Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от АО "Октябрьское" при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (исх. N 6/223 от 10.05.2018) (вх. N 12087-ЭП/18 от 11.05.2018) АО "Октябрьское" на действия Организатора торгов ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для нужд филиала Екатерининская ОС ВИР (извещение N 31806161864), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
20 февраля 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31806161864 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для нужд филиала Екатерининская ОС ВИР (далее - Закупка), включая Документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" (далее - Положение о закупках) в редакции от 26.06.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
924 692 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
20.02.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
06.04.2018 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
26.04.2018 в 18:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения заявок |
http://utp.sberbank-ast.ru/Trade |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31806161864 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном установлении противоречивых сведений в части сроков рассмотрения заявок на участие в аукционе и проведения электронного аукциона, вследствие внесения изменений в извещение о проведении процедуры Закупки, не соответствующих сведениям, указанным в Документации.
Также Заявитель обжалует неправомерное проведение электронного аукциона в выходной и нерабочий праздничный день (02.05.2018) в нарушение положений Документации.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" относится к государственным бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу АО "Октябрьское" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/14948/18 от 15.05.2018 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/14948/18 от 15.05.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
По первому доводу жалобы:
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
На основании ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Согласно ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Как следует из п. 4.1.4 Положения о закупках, в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением о закупке.
19.04.2018 Комиссия СПб УФАС России, рассмотрев жалобу (исх. N 3/223 от 11.04.2018) (вх. N 9278-ЭП/18 от 11.04.2018) АО "Октябрьское" на действия Организатора торгов ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для нужд филиала Екатерининская ОС ВИР (извещение N 31806161864), решением N Т02-112/18 от 19.04.2018 признала жалобу обоснованной, а также выдала Организатору торгов и его Закупочной комиссии предписание от 19.04.2018 (исх. N 78/12942/18 от 24.04.2018), согласно которому Организатору торгов ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" и закупочной комиссии ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" было необходимо совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения процедуры Закупки (извещение N 31806161864) путем проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре Закупки с публикацией соответствующих протоколов и завершения процедуры Закупки согласно условиям документации о Закупке, действующему Положению о закупках ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно информации с официального сайта www.zаkuрki.gоv.гu 27.04.2018 Организатором торгов ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" на основании Предписания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России N 78/12942/18 от 24 апреля 2018 г. были внесены изменения в извещение о проведении процедуры Закупки в части сроков рассмотрения заявок на участие в аукционе и даты проведения электронного аукциона.
В соответствии с внесенными изменениями в извещение о проведении процедуры Закупки дата и время рассмотрения заявок: 26.04.2018 в 18:00 (МСК). Дата и время подведения итогов: 02.05.2018 в 18:00 (МСК).
При этом на основании п.п. 18, 19 Информационной карты Документации дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме: 09.04.2018 в 18:00 (МСК). Дата проведения электронного аукциона: 12.04.2018 в 12:00 (МСК).
Комиссией СПб УФАС России установлено, что даты рассмотрения заявок на участие в аукционе и проведения электронного аукциона в Информационной карте Документации Организатором торгов изменены не были.
Кроме того по итогам внесенных изменений срок подачи заявок на участие в процедуре Закупки в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ продлен не был.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатор торгов ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" нарушил требования Положения о закупках и норм Закона N 223-ФЗ в части размещения противоречивых сведений относительно сроков рассмотрения заявок на участие в аукционе и проведения электронного аукциона, вследствие внесения изменений в извещение о проведении процедуры Закупки, не соответствующих сведениям, указанным в Документации.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 8, 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований норм ст. Закона N 223-ФЗ, допущенные путем установления в Документации и извещении о проведении процедуры Закупки противоречивых сведений относительно сроков рассмотрения заявок на участие в аукционе и проведения электронного аукциона, а также несоблюдении требований по продлению сроков подачи заявок на участие в процедуре Закупки.
