Резолютивная часть решения оглашена "16" мая 2018 г
Решение в полном объеме изготовлено "29" мая 2018 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы И.В. Волохина,
члены Комиссии: Ю.В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
В.Ю. Строгин - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
рассмотрев дело N19/18, возбужденное по факту распространения в октябре-декабре 2017 г. по почтовым ящикам заявителей листовок с недостоверной информацией, имеющей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона "О рекламе"),
в присутствии: директора лица, в действии которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Территория права" - <...>(паспорт),
в отсутствии: заявителей - физические лица - (не явились)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физических лиц (вх. N 6222э от 29.11.2017 г., N 6242э от 30.11.2017 г.) по факту распространения по почтовым ящикам заявителей листовок с информацией, следующего содержания:
"ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА_Федеральная Юридическая Служба _ИНН 5401979216/ОГРН 1175476104946_Информационное уведомление N 1 от 11.07.2016 Федеральный закон от 21.12.2013 N353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О защите прав потребителей" _Уважаемые граждане! _Доводим до Вашего сведения, что с 23 октября по 1 декабря для жителей Вашего района проводится БЕСПЛАТНЫЙ прием по вопросам нарушения прав граждан. _Если у Вас есть просроченные или неподъемные кредиты, Вам и Вашим родственникам угрожают коллекторы, с Ваших счетов списывают денежные средства или арестовали имущество - Вы имеете право на ПОМОЩЬ в рамках Федеральной программы Защиты Должников. _БЕСПЛАТНЫЙ прием проводится специалистами федеральной юридической службы ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА по адресу: Офис: пр. Дзержинского 1/3, оф. 406; 8 (383) 258-98-08; _В связи с большим потоком обращений граждан, количество мест ограничено. _Вам необходимо предварительно записаться по телефону", с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2016 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Как указывают заявители, рассматриваемая листовка содержит информацию о "Федеральной юридической службе" и действии некой Федеральной программы защиты должников. При этом, в рекламе содержится указание на заведомо несуществующий Федеральный закон, реквизиты которого не соответствуют приведенному в листовке закону "О защите прав потребителей".
По данному факту Новосибирским УФАС России проведена проверка в отношении ООО "Территория права" (ОГРН 1175476104946; ИНН/КПП 5401979216/540101001; юридический адрес: 630015, г. Новосибирск, пр-т Дзержинского, д. 1/3, оф. 406), по результатам которой возбужденно данное дело. При рассмотрении дела установлено следующее.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация:
- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов в городе Новосибирске;
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- преследует цели информирования: обращения внимания на юридические и консультационные услуги, а также на лицо, оказывающее эти услуги - "ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА. Федеральная Юридическая Служба";
- направлена на продвижение данных услуг на рынке.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ "О рекламе", поэтому является рекламой.
В тексте рассматриваемых листовок содержится информация о юридическом лице ООО "Территория права" - указано наименование "Территория права", а также ИНН и ОГРН.
В ответ на запросы Новосибирского УФАС России (исх. N 06-13117 от 12.12.2017 г., N 06-350 от 16.01.2018 г.) ООО "Территория права" представлены следующие пояснения (вх. N 461 от 19.01.2018 г.).
По мнению Общества, рассматриваемые листовки не являются рекламой какого-либо товара, услуги или юридического лица, позволяющей выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направлены на их продвижение на рынке и не формируют интереса к ним. Они лишь информируют о месте проведения бесплатной консультации для лиц, не обладающих познаниями в области юриспруденции, по тем или иным вопросам.
Также Обществом представлены следующие документы:
· Договор N 08-10/17 от 26.10.2017 г. на создание и размещение рекламно-информационных материалов, заключенный между ООО "Территория права" (ОГРН 1165476111536) и ООО "ГК Точка" (ОГРН 1165476150179);
· Приложение N 1 к договору N 08-10/17 от 26.10.2017 г. - Задание на создание и распространение РИМ;
· Гражданско-правовой договор N АТП-1/17 от "01" октября 2017 г., заключенный между физическим лицом - Лебедевым Александром Валерьевичем (ПОДРЯДЧИК) и ООО " Территория права " (ЗАКАЗЧИК);
· Лист записи ЕГРЮЛ - ООО "Территория права";
· Устав ООО "Территория права";
· Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
· Рекламное письмо от 19.10.2017 г., адресованное Генеральному директору ООО "Территория права", от Лебедева А.В.;
· Приказ (постановление, распоряжение) "О проведении бесплатных приемах", от 21.10.2017 г., подписанный генеральным директором ООО "Территория права" <...>
Как указывает ООО "Территория права", согласно заключенному гражданско-правовому договору NАТП-1/17 от "01" октября 2017 г между <...> (ПОДРЯДЧИК) и ООО "ТЕРРИТОРИИ ПРАВА" (ЗАКАЗЧИК) обязанности по размещению рекламы, утверждению текста рекламы, а также иной деятельностью, связанной с рекламой, возложены на Подрядчика (п. 1.1 договора).
