Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <_>- заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии: <_>, главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> , специалист-
эксперт отдела контроля за рекламой
и недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N 28-08/2018, возбужденное в отношении ООО "Лабпроверка" по факту распространения в системе "Яндекс.Директ" рекламы ООО "Лабпроверка" с использованием фирменного наименования ООО "ВОСТОК ПОСТ" с признаками нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии представителей ООО "ВОСТОК ПОСТ",
в присутствии представителя ООО "Лабпроверка",
в отсутствии гр. <_>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "ВОСТОК ПОСТ" (далее - Заявитель, ООО "ВОСТОК ПОСТ") о размещении в системе "Яндекс.Директ" рекламы ООО "Лабпроверка" с использованием фирменного наименования Заявителя. По мнению Заявителя, реклама создает впечатление, что предлагаются услуги ООО "ОСТОК ПОСТ", что вводит в заблуждение потребителей о фактическом исполнителе услуг. ООО "ОСТОК ПОСТ" считает, что рекламное объявление, в том виде, в котором оно показывалось по запросам во всех регионах Российской Федерации, кроме Челябинской области выполнено умышленно ООО "Лабпроверка" для получения прибыли за счет более популярного наименования Заявителя.
письме вх. N 1422 ООО "Яндекс" по запросу Челябинского УФАС России указало, что в сервисе "Яндекс.Директ" в период с 20.06.2017 по 15.01.2018 размещалось рекламное объявление с текстом ООО "ВОСТОК ПОСТ" центр валидации. Проверка боксов и НЕРА-фильтров (СП 1.3.2322-08 и СП 1.3.2322-18) labproverka.ru. Реклама размещена в рамках договора, заключенного между ООО "Яндекс" и ООО "Лабпроверка" (г. Челябинск).
с ограниченной ответственностью "Лабпроверка" (далее - ООО "Лабпроверка", Ответчик) в письменных пояснениях вх. N 1137 от 29.01.2018 указало, что общество проводит рекламную кампанию в системе "Яндекс.Директ" с мая 2017 года. За создание и размещение рекламы отвечал гр. <_> в рамках договора N 01-02/2017 от 27.02.2017 между ним и ООО "Лабпроверка". Ответственное лицо допустило при заполнении полей и настройки рекламной компании ошибку, а именно в видимую часть объявления добавлены ключевые слова, которые должны были быть не более чем поисковыми запросами и не попадать в видимую часть объявления. Наименование ООО "ВОСТОК ПОСТ" по ошибке включено в видимую часть объявления. ООО "Лабпроверка" работает с большинством медицинских учреждений и производителями, имеющими баклаборатории и в дополнительной рекламе по Челябинской области не нуждается, сайт общества выводится в первых сроках рейтинга без дополнительной рекламы рекламная кампания настраивалась на регион показа по всей России, кроме Челябинской области, в связи с чем ошибка не была вовремя обнаружена. В настоящее время в рекламу внесены исправления.
Гр. <_> в письменных пояснениях вх. N 5491 от 23.04.2018 указал, что при выполнении договора с ООО "Лабпроверка" от 01-02/2017 от 27.02.2017 при заполнении полей и настройки системы ЯндексДирект произвел ошибочно действия, в результате которых часть ключевых слов попали в видимую часть объявления. После выявления данной ошибки были внесены изменения в настройки системы и прекращение ненадлежащей рекламы прекращено.
