Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 мая 2018 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Пряхин А.Б. - руководитель Карельского УФАС России, председатель Комиссии;
<...>.- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
<...>- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,
рассмотрев дело N03-02/14-2018, возбужденное в отношении ИП Бровкина П.А. (ИНН 100100463076, адрес: ул.Ленинградская, дом 8а, г.Петрозаводск), ИП Владимирского П.А. (ИНН 100129671022, адрес: пр.Первомайский, дом 24а, кв.9) по факту размещения в еженедельной рекламной газете "Медведь" 26.01.2018 N 4 рекламы следующего содержания "Интернет-магазин рыбы и морепродуктов. Делайте заказ на сайте ptzfish.ru или по телефону 63-03-61" с признаками нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в присутствии ИП Бровкина П.А., представителя ИП Владимирского П.А. - Яковец О.Г. (доверенность в материалах дела),
УСТАНОВИЛА:
Отделом антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рекламы изучена информация, размещенная в еженедельной рекламной газете "Медведь" (далее - газета Медведь) 26.01.2018 N 4 следующего содержания: "Интернет-магазин рыбы и морепродуктов. Делайте заказ на сайте ptzfish.ru или по телефону 63-03-61".
В рассматриваемой рекламе товар (рыбу и морепродукты) предлагается приобрести дистанционным способом.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно разъяснениям, ФАС России от 05.04.2007 NАЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Таким образом, вышеуказанное объявление отвечает всем признакам, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, соответственно, является рекламой. Объектом рекламирования является рыба и морепродукты дистанционным способом продажи.
В соответствии со статьей 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о
государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 Правил продажи дистанционным способом утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612).
При этом, в рекламном объявлении отсутствуют необходимые сведения о продавце, что указывает на наличие нарушения требований статьи 8 Закона о рекламе.
Из информации, предоставленной по запросу Карельского УФАС России редакцией газеты Медведь (главный редактор - ИП Бровкин П.А.), следует, что в соответствии с условиями договора от 01.12.2017 N1129-/17, заключенного между ИП Бровкиным П.А. и ИП Владимирским П.А., заказчиком вышеуказанной рекламы является ИП Владимирский П.А. По условиям заключенного договора (п.2.4) заказчик предоставляет для размещения в газете готовый оригинал-макет рекламы в электронном виде. Кроме того, была предоставлена копия акта от 26.01.2018 N343, подтверждающего оказание услуги по размещению вышеназванной рекламы в газете Медведь 26.01.2018, а также скриншот электронной переписки, подтверждающей направление заказчиком в редакцию газеты Медведь оригинал-макета рекламы для размещения в газете в январе 2018 года.
Определением от 19.03.2018 "О возбуждении дела N 03-02/14-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее - определение) у ИП Владимирского П.А. были повторно запрошены копии документов и информация по настоящему делу. Почтовое отправление с запросом о предоставлении информации в Карельское УФАС России вернулось с отметкой "возвращается за истечением срока хранения". ИП Бровкин П.А. определение получил 22.03.2018.
Определением от 13.04.2018 рассмотрение дела было отложено в связи с отсутствием данных о надлежащем извещении ИП Владимирского П.А. о рассмотрении дела. Определением об отложении рассмотрения дела у ИП Владимирского П.А. была вновь запрошена необходимая информация по делу. В сервисе "Отслеживание почтовых отправлений" официального Интернет-сайта ФГУП "Почта России" (http://www.russianpost.ru/) по указанному почтовому отправлению отмечена информация от 18.04.2018 о неудачная попытке вручения. ИП Бровкин П.А. определение об отложении рассмотрения дела получил 18.04.2018.
По запросу Карельского УФАС России ИФНС по г.Петрозаводску предоставила информацию о месте жительства ИП Владимирского П.А. По предоставленным данным адрес места проживания ИП Владимирского П.А. совпадает с адресом, по которому Карельскими УФАС России направлялась корреспонденция.
17.05.2018 сотрудник Карельского УФАС России, позвонив по телефону, указанному в рекламном объявлении, связался с сотрудником службы доставки интернет-магазина, который предоставил информацию об электронном адресе, написав на который можно связаться с ИП Владимирским П.А. На указанный электронный адрес было направлено сообщение о месте, дате и времени рассмотрения дела, а также материалы по делу.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время и дату.
На заседании комиссии ИП Бровкин П.А. факт правонарушения признал, пояснила, что действовал неумышленно. Представитель ИП Владимирского П.А. пояснил, что добросовестно не относил данный вид торговли к дистанционному. На данный момент размещение рекламы в газете "Медведь" прекращено.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствием со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за несоблюдение требований статьи 8 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Таким образом, действия ИП Бровкина П.А. и ИП Владимирского П.А. по размещению в еженедельной рекламной газете "Медведь" 26.01.2018 N 4 рекламы следующего содержания "Интернет-магазин рыбы и морепродуктов. Делайте заказ на сайте ptzfish.ru или по телефону 63-03-61" совершены с признаками нарушения статьи 8 Закона о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Интернет-магазин рыбы и морепродуктов. Делайте заказ на сайте ptzfish.ru или по телефону 63-03-61", размещенную в еженедельной рекламной газете "Медведь" 26.01.2018 N 4, нарушающей статью 8 Закона о рекламе; действия ИП Бровкина П.А., ИП Владимирского П.А. нарушающими статью 8 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения статьи 8 Закона о рекламе ИП Бровкину П.А, ИП Владимирскому П.А. не выдавать в связи с прекращением распространения рекламы.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Председатель Комиссии А.Б.Пряхин
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 18 мая 2018 г. N 03-02/14-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2018