По второму доводу жалобы:
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п. 23.3 Документации по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия оформляет Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании членами комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В соответствии с п. 10.3.3 Положения о закупках подача предложений о цене договора участниками закупки осуществляется не ранее следующего рабочего дня после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Согласно информации с официального сайта www.zаkuрki.gоv.гu протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе N 02а/18-223-01 был опубликован 27.04.2018 14:13 (МСК).
На основании п. 27.2 Документации днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
При этом как следует из п. 19 Информационной карты Документации, дата проведения электронного аукциона: 12.04.2018 в 12:00 (МСК).
В соответствии с протоколом подведения итогов в электронном аукционе N 02а-18-223-02 от 07.05.2018 дата и время начала подачи предложений о цене 02.05.2018 12:00. Завершение подачи предложений о цене 02.05.2018 12:21
На основании Постановления Правительства РФ от 14.10.2017 N 1250 "О переносе выходных дней в 2018-м году" "2" мая 2018 года является выходным и нерабочим праздничным днем.
Представитель Организатора торгов пояснила, что в связи с отсутствием действующего сертификата электронно-цифровой подписи у ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" не было возможности своевременно опубликовать протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре Закупки. После получения ЭЦП протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе был подписан и опубликован 27.04.2018. Дата проведения аукциона была назначена на 02.05.2018. Однако в связи с технической ошибкой дата проведения аукциона (02.05.2018) была принята за рабочий день.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатор торгов ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" нарушил требования Положения о закупках и норм Закона N 223-ФЗ в части порядка и сроков проведения электронного аукциона.
Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушения п. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в нарушении условий Положения о Закупках и Документации, а также несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенные путем установления датой проведения аукциона и проведения данного аукциона в выходной и нерабочий праздничный день (02.05.2018).
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (исх. N 6/223 от 10.05.2018) (вх. N 12087-ЭП/18 от 11.05.2018) АО "Октябрьское" на действия Организатора торгов ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" (ИНН: 7812029408; ОГРН: 1027810308206) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для нужд филиала Екатерининская ОС ВИР (извещение N 31806161864) обоснованной.
Признать в действиях Организатора торгов ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" (ИНН: 7812029408; ОГРН: 1027810308206) нарушения п. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч.ч. 8, 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований норм ст. Закона N 223-ФЗ, допущенные путем установления в Документации и извещении о проведении процедуры Закупки противоречивых сведений относительно сроков рассмотрения заявок на участие в аукционе и проведения электронного аукциона, а также несоблюдении требований по продлению сроков подачи заявок на участие в процедуре Закупки и нарушении условий Положения о Закупках и Документации, а также несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенные путем установления датой проведения аукциона и проведения данного аукциона в выходной и нерабочий праздничный день (02.05.2018).
Выдать Организатору торгов ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" и закупочной комиссии ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" (ИНН: 7812029408; ОГРН: 1027810308206) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для нужд филиала Екатерининская ОС ВИР (извещение N 31806161864) путем отмены всех протоколов, возврата заявок на участие в процедуре Закупки, внесения изменений в Документацию в части установления надлежащих сроков рассмотрения заявок на участие в аукционе и проведения электронного аукциона и завершения процедуры Закупки согласно условиям документации о Закупке, действующему Положению о закупках ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
21 мая 2018 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 21.05.2018 N Т02-162/18 по жалобе на действия ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для нужд филиала Екатерининская ОС ВИР (извещение N 31806161864, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" и закупочной комиссии ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" (ИНН: 7812029408; ОГРН: 1027810308206) совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для нужд филиала Екатерининская ОС ВИР (извещение N 31806161864) путем отмены всех протоколов, возврата заявок на участие в процедуре Закупки, внесения изменений в Документацию в части установления надлежащих сроков рассмотрения заявок на участие в аукционе и проведения электронного аукциона и завершения процедуры Закупки согласно условиям документации о Закупке, действующему Положению о закупках ФГБНУ "ВИР им. Н.И. Вавилова" и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 18 июня 2018 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 мая 2018 г. N Т02-162/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.05.2018