Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления <__>;
члены Комиссии:
<__> - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
<__> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
в присутствии: представителя по доверенности ООО "Звезда" от <__>2018 <__>, в отсутствие представителя ИП <__>. - <__> О.Н., рассмотрев дело N 11 по признакам нарушения ИП <__>. (ИНН 753600109214), ООО "Звезда" (ИНН 7536126791) части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина о распространении в магазине розничной сети "Забайкальский привозъ" на территории города Чита по адресу: ул. <__>, буклета "справочник покупателя Успей купить <__>.2018-<__>.2018 Широкая масленица" Забайкальский привозъ, который содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.
Определением от 20 апреля 2018 года Забайкальским УФАС России возбуждено дело N 11 в отношении ИП <__>. (ОГРНИП 304753435600554) по признакам нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе. Определением об отложении рассмотрения дела N11 от 22.05.2018 Комиссией Забайкальского УФАС принято решение о признании ООО "Звезда" лицом, в действиях которого также содержатся признаки нарушения закона о рекламе.
Дело рассматривалось в заседании Комиссии 22.05.2018, 04.06.2018;
ИП <__>. в ответ на запрос Управления, представлены письменные пояснения с приложением запрашиваемых документов. В соответствии с пояснениями, торговую деятельность по продаже алкогольной продукции в супермаркете "Забайкальский привоз" по адресу: г. Чита, ул. <__> осуществляет ООО "Звезда" (ИНН 7536126791). Согласно представленной копии документов, между ИП <__>. (именуемый Сторона 1) и ООО "Звезда" (именуемое Сторона 2) заключен договор о сотрудничестве от 15.01.2016 года. Целью договора, исходя из содержания, является содействие Сторон друг другу в предпринимательской деятельности, путем предоставления друг другу финансовой, технической, информационной и иной помощи в виде оказания услуг по продвижению товаров, оказанию услуг по использованию техники, оборудования, как на коммерческой, так и на безвозмездной основе, а так же участия в совместных практических проектах и других совместных видах деятельности.
Из письменных пояснений, запрашиваемых определением о возбуждении дела N11, представленных ООО "Звезда" следует, что общество арендует у ИП <__>. нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Чита, ул<__>. Между указанными лицами имеется общая цель - увеличение клиентского потока. ИП <__>. в рамках, имеющегося в материалах дела договора и дополнительного соглашения, безвозмездно оказывает обществу услуги по продвижению товаров реализуемых обществом в торговой сети "Забайкальский привоз". Общество передает ИП <__>. заявку с указанием наименований товара. Далее, согласно заявке Общества, ИП <__>. размещает изображение товара на страницах буклета и осуществляет распространение рекламных буклетов в магазинах торговой сети "Забайкальский привоз". В согласовании эскиза, как указывает общество, оно не участвует, специалиста по рекламе в штате не имеет.
Представитель по доверенности ООО "Звезда" <__>. на заседании Комиссии по рассмотрению дела N11 22.05.2017 пояснила, что ООО "Звезда" предоставляет ИП <__>. информацию для рекламы в части алкогольной продукции. Сотрудников, специалистов по рекламе у общества не имеется, в связи, с чем с ИП <__>. заключено дополнительное соглашение к договору, в котором прописано, что общество в разработке макета рекламного буклета и дальнейших действиях, участия не принимает.
Представитель по доверенности ИП <__>. - О.Н. Ц<__> пояснила, что с отделом по реализации алкогольной продукции происходит постоянное взаимодействие. Плата за размещение в буклетах продукции принадлежащей обществу, с него не взимается. Ответственность за разработку дизайна несет ИП <__>., Общество только предоставляет информацию по товару (алкогольной продукции), который планируется размещать в рекламном буклете.
В материалы дело поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ИП <__>. - Ц<__>.
Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, выслушав доводы представителя ИП <__>. и ООО "Звезда", исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.
