Резолютивная часть решения оглашена "15" мая 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "23" мая 2018 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:<...............>,рассмотрев в присутствии представителей АО "Бастион" и ОАО "Уссурийский бальзам" <...............> (по доверенностям от 01.03.2018 и 01.01.2018) и в отсутствии <...............>, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,
дело N 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО "Бастион" (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104; ОГРН/ИНН 1025900885955/5904101820) и ОАО "Уссурийский бальзам" (692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Краснознаменная, д. 49; ОГРН/ИНН 1022500856795/2511003566) пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление гражданина РФ, который приобрел в магазине "Красное и Белое" алкогольный напиток CAPTAIN\x{a78c}S RUM, полагая, что покупает недорогой ром, исходя из наименования, изображенного на этикетке крупными, бросающимися в глаза буквами. Однако после более детального осмотра оказалось, что купленный алкогольный напиток является полусладкой настойкой "Капитанский со вкусом рома сильвер". Данная настойка произведена из ректификованного спирта с добавлением ароматических спиртовых настоев и пищевых ароматизаторов и имитирует по вкусу и упаковке ром.
Данные действия Заявитель считает нарушением запрета на недобросовестную конкуренцию, установленного Законом "О защите конкуренции".
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков, установила следующие обстоятельства.
Полусладкая настойка "Капитанский со вкусом рома сильвер" (CAPTAIN\x{a78c}S RUM), произведенная из ректификованного спирта с добавлением ароматических спиртовых настоев и пищевых ароматизаторов и имитирующая по вкусу и упаковке ром, согласно информации, размещенной на контрэтикетке, производится ОАО "Уссурийский бальзам", АО "УРАЛАЛКО" и АО "Бастион", входящими в Группу компаний "Синергия".
Вместе с тем, согласно открытым сведениям, юридического лица с фирменным наименованием АО "УРАЛАЛКО" не существует, под его ИНН/ОГРН в настоящее время действует АО "Бастион".
В линейку "Капитанский ром" входят: "Капитанский ром Gold" (классический ром), "Капитанский ром Silver" (белый ром) и "Капитанский ром Strong" (крепкий ром).
При этом название и оформление имеет ассоциативную отсылку к известному рому "Captain Morgan", который производится также трех видов: "white rum", "gold rum" и "black (dark) rum".
Также на этикетке размещен следующий текст: "The typical original rum flavor" и "Spice mixed and oak taste", что также отсылает к используемым на этикетках рома словосочетаниям "spiced rum" и "spiced gold".
При размещении на полках магазина покупателю бросается в глаза крупная и ярках надпись CAPTAIN\x{a78c}S RUM, остальные надписи выполнены мелким и трудно читаемым на расстоянии шрифтом.
Вместе с тем, в соответствии с энциклопедическим статьями, опубликованными на информационном ресурсе "Википедия":
Ром (англ. rum, исп. ron, фр. rhum) - крепкий спиртной напиток, изготавливаемый путём сбраживания и перегонки побочных продуктов сахарно-тростникового производства, таких, как патока и тростниковый сироп. Прозрачная жидкость, получающаяся после перегонки, обычно затем выдерживается в дубовых или других бочках.
Насто\x{0301}йка - как правило, алкогольный напиток, но также может быть настоем любых жидкостей. Приготавливается путём настаивания спирта на различных плодах, косточках, пряностях, душистых и целебных травах.
Кроме того, производство настойки регулируется ГОСТ 7190-2013 "Изделия ликероводочные. Общие технические условия", а производство рома ГОСТ 33458-2015 "Ром. Технические условия".
Согласно информации, размещенной на контрэтикетке продукции "Капитанский ром" данный продукт является "настойкой полусладкой" в состав которой входит следующее: вода питьевая, спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья "Люкс", сахарный сироп, настои спиртовые: коры дуба, кофе; ароматные спирты: корицы, мелисы, мускатного ореха, гвоздики; ароматизаторы пищевые: "ром", "чернослив".
Таким образом, спорный алкогольный напиток, очевидно, не является ромом, а поступление в ФАС России заявления гражданина свидетельствует о наличии факта введения в заблуждение.
При этом производство рома значительно более технологически сложный и дорогостоящий процесс, чем производство настойки.
