Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобы ЗАО "ЭДЦ ИМПУЛЬС" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "ЦЭНКИ" (далее также - Заказчик) при проведении открытых запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на проведение экспертизы промышленной безопасности баллонов системы 8Т349, реципиента системы 17Г586 СК 17П32-6, баллонов системы СМ1420 СК 17П32-6, площадка 31 (реестровые NN 31806220618, 31806205895) (далее - Закупки), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.
По мнению Заявителя, нарушения при проведении Закупок выразились в утверждении Заказчиком в Закупочных документациях необоснованных квалификационных требований к участникам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Заказчиком на Официальном сайте размещены извещения о проведении Закупок.
Из доводов жалоб Заявителя следует, что пунктами 3.2 Закупочных документаций Заказчиком установлены необоснованные требования к участникам Закупки о наличии не менее трех экспертов в штате в области промышленной безопасности, аттестованного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 N 509 по области аттестации Э12 ТУ.
С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу положений пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Комиссией установлено, что Заказчиком в пунктах 3.2 Закупочных документация предъявлено требование к участникам Закупок о наличии не менее трех экспертов в штате в области промышленной безопасности, аттестованного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 N 509 по области аттестации Э12 ТУ.
Из возражений Заказчика следует, что данные требования к участникам Закупок (в части наличия не менее трех экспертов) предъявляются на основании пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 682, а именно:
"5. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
а) наличие в штате лицензиата как минимум 3 экспертов, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной;
б) проведение экспертизы в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, экспертами, соответствующими требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и аттестованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации...".
Требования к участникам Закупок (в части привлечения экспертов по области аттестации Э12 ТУ) предъявляются на основании Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.09.2015 N 355 "Об утверждении областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности".
Так как предметов Закупок является проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств системы 8Т349, системы 17Г586, системы СМ1420 СК 17П32-6, а согласно подпунктам 2.2 Технических заданий Закупочных документаций данные технические устройства эксплуатируются со следующими параметрами:
Объем баллонов 0,4 м3;
Среда - воздух;
Паспортное/разрешенное давление 40/26 Мпа;
Класс опасности - III;
Год изготовления, ввода в эксплуатацию и срок службы 1959/1959/25 лет.
Объем реципиента 0,3 м3;
Среда - воздух;
Паспортное/разрешенное давление 4,5/4,5 Мпа;
Класс опасности - III;
Год изготовления, ввода в эксплуатацию и срок службы 1990/1990/20 лет.
Объем баллонов 0,4 м3;
Среда - воздух;
Паспортное/разрешенное давление 40 Мпа;
Класс опасности - III;
Год изготовления, ввода в эксплуатацию и срок службы 1985/1985/20 лет.
Следовательно, в соответствии с пунктом 12 Перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.09.2015 N 355, на объектах, использующих оборудование, работающее под давлением более 0,07 Мпа, экспертизу промышленной безопасности проводят эксперты с областью аттестации Э12 ТУ.
Вместе с тем, Заявителем не доказано, каким нормативным актам не соответствуют вышеуказанные квалификационные требования к участникам Закупок.
В рамках заседания Комиссии не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Указанные в пунктах 3.2 Закупочных документациях квалификационные требования не ограничивают конкуренцию по отношению к участникам закупок. Обратного Заявителем не доказано, а Комиссией не установлено.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобы ЗАО "ЭДЦ ИМПУЛЬС" (ИНН: 5018065664; ОГРН: 1025002033033) на действия ФГУП "ЦЭНКИ" (ИНН: 7702044530; ОГРН: 1027739178510) при проведении Закупок необоснованными.
Снять ограничения на размещение Закупок, наложенные письмом Московского УФАС России от 26.03.2018 N ИГ/13881/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 марта 2018 г. N 1-00-561/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.06.2018