На первой странице буклета обнаружено изображение алкогольной продукции - водки "Хаски". С левой стороны страницы, вдоль товара расположена предупреждающая надпись: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью". Указанная надпись занимает около 1/3 высоты страницы буклета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к алкогольной продукции, продвижению указанного товара на рынке и, следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 7 статьи 2 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая рекламируемая продукция относится к алкогольной продукции.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Рекламная площадь одного листа рассматриваемого буклета "справочник покупателя Успей купить <__>.2018-<__>.2018 Широкая масленица" с ценами, действительными в указанный период, составляет 563,17 кв.см (19,9 - ширина х 28,3 см - высота ). Площадь предупреждения составляет 9,9 кв.см (9,0 -ширина х 1,1 см - высота). Площадь предупреждения занимает 1,75% рекламной площади (9,9 кв.см х 100 / 563,17 кв.см).
Таким образом, из произведенных расчетов следует, что присутствующая в рассматриваемом буклете "справочник покупателя Успей купить <__>.2018-<__>.2018 Широкая масленица", предупреждающая надпись "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью" составляет менее 10 процентов рекламной площади, что нарушает требования части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
ИП <__>. в ответ на запрос Управления, представлены письменные пояснения с приложением запрашиваемых документов. В соответствии с пояснениями, торговую деятельность по продаже алкогольной продукции в супермаркете "Забайкальский привоз" по адресу: г. Чита, ул. <__>осуществляет ООО "Звезда" (ИНН 7536126791). Согласно представленной копии документов, между ИП <__>. (именуемый Сторона 1) и ООО "Звезда" (именуемое Сторона 2) заключен договор о сотрудничестве от <__>.2016 года. Целью договора, исходя из содержания, является содействие Сторон друг другу в предпринимательской деятельности, путем предоставления друг другу финансовой, технической, информационной и иной помощи в виде оказания услуг по продвижению товаров, оказанию услуг по использованию техники, оборудования, как на коммерческой, так и на безвозмездной основе, а так же участия в совместных практических проектах и других совместных видах деятельности.
В соответствии с копией дополнительного соглашения N <__> от <__>2017 к указанному договору, Сторона 1 в рамках Договора, обязуется оказывать Стороне 2 услуги по продвижению товаров Стороны 2, реализуемых ею в торговой сети "Забайкальский привоз" по определенным адресам, в том числе и по адресу : г. Чита, <__>
Согласно пункту 2 копии договора, Сторона 1 (ИП <__>.) оказывает услуги по продвижению товаров путем включения согласованных со Стороной 2 наименований товаров в справочник покупателя "Успей купить" (далее - Справочник), изготавливаемый Стороной 1, и распространения указанного справочника в печатном виде в магазинах торговой сети "Забайкальский привоз".
Стороны обязуются заблаговременно согласовывать количество единиц товара, наименование товара, его стоимость для размещения в Справочнике на следующий месяц. Также, Стороны, в соответствии с пунктом 5 договора, договорились, что Сторона 1 самостоятельно разрабатывает эскиз рекламы, принимает решение о площади изображения, месте размещения изображения товара, дизайне и цветовом решении, тексте справочника и иных параметрах справочника. Сторона 2, в свою очередь, согласно пункту договора 6, подтверждает согласие на размещение и распространение согласованной в порядке установленным настоящим Соглашением, информации о товарах, без предварительного согласования макета Справочника Стороной 2. Сторона 1 обязуется продвигать товар с соблюдением требований действующего Федерального закона "О рекламе".
Рассматриваемые рекламные справочники распространялись в месте осуществления ИП <__>. (г. Чита, ул<__>) деятельности по реализации вышеуказанной акции, следовательно, данный индивидуальный предприниматель является лицом, в чьих интересах распространяется реклама, т.е. рекламораспространителем. Указанное также подтверждают положения представленного договора. Кроме того, рассматриваемый справочник, помимо рекламы алкогольной продукции, содержит в себе рекламу и изображения продуктов питания.
Из письменных пояснений, запрашиваемых определением о возбуждении дела N11, представленных ООО "Звезда" следует, что общество арендует у ИП <__>. нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Чита, <__>, <__> Между указанными лицами имеется общая цель - увеличение клиентского потока. ИП <__>. в рамках, имеющегося в материалах дела договора и дополнительного соглашения, безвозмездно оказывает обществу услуги по продвижению товаров реализуемых обществом в торговой сети "Забайкальский привоз". Общество передает ИП <__>. заявку с указанием наименований товара. Далее, согласно заявке Общества, ИП <__>. размещает изображение товара на страницах буклета и осуществляет распространение рекламных буклетов в магазинах торговой сети "Забайкальский привоз". В согласовании эскиза, как указывает общество, оно не участвует, специалиста по рекламе в штате не имеет.