Также следует отметить, что союзом производителей алкогольной продукции (СПАП), членами которого являются в том числе крупнейшие игроки рынка алкогольной продукции Группа компаний "Синергия" и Группа компаний "Руст", в 2011 году был принят Кодекс ответственного маркетинга Союза производителей алкогольной продукции. Согласно разделу IV указанного кодекса: "Реклама алкогольной продукции не должна создавать неясность в отношении вида (типа) и крепости алкогольных напитков_".
В связи с изложенным, ФАС России на основании статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" АО "Бастион" и ОАО "Уссурийский бальзам" были выданы предупреждения от 02.10.2017 N ИА/67692/17 и N ИА/67690/17 соответственно о необходимости прекращения указанных действий.
Письмами от 27.10.2017 N 416 и от 26.10.2017 N 1239 ОАО "Уссурийский бальзам" и АО "Бастион" соответственно направили в ФАС России ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения на 3 месяца. ФАС России удовлетворил ходатайства и продлил сроки исполнения до 26.01.2018.
В ФАС России повторно поступили ходатайства от 19.01.2018 N78 и от 19.01.2018 N27 от ОАО "Уссурийский бальзам" и АО "Бастион" соответственно о продлении сроков исполнения предупреждений по 01.04.2018. По результатам рассмотрения указанных ходатайств ФАС России были приняты решения об отказе в их удовлетворении (ОАО "Уссурийский бальзам" письмо от 31.01.2018 N ИА/6133/18, АО "Бастион" письмо от 31.01.2018 N ИА/6132/18).
Срок выполнения АО "Бастион" и ОАО "Уссурийский бальзам" предупреждений истек.
Исходя из изложенного, а также на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ФАС России издан приказ от 27.02.2018 N 238/18 о возбуждении дела N 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по его рассмотрению.
Как следует из письменных пояснений, представленных АО "Бастион" и ОАО "Уссурийский бальзам" (далее также - Ответчики), спорный товар выпускается ОАО "Уссурийский бальзам" с 1996 года и присутствует на российском рынке уже более 20 лет. С 2016 года товар также производится АО "Бастион" (до смены наименования - АО "УРАЛАЛКО") в соответствии с ТИ-УА-918110-13-2016 и РЦ-УА-918110-13-2016. За все время производства и реализации спорного товара претензий от потребителей, связанных с использованием слова "ром" в названии товара, не поступало.
Ответчики отмечают, что на российском рынке присутствует множество настоек со вкусами различных алкогольных напитков - рома, виски, джина и пр. То есть, по мнению Ответчиков, производство подобных алкогольных напитков - сложившаяся практика, сформировался отдельный сегмент рынка алкогольной продукции в виде настоек с соответствующими вкусовыми и ароматическими ингредиентами, о которых потребитель информируется надлежащим образом. Указанная категория товаров является самостоятельной по своим свойствам и качествам, ценовой категории. В розничной реализации товар размещается рядом с другими настойками в соответствующей категории, в том числе в сетях "Ашан", "Лента", "Дикси" и др.
По мнению Ответчиков, спорный товар и ром находятся в абсолютно разных ценовых категориях, что исключает введение в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств товара.
Данные доводы подтверждаются результатами социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в феврале-марте 2018 г. среди 1500 человек, покупающих крепкие алкогольный напитки раз в полгода или чаще, в соответствии с которыми:
- по мнению абсолютного большинства респондентов (94%) ром и настойка со вкусом рома являются напитками разных ценовых категорий. При этом три четверти участников опроса (75%) полагают, что ром относится к категории алкогольных напитков стоимостью дороже 500 рублей;
- наиболее важными для респондентов характеристиками крепких алкогольных напитков являются - цена (8,2 балла), марка (7,7 балла), производитель (6,6 балла).
Указанные результаты, по мнению Ответчиков, свидетельствуют о том, что потребители не вводятся и не могут вводиться в заблуждение относительно качества и потребительских свойств товара - приобретая товар, потребители понимают, что товар не является ромом и не обладает соответствующими ему свойствами и характеристиками, в том числе исходя из цены и его расположения в отдельной категории товаров.
