или оригиналы (сканированные копии в цвете) следующих учредительных и бухгалтерских документов на последнюю отчетную дату:
- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
- налоговая декларация по НДС за предшествующий год;
- уведомление, подтверждающее оплату налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов;
- сведения о среднесписочной численности;
- учредительные и регистрационные документы, заверенные нотариально или руководителем организации;
- устав предприятия;
- свидетельство о государственной регистрации предприятия;
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. (если имеется);
- свидетельство о постановке предприятия на учет в налоговом органе;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать без доверенности);
- копия уведомления налогового органа о переходе контрагента на упрощенную систему налогообложения (при наличии);
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (не позднее 6 месяцев на дату подачи);
- анкета участника закупки (приложение 5);
- свидетельства о допуске к видам работ (свидетельства СРО на данный вид работ).
Материалами жалобы установлено, что в составе своей заявки АО "ЭСР" представлена выписка из реестра членов СРО от 21.03.2018 N 436/02.
у АО "ЭнСер" не имелось оснований для отклонения заявки АО "ЭСР" по данному критерию.
Согласно письменным пояснениям АО "ЭнСер" на этапе заключения договора Заказчиком установлено, что заявка АО "ЭСР" содержит недостоверные сведения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 24.2 Положения о закупке Заказчик отказывается от заключения договора с участником-победителем закупки, не неся при этом никакой ответственности перед участниками закупки, в том числе по возмещению каких-либо затрат, если установлено, что в представленных документах для участия в процедуре закупки или в самой заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.
Также согласно пункту 14 Документации о закупке Запрос предложений может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- если не подано ни одной заявки;
- если поданы заявки и они не соответствуют требованиям закупочной документации;
- в связи с необходимостью внесения корректировки или изменений в закупочную документацию;
- в связи с изменениями (переносом) сроков закупки товаров, работ, услуг;
- если подана одна заявка, соответствующая требованиям закупочной документации.
Так, согласно протоколу заседания комиссии по закупкам АО "ЭнСер" по отмене решения открытого запроса предложений по Лоту N 1 в протоколе заседания комиссии по закупкам АО "ЭнСер" от 04.05.2018 N 37 (далее - Протокол N 37) комиссия по закупкам АО "ЭнСер" приняла решение:
- на основании обнаруженных недостоверных сведений в предоставленных документах участника-победителя при заключении договора по ЛОТу N 1 "Реконструкция ОРУ 110 кВ с заменой оборудования (в т.ч. трансформатора связи 31.5 МВА)" (далее - Лот N1) АО "ЭнСер" решило отказаться от проведенной закупки на этапе заключения договора и отменить решение комиссии по закупкам по ЛОТу N 1;
- в связи с необходимостью внесения изменений в закупочную документацию ЛОТа N 1 в соответствии с пунктом 12.4.1 Положения о закупке признать открытый Запрос предложений несостоявшимся.
Челябинское УФАС России отмечает, что Положением о закупке и Документацией о закупке не предусмотрена обязанность АО "ЭнСер" заключать договор по результатам Запроса предложений со вторым участником закупки.
Согласно письменным пояснениям, а также пояснениям представителей на заседании Комиссии, АО "ЭнСер" 14.05.2018 разместило на сайте www.zаkuрki.gоv.гu извещение N 31806475373 о повторной процедуре проведения закупки, с внесением изменения в закупочную документацию (изменен срок выполнения работ с 10.06.2018 - 31.07.2018 на 13.06.2018 - 31.08.2018).
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика при проведении Запроса предложений (извещение N 31806348082) не усматривается нарушения Закона о закупках.
2. Согласно пункту 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Протокол N 34 подписан 19.04.2018, следовательно, предельным сроком размещения данного протокола на сайте www.zаkuрki.gоv.гu является - 22.04.2018.
Однако, Заказчик разметил протокол N 34 только 27.04.2018, что является нарушением пункта 12 статьи 4 и пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках и является административным правонарушением, предусмотренным статьей 7.32.3 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Ресурс" на действия заказчика АО "ЭнСер" при проведении открытого Запроса предложений без предварительного квалификационного отбора по Лоту N 1 "Реконструкция ОРУ 110 кВ с заменой оборудования (в т.ч. трансформатора связи 31,5 МВА)" (N 31806348082), размещенного на сайте www. zakupki.gov.ru, выразившиеся в нарушении срока размещения протокола N 34 на сайте www.zаkuрki.gоv.гu, обоснованными.
2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 7.32.3 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.05.2018