При этом, представленные ООО "Территория права" документы (договор N 08-10/17 от 26.10.2017 г. на создание и размещение рекламно-информационных материалов, заключенный между ООО "Территория права" и ООО "ГК Точка", Приложение N 1 к договору N 08-10/17 от 26.10.2017 г. - Задание на создание и распространение РИМ, Гражданско-правовой договор N АТП-1/17 от "01" октября 2017 г.) свидетельствуют о том, что Общество занималось производством и распространением данной информации, позиционируя её именно как рекламную.
Вышеуказанные листовки оформлены с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении уведомлений государственными и жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылки на федеральные законы, обращение к гражданам.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из текста рассматриваемой рекламы следует, что проводится Федеральная программа защиты должников.
Федерация (от лат. foederare - укреплять союзом) - союз, объединение; единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных субъектов федерации в виде государственных образований (республик), регионов, которым предоставляется политическая и экономическая самостоятельность; форма государственного устройства федеративного типа (см. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)).
Таким образом, словосочетание "Федеральная программа", в совокупности с оформлением рассматриваемой листовки, а именно - использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении уведомлений государственными и жилищно-коммунальными службами, указанием "Федеральная Юридическая Служба.." и "Федеральный закон от 21.12.2013 N353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О защите прав потребителей"", способно создать впечатление об оказании бесплатных консультаций граждан государственным органом, либо в рамках проводимой государственной программы.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", Государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
ООО "Территория права" является коммерческой организацией, созданной, в соответствии с уставом, с целью извлечения прибыли и насыщения рынка товарами и услугами.
В соответствии с Приказом (постановлением, распоряжением) "О проведении бесплатных приемах", от 21.10.2017 г., представленного ООО "Территория права" по запросу Новосибирского УФАС России, сроки проведения бесплатных приемов граждан установлены периодом с 23 октября по 01 декабря 2017 года.
Таким образом, в период времени, не входящий в установленные сроки, ООО "Территория права" оказывает услуги на коммерческой (платной) основе.
Указание в рассматриваемой листовке выражения: "Федеральная Юридическая Служба", а также текста: "БЕСПЛАТНЫЙ прием проводится специалистами федеральной юридической службы ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА" способны создать впечатление о принадлежности ООО "Территория права" к органам государственной власти (как например: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная служба по аккредитации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и т.д.).
При этом в соответствии с учредительными документами Общества, а также информации, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц, полное наименование общества - общество с ограниченной ответственностью "Территория права"; сокращенное наименование - ООО "Территория права". Слова "Федеральная", "юридическая", "служба" отсутствуют в наименовании Общества.
Исходя из изложенного, в рассматриваемой рекламе отсутствует информация, что рекламируемая компания "Территория права" является коммерческой организацией и не относится к органам государственной власти. Данная информация является существенной, поскольку способна повлиять на выбор потребителей, и её отсутствие способно исказить смысл рекламируемой информации и ввести в заблуждение потребителей рекламы.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом "О рекламе" к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Рядовой потребитель может быть не осведомлён о полном перечне федеральных органов государственной власти (в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти России, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636), а также о полномочиях и услугах, оказываемых данными федеральными службами. В связи с чем, указание в рекламе о принадлежности организации к "Федеральным службам" способно ввести потребителей в заблуждение о принадлежности данной организации к органам государственной власти.
Кроме того, в рассматриваемой рекламе содержится штрих-код, схожий со штрих-кодом, используемым на уведомлениях государственных и жилищно-коммунальных служб.
Сведений об информации, зашифрованной в размещенном на рекламе штрих-коде, ООО "Территория права" не представлено.
Также рассматриваемые рекламные листовки содержат указание на Закон "О защите прав потребителей". При этом указанные реквизиты (Федеральный закон от 21.12.2013 N353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) не соответствуют действительности. Данные реквизиты относятся к Федеральному закону "О потребительском кредите (займе)".
Размещение на рассматриваемой рекламе указанной недостоверной информации также способно ввести потребителей в заблуждение относительно природы оказываемых услуг.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона "О рекламе".
Ответственность за нарушение указанных норм, в соответствии со ст. 38 Закона "О рекламе", несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с отзывом, представленным ООО "Территория права", Общество заключило гражданско-правовой договор N АТП-1/17 от 01.10.2017 г. с физическим лицом - Лебедевым А.В. В соответствии с п. 1.1 данного договора, Лебедев А.В. (подрядчик) по заданию ООО "Территория права" (заказчик) обязуется выполнить работы по размещению рекламы, утверждению текста рекламы, а также иной деятельности связанной с рекламой.
На рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России 16.05.2018 г. директором ООО "Территория права" представлен Акт N 1 сдачи-приемки работ (оказания услуг) от 26.10.2017 г., согласно которому Подрядчиком (Лебедевым А.В.) оказаны услуги на сумму 15000 (пятнадцать тысяч) рублей по размещению рекламы, утверждению текста рекламы, а также иной деятельностью, связанной с рекламой.
Также ООО "Территория права" представлен договор N 08-10/17 от 26.10.2017 г., заключенный с ООО "ГК Точка" на создание и размещение рекламно-информационных материалов.
В соответствии с п. 1.1 данного договора, ООО "Территория права" (заказчик) поручает, а ООО "ГК Точка" (исполнитель) принимает на себя обязанность по размещению рекламных и(или) рекламно-информационных материалов Заказчика.
Согласно п. 3.1.5 договора, ООО "Территория права" (заказчик) обязуется соблюдать требования к рекламе и рекламно-информационным материалам в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В силу п. 6.3 договора, ООО "Территория права" (заказчик) несет полную ответственность за точность, правильность и достоверность размещаемой в его рекламных и/или рекламно-информационных материалах информации в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с Приложением N 1 к договору 08-10/17 от 26.10.2017 г., ООО "ГК Точка" (исполнитель) обязуется осуществить распространение РИМ по почтовым ящикам. Место распространения - город Новосибирск. Тираж - 50 000 шт.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что ООО "Территория права" передало ООО "ГК Точка" рекламные материалы (рекламный макет) в готовом виде для распространения по подъездам домов города Новосибирска. Таким образом, ООО "Территория права" является лицом, определившим объект рекламирования, утвердившим содержание рассматриваемой рекламы, то есть - рекламодателем.
Таким образом, действия ООО "Территория права" нарушили требования п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона "О рекламе".
16.04.18г. на рассмотрение дела Комиссией Новосибирского УФАС России представителем ООО "Территория права" указано, что рассматриваемая листовка распространялась в течении месяца. В тоже время, Обществом не представлено документального подтверждения данного довода.
В соответствии с п. 4.1 гражданско-правового договора N АТП-1/17 от 01.10.2017 г., заключенного между ООО "Территория права" и Лебедевым А.В., срок выполнения работ по настоящему договору определен периодом с 01.10.2017 г. по 31.12.2017 г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать информацию, распространенную в октябре-декабре 2017 г. по почтовым ящикам заявителей - физических лиц, в городе Новосибирске, следующего содержания:
"ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА_Федеральная Юридическая Служба _ИНН 5401979216/ОГРН 1175476104946_Информационное уведомление N 1 от 11.07.2016 Федеральный закон от 21.12.2013 N353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О защите прав потребителей" _Уважаемые граждане! _Доводим до Вашего сведения, что с 23 октября по 1 декабря для жителей Вашего района проводится БЕСПЛАТНЫЙ прием по вопросам нарушения прав граждан. _Если у Вас есть просроченные или неподъемные кредиты, Вам и Вашим родственникам угрожают коллекторы, с Ваших счетов списывают денежные средства или арестовали имущество - Вы имеете право на ПОМОЩЬ в рамках Федеральной программы Защиты Должников. _БЕСПЛАТНЫЙ прием проводится специалистами федеральной юридической службы ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА по адресу: Офис: пр. Дзержинского 1/3, оф. 406; 8 (383) 258-98-08; _В связи с большим потоком обращений граждан, количество мест ограничено. _Вам необходимо предварительно записаться по телефону", ненадлежащей рекламой, а
ООО "Территория права" (ОГРН 1175476104946; ИНН/КПП 5401979216/540101001; юридический адрес: 630015, г. Новосибирск, пр-т Дзержинского, д. 1/3, оф. 406, дата регистрации юридического лица: 04.10.2017 г.) нарушившим требования
п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" - недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара;
ч. 7 ст. 5 Закона "О рекламе" - не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. Выдать ООО "Территория права" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"29" мая 2018 г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Ю.В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
В.Ю. Строгин - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
на основании своего решения от "29" мая 2018 г. по делу N 19/18 о признании информации, распространенной в октябре-декабре 2017 г. по почтовым ящикам заявителей - физических лиц, в городе Новосибирске ненадлежащей рекламой,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Территория права" (ОГРН 1175476104946; ИНН/КПП 5401979216/540101001; юридический адрес: 630015, г. Новосибирск, пр-т Дзержинского, д. 1/3, оф. 406, дата регистрации юридического лица: 04.10.2017 г.) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" - недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара;
ч. 7 ст. 5 Закона "О рекламе" - не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
в том числе информации, указанной выше.
2. ООО "Территория права" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "20" июня 2018 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 16 мая 2018 г. N 19/18 (ключевые темы: юридическая служба - закон о рекламе - почтовые ящики - антимонопольный орган - федеральные программы)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.05.2018