Также к пояснениям приложена копия лицензии N 75РПА0<__> от <__>.2015 года, на осуществление обществом розничной продажи алкогольной продукции. Указаны следующие места нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности:
1. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
2. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита<__>
3. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
4. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
5. Российская Федерация, Забайкальский край, г. <__>
6. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
7. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
8. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
9. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
10. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
11. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
12. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
13. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, ул. <__>
14. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
15. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, <__>
16. Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита<__>
Письменные пояснения, представленные ИП <__>., содержат следующее. Макет рекламного каталога согласованию, в соответствии с дополнительным соглашением, с ООО "Звезда" не подлежит. Рекламные буклеты "справочник покупателя Успей купить" распространяются в магазинах торговой сети "Забайкальский привоз" по адресам:
<__>.
Представитель по доверенности ООО "Звезда" <__>. пояснила следующее. Общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в магазине розничной сети "Забайкальский привозъ" на территории города Чита по адресу: ул. <__>. Общество и ИП <__>. имеют общую цель-продвижение товаров, посредством рекламирования продукции в рекламном буклете. ООО "Звезда" предоставляет ИП <__>. информацию для рекламы в части алкогольной продукции. Сотрудников, специалистов по рекламе у общества не имеется, в связи с чем с ИП <__>. заключено дополнительное соглашение к договору, в котором прописано, что общество в разработке макета рекламного буклета и дальнейших действиях, участия не принимает. Представитель <__>. признает, что объект рекламирования (алкогольная продукция) определен ООО "Звезда" и что общество является рекламодателем рассматриваемых рекламных материалов. 04.06.2018 на Комиссии по рассмотрению дела N 11, <__>. дала пояснения, в соответствии с которыми общество имело доступ к изготовленным рекламным материалам. В отслеживании изготовления рассматриваемых рекламных буклетов препятствий не возникало.
Представитель по доверенности <__>. - О.Н. Ц<__> пояснила, что ИП <__>. заинтересован в проведении различных акций, для продвижения товаров и привлечения потенциальных покупателей. С отделом по реализации алкогольной продукции происходит постоянное взаимодействие. Плата за размещение в буклетах продукции принадлежащей обществу, с него не взимается. Ответственность за разработку дизайна несет ИП <__>., Общество только предоставляет информацию по товару (алкогольной продукции), который планируется размещаться в рекламном буклете. Рекламодателем, согласно пояснениям О.Н. Ц<__>, ИП <__>. является только в части продуктов питания, также О.Н. Ц<__> признает, что ИП <__>., является рекламораспространителем рассматриваемых буклетов.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 3 статьи 21 несёт рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространителем, согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламные каталоги распространялись в месте осуществления деятельности ИП <__>. (г. Чита, ул. <__>) по реализации вышеуказанной акции и товаров, размещенных в рассматриваемом рекламном буклете, следовательно, данный индивидуальный предприниматель является лицом, осуществляющим распространение рекламы, т.е. рекламораспространителем.
ООО "Звезда" на основании лицензии N 75РПА0<__> от <__>.2015 года, на осуществление обществом розничной продажи алкогольной продукции, иных материалов дела, и в соответствии с письменными и устными пояснениями, является рекламодателем, как лицо определившее объект рекламирования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Поскольку буклет "справочник покупателя Успей купить <__>.2018-<__>.2018 Широкая масленица" предусматривал срок действия рекламного предложения с <__>2018 по <__>.2018, который истек, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе; пунктами 37, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.08.2006 N 508; пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции: водки "Хаски", размещенную в буклете "справочник покупателя Успей купить <__>.2018-<__>.2018 Широкая масленица", распространявшейся в магазине розничной сети "Забайкальский привозъ" по адресу: г. Чита ул. <__> поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать ООО "Звезда" (ИНН 7536126791), нарушившим требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
3. Признать ИП <__> (ИНН 753600109214), нарушившим требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
4. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии <__>
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 13 июня 2018 г. N 02-06-11/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.06.2018