Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя начальника отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Курдюкова И.Н.,
с участием:
от заявителя - (по доверенности);
от организатора торгов - , доверенность N юр-15/17 от 03.07.2018 г.;
рассмотрев жалобу ООО "Энергомера" на действия организатора торгов - АО "Ярославская электросетевая компания",
в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
28.05.2018 в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "Энергомера" (вх. N 8647) на действия организатора торгов - АО "Ярославская электросетевая компания", при проведении запроса цен на право заключения договора поставки железобетонных вибрированных стоек типа СВ для нужд АО "ЯрЭСК" (закупка N 31806431686).
Обжалуемые действия - присвоение заявке заявителя третьего места ввиду происхождения товаров из Республики Беларусь, непредоставление преимущества по национальному режиму.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Закупки допущено не было, представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а так же запрашиваемые документы и материалы.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг АО "ЯрЭСК" (далее - Положение о закупках) утверждено Решением Совета директоров АО "ЯрЭСК" и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО "ЯрЭСК", устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупка N 31806431686 проводилась способом запроса цен. Извещение о проведении закупки и Документация к запросу цен опубликованы в единой информационной системе 27.04.2018 г.
Заявки на участие в конкурсе принимались до 12.00 часов 15.05.2018 г.
Для участия в закупке было подано 8 заявок (протокол заседания закупочной комиссии по вскрытию поступивших на открытый запрос цен предложений N160/2/18 от 15.05.2018 г). ООО "Энергомера" также подало заявку на участие в закупке. При этом ценовое предложение ООО "Энергомера" было самым низким среди всех участников - 1 998 128,42 рублей.
21 мая 2018 года состоялось рассмотрение заявок участников закупочной комиссией АО "ЯрЭСК". Заявка ООО "Энергомера" в ранжированном списке помещена закупочной комиссией на третью позицию, несмотря на самое низкое ценовое предложение.
Как пояснил представитель АО "ЯрЭСК", заявка ООО "Энергомера" помещена в ранжированном списке на третье место, поскольку страной происхождения товара в заявке указана Республика Беларусь.
При этом пунктом 3.5.4.1 Документации по запросу цен установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках во исполнение Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2019 N925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление), устанавливается приоритет продукции (товаров) российского происхождения при осуществлении закупок продукции (товаров) путем проведения закупочных процедур, по отношению к продукции (товарам), происходящим из иностранного государства.
В соответствии с пунктом 8 Постановления, наряду с преимуществом для товаров российского происхождения приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., для продукции стран-участниц названных соглашений, в том числе - Республики Беларусь.
В силу пункта 1 статьи 1 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
По смыслу пункта 1 статьи 29 Договора о ЕАЭС государства-члены ЕАЭС вправе применять ограничения во взаимной торговле исключительно в следующих случаях: для охраны жизни и здоровья человека; защиты общественной морали и правопорядка; охраны окружающей среды; охраны животных и растений, культурных ценностей; выполнения международных обязательств; обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена. Следовательно, в иных случаях, в том числе при осуществлении закупок ограничения не установлены.
Проанализировав положения Приложения к Договору о ЕАЭС N16 "Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций", Комиссия пришла к выводу, что данный раздел определяет правовые основы регулирования торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций в государствах-членах. К отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, положения данного раздела применимы быть не могут. Вместе с тем, Комиссия считает, что к рассматриваемым отношениям, при отсутствии прямого законодательного регулирования, по аналогии применимы положения Приложения к Договору о ЕАЭС N25 "Протокол о порядке регулирования закупок", регулирующие порядок осуществления государствами-членами государственных закупок.
В соответствии с пунктом 30 Приложения к Договору о ЕАЭС N25 "Протокол о порядке регулирования закупок" каждое из государств-членов обеспечивает в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территории других государств-членов, а также в отношении потенциальных поставщиков и поставщиков других государств-членов, предлагающих такие товары, работы и услуги, национальный режим в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Приложения к Договору о ЕАЭС N25 "Протокол о порядке регулирования закупок", "национальный режим" - режим, предусматривающий, что каждое государство-член для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги. Страна происхождения товара определяется в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, действующими на таможенной территории Союза.
Кроме того, Минэкономразвития России в Письмах от 20.02.2017 NД28и-689, от 10.03.2017 N Д28и-1287 разъясняет, что товарам, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами.
Системный анализ положений Постановления и Договора о ЕАЭС позволяет Комиссии сделать вывод о предоставлении товарам, произведенным в Республике Беларусь, приоритета аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, независимо от способов проводимых конкурентных процедур и законодательных актов, регулирующих закупочную деятельность заказчиков.
Таким образом, действия Заказчика по присвоению заявке заявителя третьего места ввиду происхождения товаров из Республики Беларусь и непредоставление преимущества по национальному режиму являются нарушением пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 3.5.4.2 Документации по запросу цен.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энергомера" (вх. N 8647 от 28.05.2018) на действия организатора торгов - АО "ЯрЭСК" обоснованной.
2. Установить в действиях АО "ЯрЭСК" нарушение пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 3.5.4.2 Документации по запросу цен.
3. В связи с заключением АО "ЯрЭСК" 04.06.2018 договора по результатам запроса цен, у Комиссии отсутствуют полномочия по выдаче обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии
А.В. Семенюк
И.Н. Курдюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 6 июня 2018 г. N 06-07/56-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.06.2018