Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2018 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - <_>, врио заместителя руководителя управления;
Члены Комиссии - <_>, главный специалист -эксперт;
- <_>, специалист 1 разряда
рассмотрев дело N049-18/04 РЗ, возбужденное в отношении ООО "ИНМЭЖСтрой" (ОГРН 1115742002089, 302006, Орловская область, город Орёл, Привокзальная улица, 28б, оф.24) по признакам нарушений части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в присутствии:
-доверенного представителя ООО "ИНМЭЖСтрой" <_> (доверенность б/н от 31.12.2017 г.);
в отсутствие:
- ИП <_> и/или ее доверенного представителя, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела
-гр. <_> и/или его доверенного представителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Орловским УФАС России в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований Закона "О рекламе" хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере размещения наружной рекламы на территории г. Орла, 26.01.2018 г. был выявлен факт распространения информации, а именно:
На рекламной конструкции в виде двустороннего щита на опоре, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, в районе д. 126, в непосредственной близости от проезжей части размещалась на одной из сторон информация следующего содержания:
Текстовая составляющая рекламы:
"C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Строительная компания. ЖК Ливенский. Квартиры от застройщика от 1057 000 р. Ипотека от 5, 8%.54-13-28. www.inmezhstroy-orel.ru"
Вся указанная информация была выполнена крупным, хорошо читаемым шрифтом.
В правой нижней части рекламного полотна, занимавшей приблизительно 5% площади, вертикально было расположена информация, выполненная мелким, плохо читаемым шрифтом следующего содержания:
"Кредит предоставляется банком-партнером ПАО АКБ "Связь-Банк". В период с 30.11.2017 г. по 30.11.2018 г. Программа ипотечного кредитования "Новостройка" предназначена для приобретения квартиры у компании-застройщика ООО "Инмэжстрой". Процентная ставка: ставка 1-от 5,8 % годовых, ставка 2 -от 10,9% годовых. Сумма кредита-400 000-30 000000 руб. Первоначальный взнос: от 15% стоимости квартиры. Срок-3-30 лет. Ген.лицензия ЦБ РФ N1470 от 21.11.2014 г. Орловский филиал -(4862)43-23-03. Застройщик ООО "ИНМЭЖСТРОЙ". Долевое участие в строительстве. Проектная декларация опубликована на сайте www.inmezhstroy-orel.ru" . Макет рекламодателя.
Графическая составляющая рекламы:
"Изображение трех многоэтажных жилых домов в правой части конструкции. Изображение украшенной новогодней елки в центре рекламного полотна.
(далее - реклама "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека").
По результатам выезда и наблюдения был составлен акт осмотра и фиксации рекламы от 26.01.2018 г.
В рассматриваемой рекламе содержалось указание на возможность приобретения недвижимости (квартир от застройщика -строительной компании "ИНМЭЖСтрой" в ЖК "Ливенский" в г.Орле) потенциальными покупателями, в том числе, посредством ипотеки (ипотечного жилищного кредита), что является рекламой финансовых услуг, в связи с чем указанная реклама должна была соответствовать требованиям статьи 28 Закона "О рекламе".
Указанная рекламная конструкция с информацией расположена в 2-3 метрах от проезжей части с интенсивным дорожным движением. Неопределенным кругом лиц, на который воздействовала данная реклама, являлись не только пешеходы, но, в основном, водители, и пассажиры автотранспортных средств.
В рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" содержалась как информация, выполненная крупным шрифтом, так и информация, напечатанная мелким шрифтом. Она располагалась вертикально в правой нижней части рекламного полотна и ее прочтение возможно было только при непосредственном к ней приближении на близкое расстояние.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" формально присутствовали сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу- ипотеку, а именно: "Кредит предоставляется банком-партнером ПАО АКБ "Связь-Банк", однако, данные сведения следует считать фактически отсутствующими, в связи со сложностью их прочтения из-за формы и месторасположения рекламы (вертикальное расположение в правой нижней части рекламы мелким шрифтом).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" присутствовало одно из существенных условий оказания финансовой услуги, влияющее на стоимость ипотечного кредита - размер процентной ставки по ипотеке от 5,8% годовых, выполненное крупным, хорошо читаемым шрифтом.
Кроме того, в рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" формально присутствовали иные условия предоставления финансовой услуги, определяющие полную стоимость кредита: Процентная ставка: ставка 1-от 5,8 % годовых, ставка 2 -от 10,9% годовых. Сумма кредита-400 000-30 000000 руб. Первоначальный взнос: от 15% стоимости квартиры. Срок-3-30 лет.
Однако, данные сведения следует считать фактически отсутствующими, в связи с месторасположением рекламы, формой и размером шрифта на ней.
Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе" определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Формальное присутствие в рекламе наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги и всех условий предоставления ипотечного кредита на покупку квартир в ЖК "Ливенский", определяющих его стоимость, не позволяло потребителю воспринимать указанную рекламную информацию должным образом и в полном объеме.
Любой шрифт в рекламном тексте своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.
В рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" содержалась как информация, выполненная крупным шрифтом, так и информация, напечатанная мелким шрифтом. Она располагалась вертикально в правой нижней части рекламной конструкции и могла быть прочитана при непосредственном к ней приближении на близкое расстояние.
Таким образом, в рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" содержались признаки нарушений части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона "О рекламе", так как совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение рекламной конструкции около проезжей части дороги, ограничивающее время считывания рекламной информации, размер и форма шрифта, которым указаны условия предоставления ипотечного кредита и наименования юридического лица, оказывающего данную услугу, лишали возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только часть текста, выполненную крупным, хорошо заметным шрифтом, что могло ввести в заблуждение относительно оказываемой услуги и лица, ее предоставляющей.
В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе":
- ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламопроизводитель.
- ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" несет рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.
30.01.2018 г. в отношении рекламодателя- ООО "ИНМЭЖСтрой" (ОГРН 1115742002089) было возбуждено дело N049-18/04РЗ по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона "О рекламе".
Рассмотрение дела N049-18/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 19.02.2018 г.
19.02.2018 г. Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, отложила рассмотрение дела N049-18/04РЗ и привлекла к участию в рассмотрении дела ИП <_> и гр. <_>, в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, а также запросила дополнительную информации от сторон по делу.
Рассмотрение дела N049-18/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 05.03.2018 г.
Определение об отложении рассмотрения дела N049-18/04РЗ (исх. N687/04 от 20.02.2018) было направлено заказной почтовой корреспонденцией в адрес ООО "ИНМЭЖСтрой" (302006, Орловская область, г.Орел, ул.Привокзальная д. 28б, оф.24), ИП <_>; гр. <_> с уведомлением о вручении почтового отправления.
Указанным Определением у сторон по делу была запрошена необходимая информация, документы и сведения для полного и всестороннего рассмотрения дела. Срок предоставления- 01.03.2018 г.
28.02.2018 г. в адрес Управления поступили запрашиваемые сведения по делу N 049-18/04 РЗ от ООО "ИНМЭЖСтрой" (вх.N1075 от 28.02.2018 г.) и гр. <_> (вх.N1077 от 28.02.2018 г.).
Согласно пояснений гр. <_>он является рекламодателем рассматриваемой рекламы, решение о размещении которой им было принято от своего имени и размещена реклама была за свой счет, ввиду того, что <_> является собственником ООО "ИНМЭЖСтрой". Рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" является ИП <_>, с которой был заключен договор N25 от 05.12.2017 г. на размещение рекламно-информационных материалов. Внешний облик рекламы согласовался рекламодателем с рекламораспространителем для дальнейшего ее размещения по адресу: г.Орел, ул.Комсомольская, д.126. По мнению гр. <_> указанная информация никого не могла ввести в заблуждение, так как все условия кредитования (ипотеки) необходимо было проговаривать индивидуально (по телефону, указанному на рекламном щите).
05.03.2018 г для участия в рассмотрении дела N049-18/04РЗ прибыл доверенный представитель ООО "ИНМЭЖСтрой" <_> (доверенность б/н от 31.12.2017 г.).
Гр. <_>, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N049-18/04РЗ, в Управление не прибыл.
ИП <_> для участия в рассмотрении дела N049-18/04РЗ в Управление не прибыла, информацию, запрашиваемую Определением об отложении рассмотрения дела N049-178/04РЗ, не представила.
По состоянию на 05.03.2018 г. в Управлении отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении ИП <_> о времени и месте рассмотрения дела N049-18/04РЗ.
05.03.2018 г. Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, отложила рассмотрение дела N049-18/04РЗ и запросила информацию у ИП <_>
Рассмотрение дела N049-18/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 21.03.2018 г.