При этом маркировка спорного товара соответствует ТР ТС 022/2011, ГОСТ 32098-2013 и не вводит в заблуждение потребителей относительно его качества и потребительских свойств. Кроме того, отсутствие у потребителей заблуждение относительно потребительских свойств товара подтверждают отзывы, размещенные в сети Интернет и представленные Ответчиками, согласно которым потребители понимают, что товар является настойкой, а не ромом.
Однако Комиссия ФАС России воспринимает данный довод Ответчиков критически, поскольку осмотр интернет-сайтов с потребительскими отзывами (в том числе имеющихся в материалах дела) показывает, что во многих случаях потребители обсуждают приобретенный алкогольный напиток CAPTAIN\x{a78c}S RUM именно как ром, а не как настойку. Хотя в ряде случаев отмечают, что приобрели данный алкогольный напиток по удивительно низкой цене.
В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
В силу пункта 1 статьи 14.2 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона "О защите конкуренции", присутствуют в действиях Общества:
1. Направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности над конкурентами выразилась в осуществлении действий по размещению на горлышке и этикетке спиртовой настойки "Капитанский ром" (Capitan's rum) наименования "Ром" (Rum), создающего впечатление о ее принадлежности иному виду алкогольной продукции.
2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
3. Указанные действия Общества способны причинить убытки конкурентам - производителям аналогичных настоек, оформление которых однозначно указывает на принадлежность товара к настойкам и не вводит в заблуждение в отношении того, к какому виду алкогольной продукции относится реализуемый товар, за счет перераспределения потребительского спроса к продукции, создающей впечатление о том, что она относится к иному виду алкоголя.
Вместе с тем, после получения предупреждений ФАС России Ответчиками были разработаны комплексные изменения в дизайн этикеток серии настоек "Капитанский со вкусом рома", направленные на недопущение введения потребителей в заблуждение и создания ложных впечатлений в отношении потребительских свойств данной продукции.
Наименование товара выполнено читаемым и легко воспринимаемым шрифтом крупного размера, в частности, слово "НАСТОЙКА" с выделением золотым цветом для дополнительного привлечения внимания потребителей. При этом словосочетание "with taste of rum", имеющее на лицевой стороне перевод на русский язык - "со вкусом рома", было значительно уменьшено по отношению к основному наименованию по шрифтовому и графическому исполнению.
Ответчики полагают, что оформление товара с учетом внесенных изменений также соответствует ТР ТС 022/2011 и позволяет потребителям получить полную и достоверную информацию о рассматриваемом товаре, а также не способно ввести в заблуждение относительно его качества и потребительских свойств, что подтверждается отчетом ВЦИОМ, согласно которому:
- подавляющее большинство опрошенных (75%) верно определяет вид продемонстрированного им напитка (настойка);
- 76% респондентов правильно понимают, что товар обладает потребительскими свойствами настойки со вкусом рома;
- 76% опрошенных также указали, что, по их мнению, качество товара соответствует настойке со вкусом рома.
При указанных обстоятельствах Комиссия ФАС России полагает, что основания для выдачи предписания Ответчикам о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.
Принимая во внимание вышеуказанное и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Закона "О защите конкуренции", Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
2. Признать действия АО "Бастион" (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104; ОГРН/ИНН 1025900885955/5904101820) и ОАО "Уссурийский бальзам" (692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Краснознаменная, д. 49; ОГРН/ИНН 1022500856795/2511003566), выразившиеся в размещении на горлышке и этикетке спиртовой настойки "Капитанский ром" (Capitan's rum) наименования "Ром" (Rum), создающего впечатление о ее принадлежности иному виду алкогольной продукции, нарушающими пункт 1 статьи 14.8 Закона "О защите конкуренции".
3. Основания для выдачи предписания АО "Бастион" (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104; ОГРН/ИНН 1025900885955/5904101820) и ОАО "Уссурийский бальзам" (692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Краснознаменная, д. 49; ОГРН/ИНН 1022500856795/2511003566) о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.
4. Передать материалы дела N 1-14-37/00-08-18 уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении АО "Бастион" и ОАО "Уссурийский бальзам" производства по делу об административном правонарушении.
Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров
<...............>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Кононова Н.В.
(499)755 23 23, доб. 088-806
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 мая 2018 г. N 1-14-37/00-08-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2018