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
В системе Яндекс.Директ с 20.06.2017 по 15.01.2018 размещено рекламное объявление с текстом "ООО "ВОСТОК ПОСТ" центр валидации labproverka.ru. Реклама. Проверка боксов и НЕРА - фильтров_", что подтверждается нотариальным протоколом обеспечения доказательств от 15.12.2017, письмом ООО "Яндекс" вх. N 1422, договором N 01-02/2017 от 27.02.2017 между ООО "Лабпроверка" и гр. <_>
Так, согласно нотариальному протоколу обеспечения доказательств от 15.11.2017 (далее - протокол) в поисковой системе Яндекс при введении запроса "восток пост" с изменением в настройках Яндекс местоположения пользователя, в частности г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Владивосток и др. выдан результат поиска "ООО "ВОСТОК ПОСТ" центр валидации labproverka.ru. Реклама. Проверка боксов и НЕРА - фильтров_". Из протокола усматривается, что рекламное объявление с данным текстом показывается при поисковом запросе во всех регионах Российской Федерации, кроме Челябинской области.
В соответствии с приложением N 3 к договору N 01-02/2017 от 27.02.2017 на размещение контекстной рекламы между ООО "Лабпроверка" и гр. <_> регион показа: вся Россия, кроме Челябинской области. В силу приложения N 1 к договору запросы для контекстной рекламы в системы Яндекс.Директ: защитная эффективность; боксы микробиологической безопасности; проверка фильтров.
данным Интернет-сайта https://yandex.ru/support/direct/ Яндекс.Директ - это система размещения поисковой и тематической контекстной рекламы. Она показывает объявления людям, которые уже ищут похожие товары или услуги на Яндексе и тысячах других сайтов. Объявления в Директе показываются по запросам, полностью содержащим ключевую фразу. Ключевые фразы - это слова или словосочетания, которые определяют, кому будет показано объявление. Ретаргетинг и подбор аудитории - это способ показывать объявления только интересующим пользователям. Геотаргетинг - это технология, позволяющая управлять географией показов рекламы. Объявления Директа будут показаны только той аудитории, которая сможет воспользоваться рекламным предложением, так как находится в выбранном регионе показа или интересуется им.
Из материалов дела усматривается, что при запросе в поисковой системе Яндекс сведений "восток пост" пользователям показывается рекламное объявление (Яндекс.Директ) Ответчика, содержащее информацию: "ООО "ВОСТОК ПОСТ" центр валидации labproverka.ru. Реклама. Проверка боксов и НЕРА - фильтров_", в котором присутствует фирменное наименование Заявителя - ООО "ВОСТОК ПОСТ" и ссылка на Интернет-сайт Ответчика - labproverka.ru.
По данным сервиса www.wordstat.yandex.ru статистика по словам "восток пост" - 319 показов в месяц, по слову "лабпроверка" - 72 показа, что усматривается из скрин-шотов, представленных Заявителем.
В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В распространяемой рекламе со ссылкой на Интернет-сайт labproverka.ru ООО "Лабпроверка" упоминается об ООО "ВОСТОК ПОСТ" тогда как фактически услуги по проверке боксов и НЕРА - фильтров оказывает другое лицо, администратор домена labproverka.ru ООО "Лабпроверка", в связи с чем реклама нарушает пункт 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы является ООО "Лабпроверка", как лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность с использованием Интернет-сайта labproverka.ru в интересах которого размещена реклама.
В силу пункта 6.2 договора от 01-02/2017 от 27.02.2017 между ООО "Лабпроверка" и гр. <_> Заказчик самостоятельно несет полную ответственность за несоответствие информации, переданной Исполнителю. Акт выполненных работ от 29.12.2017 между ООО "Лабпроверка" и гр. <_> подписан без каких-либо замечаний.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
ООО "Лабпроверка" представило скрин-шоты личного кабинета системы Яндекс-Директ с началом показа объявления и его последующего изменения путем удаления слов "ООО "Восток пост".
Поскольку размещение рекламы прекращено, необходимость выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную ООО "Лабпроверка" в системе Яндекс.Директ с 20.06.2017 по 15.01.2018 с текстом "ООО "ВОСТОК ПОСТ" центр валидации labproverka.ru. Реклама. Проверка боксов и НЕРА - фильтров_", в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг - ООО "ВОСТОК ПОСТ", что является нарушением пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Лабпроверка" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 апреля 2018 г. N 28-08/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.05.2018