14.03.2018 г. и 15.03.2018 г. в адрес Управления поступили запрашиваемые документы и сведения от ИП <_> (вх.N1376 от 14.03.2018 г., вх.N1403 от 15.03.2018 г.), а также письменные объяснения по делу, в которых сообщалось, что между ИП <_> и <_> был заключен договор N25 от 05.12.2017 г. на размещение рекламно-информационных материалов. В соответствии с п.п. 2.2.4-2.2.5 указанного Договора Заказчик (<_>) обязан предоставить Исполнителю достоверную информацию, не противоречащую требованиям Закона РФ "О рекламе" и действующему законодательству; самостоятельно и за свой счет урегулировать претензии третьих лиц, связанные с недостоверностью рекламной информации или ее несоответствием действующему законодательству РФ и нормативным актам органов власти и управления о рекламе, а также с несанкционированным использованием в рекламной информации товарных знаков, фирменных наименований и других средств индивидуализации. Исполнитель не несет ответственность за досрочный демонтаж рекламно-информационных материалов по требованию уполномоченных органов, в случае неисполнения Заказчиком обязательств, указанных в данном пункте. Таким образом, рекламную информацию для размещения по данному Договору, а также всю ответственность за предоставленную рекламную информацию "С Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" в случае нарушения законодательства РФ о рекламе несет Заказчик. В настоящее время рассматриваемые рекламно- информационные материалы ИП <_> не распространяются.
21.03.2018 г. для участия в рассмотрении дела N049-18/04РЗ прибыл доверенный представитель ООО "ИНМЭЖСтрой" <_> (доверенность б/н от 31.12.2017 г.).
ИП <_> и/или ее доверенный представитель, гр. <_> и/или его доверенный представитель, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N049-18/04РЗ, в Управление не прибыли.
Представитель ООО "ИНМЭЖСтрой" повторил позицию Общества, изложенную в письменных пояснениях по делу N049-18/04 РЗ, представленных в адрес Управления ранее, а именно: ООО "ИНМЭЖСтрой" не является рекламодателем рассматриваемой рекламы, так как решение о ее размещении самостоятельно принял <_>- 100% участник Общества, договоры заключались им самостоятельно, оплата производилась за счет<_>
Комиссия, рассмотрев документы и объяснения, имеющиеся в материалах дела N049-18/04РЗ, заслушав объяснения стороны по делу, пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Факт распространения рекламы "С Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" на рекламной конструкции по адресу: г.Орел, ул. Комсомольская, 126 на отдельно стоящей рекламной конструкции сторонами по делу не оспаривается.
2. В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" формально присутствовали сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу- ипотеку, а именно: "Кредит предоставляется банком-партнером ПАО АКБ "Связь-Банк", однако, данные сведения следует считать фактически отсутствующими, в связи со сложностью их прочтения из-за формы и месторасположения рекламы (вертикальное расположение в правой нижней части рекламы мелким шрифтом).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" присутствовало одно из существенных условий оказания финансовой услуги, влияющее на стоимость ипотечного кредита - размер процентной ставки по ипотеке от 5,8% годовых, выполненное крупным, хорошо читаемым шрифтом.
Кроме того, в рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" формально присутствовали иные условия предоставления финансовой услуги, определяющие полную стоимость кредита: Процентная ставка: ставка 1-от 5,8 % годовых, ставка 2 -от 10,9% годовых. Сумма кредита-400 000-30 000000 руб. Первоначальный взнос: от 15% стоимости квартиры. Срок-3-30 лет.
Однако, данные сведения следует считать фактически отсутствующими, в связи с месторасположением рекламы, формой и размером шрифта на ней.
Кроме того, согласно пп.24, 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.
Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
К условиям, влияющим на стоимость кредита (займа), в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека", условия, влияющие на стоимость ипотечного кредита, следует считать фактически отсутствующими, ввиду особенностей расположения рекламы, формы и размера шрифта на ней.
Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе" определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Формальное присутствие в рекламе наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги и всех условий предоставления ипотечного кредита на покупку квартир в ЖК "Ливенский", определяющих его стоимость, не позволяло потребителю воспринимать указанную рекламную информацию должным образом и в полном объеме.
Любой шрифт в рекламном тексте своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.
В рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" содержалась как информация, выполненная крупным шрифтом, так и информация, напечатанная мелким шрифтом. Она располагалась вертикально в правой нижней части рекламной конструкции и могла быть прочитана при непосредственном к ней приближении на близкое расстояние.
Таким образом, реклама "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" противоречила требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона "О рекламе", так как совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение рекламной конструкции около проезжей части дороги, ограничивающее время считывания рекламной информации, размер и форма шрифта, которым были указаны условия предоставления ипотечного кредита и наименование юридического лица, оказывающего данную услугу, лишало возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только часть текста, выполненную крупным, хорошо заметным шрифтом, что могло ввести потребителей в заблуждение относительно оказываемой услуги и лица, ее предоставляющей.
3. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В рекламе "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" информацию о лице, предоставляющем финансовую услугу - ипотечный кредит, всех условиях, определяющих полную стоимость предоставления ипотечного жилищного кредита на приобретение квартир в доме по адресу: г.Орел, ул.Ливенская, 33 следует считать фактически отсутствующими, что могло ввести потребителей в заблуждение.
Реклама "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" противоречила требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункту 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона "О рекламе", то есть являлась ненадлежащей.
4.В статье 3 Закона "О рекламе" приведены следующие основные понятия:
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем рекламы "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" является <_>, так как именно указанное лицо определило объект рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы, заключило договор на размещение рекламы, оплатило производство и распространение рекламы "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека".
Указанный факт подтверждается имеющимися в материалах дела письменными пояснениями <_>, ООО "Инмэжстрой", ИП <_>., а также договором N25 от 05.12.2017 г., Актом N244 от 31 декабря 2017 г, квитанцией от 12 февраля 2018 г и др.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что рекламораспространителем и рекламопроизводителем рекламы "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" является ИП <_>, которая осуществила разработку макета РИМ, изготовила баннер (3\x{00d7}6) для его дальнейшего размещение и осуществляла распространение вышеуказанной рекламы по адресу: г.Орел, ул.Комсомольская, 126 на отдельно стоящей рекламной конструкции, что подтверждается материалами дела.
5. В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе":
- ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламопроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
- ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" несет рекламодатель, рекламораспространитель и рекламорпроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
5.1. В действиях ООО "ИНМЭЖСтрой" нарушение требований законодательства РФ о рекламе отсутствует, так как указанное лицо не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем, ни рекламопроизводителем рекламы "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека".
5.2. <_>, как рекламодатель, несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
5.3. В действиях ИП <_>, как рекламопроизводителя, признаки нарушения законодательства РФ о рекламе отсутствуют, так как указанное лицо осуществило изготовление баннера в соответствии с теми указаниями, которые были получены от рекламодателя -гр. Красова В.И. и согласовало его с ним.
5.4. Вместе с тем, ИП <_>, как рекламораспространитель, несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона "О рекламе".
Согласно положений статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" возложена на рекламодателя и рекламораспространителя, в данном случае - гр. <_> и ИП <_>.
По мнению ИП <_>, ввиду того, что между нею и <_> был заключен договор N25 от 05.12.2017 г. на размещение рекламно-информационных материалов, в соответствии с п.п. 2.2.4-2.2.5 которого Заказчик <_> обязан предоставить Исполнителю достоверную информацию, не противоречащую требованиям Закона РФ "О рекламе" и действующему законодательству; самостоятельно и за свой счет урегулировать претензии третьих лиц, связанные с недостоверностью рекламной информации или ее несоответствием действующему законодательству РФ и нормативным актам органов власти и управления о рекламе, а также с несанкционированным использованием в рекламной информации товарных знаков, фирменных наименований и других средств индивидуализации, то таким образом, всю ответственность за предоставленную рекламную информацию "С Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" в случае нарушения законодательства РФ о рекламе несет Заказчик -<_>
Однако, ответственность, установленная в законе, не может быть изменена договором.
Согласно статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих данные отношения (статья 3 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При этом в силу статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Отношения в сфере рекламы, в том числе ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе регулирует Закон "О рекламе".
Согласно положений статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона "О рекламе возложена на рекламодателя, в данном случае - <_> Ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" возложена на рекламодателя и рекламораспространителя, в данном случае - <_> и ИП <_>.
Таким образом, Федеральный закон от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", является специальной нормой права, регулирующим сферу рекламы, в том числе и ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона "О рекламе" и является приоритетным.
Соответственно, договоры, заключенные между рекламодателем и рекламопроизводителем, рекламодателем и рекламораспространителем, содержащие условия, противоречащие статье 38 Федерального закона "О рекламе", являются недействительными в части таких условий.
Таким образом, рекламораспространитель - ИП <_> несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" вне зависимости от наличия в договоре, заключенном между рекламодателем и рекламораспространителем условий, изменяющих субъекта ответственности.
6. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Комиссией были исследованы представленные материалы и доказательства (фотография) того, что в настоящее время реклама "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека" более не распространяется по адресу: г.Орел, ул. Комсомольская, 126.
Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508 Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона "О рекламе".
2. Признать <_>- рекламодателя рекламы "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека", лицом, нарушившим требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона "О рекламе".
3. Признать ИП <_>- рекламораспространителя рекламы "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека", лицом, нарушившим требования части 1 статьи 28 Закона "О рекламе".
4. Предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе <_> и ИП <_> не выдавать, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы "C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека".
5. Производство по делу N049-18/04 РЗ в отношении ООО "ИНМЭЖСтрой" прекратить.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <_> и ИП <_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 21 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.03.2018