Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_>, руководитель управления,
члены Комиссии: <_>, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <_>, ведущий специалист-эксперт указанного отдела, <_>, специалист-эксперт указанного отдела,
рассмотрев дело N Р-5/85 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон "О рекламе") по факту распространения в апреле 2018 года на территории Амурской области рекламы с текстом: "РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <_> САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ <_>", содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов, а также не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в части цены товара ("САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ _"),
в присутствии представителей:
заявителя - Муниципального казенного предприятия города Благовещенска <_>, МКП <_>, Предприятие, Заявитель (<_>), в лице <_>, заместителя директора подразделения <_> Предприятия (доверенность от <_> N <_>, паспорт),
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -
Общества с ограниченной ответственностью <_>, далее - ООО <_>, Общество (<_>), в лице генерального директора Общества <_> (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт),
Индивидуального предпринимателя <_>, далее - Индивидуальный предприниматель (<_>), в лице <_> (доверенность от <_>, паспорт),
Физического лица <_> (ИНН <_>), паспорт;
заинтересованного лица - ---; эксперта - ---; переводчика - ---,
УСТАНОВИЛА:
17.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России, Управление) поступило заявление МКП <_> (вх. N <_>) о признаках нарушения Закона "О рекламе" при распространении в апреле 2018 года на территории кладбища (17 км Новотроицкого шоссе) и на подъездной дороге к кладбищу (8 км Новотроицкого шоссе) на автомобилях рекламной информации с надписью "РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <_>_ САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ_", содержащей не соответствующие действительности сведения, некорректные сравнения с продукцией других производителей. По мнению Предприятия, данное нарушение допущено ООО <_>. К заявлению приложен акт от 07.04.2018 о нарушении порядка проведения работ на кладбище (17 км Новотроицкого шоссе), фотографии с вышеуказанной рекламной информацией в кузовах грузовых автомобилей.
15.05.2018 Амурским УФАС России, по результатам рассмотрения заявления МКП <_> принято решение о возбуждении дела N Р-5/85 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе") в отношении: ООО <_>, Индивидуального предпринимателя <_> и Физического лица <_> по следующим основаниям.
Вышепоименованная информация ("РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <_>_ САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ_") отвечает законодательному определению рекламы, указанному в пунктах 1-3 статьи 3 Закона "О рекламе" и в ней усматриваются признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 названного Закона, поскольку, в ходе рассмотрения обращения Предприятия, в Управление не представлены документальные и иные доказательства корректности сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов, а также соответствия действительности сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в части цены товара ("САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ _").
За нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", несет ответственность рекламодатель.
Амурское УФАС России, по итогам рассмотрения заявления Предприятия, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе", посчитало необходимым признать рекламодателями данной рекламы: Общество, Индивидуального предпринимателя и Физическое лицо.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, заслушав участвующих в деле лиц, установила следующие обстоятельства.
В апреле 2018 года (в том числе в период с 07.04.2018 по 17.04.2018) на территории Амурской области, в частности, на территории кладбища (17 км Новотроицкого шоссе) и на подъездной дороге к кладбищу (8 км Новотроицкого шоссе), в кузовах грузовых автомобилей (<_> государственный регистрационный знак <_>, <_> государственный регистрационный знак <_>, <_> государственный регистрационный знак <_>), распространялась информация с текстом:
"РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <_> САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ <_>".
В соответствии со статьей 1 Закона "О рекламе" целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В силу пунктов 1-5 и 8 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
ненадлежащей рекламой - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Данная информация ("РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <_>_ САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ _"), является рекламой в силу пунктов 1-3 статьи 3 Закона "О рекламе", поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и поддержание интереса к ним, способствуя их продвижению на рынке.
Объектами рекламирования в данном случае являются как "РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <_>", так и предназначенные для продажи Ритуальным центром товары (оказываемые работы, услуги).
Факты распространения вышеназванной рекламы на территории Амурской области в указанные временные промежутки подтверждаются:
заявлением МКП <_> (исх. N <_> от <_>, вх. N <_> от <_>) с приложением акта от 07.04.2018 о нарушении порядка проведения работ на кладбище (17 км Новотроицкого шоссе), далее - Акт, фотографий,
письмом Предприятия (исх. N <_> от <_>, вх. N <_> от <_>) с приложением Актов от 17.04.2018 (8 км и 17 км Новотроицкого шоссе), фотографий,
пояснениями представителя Заявителя в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" предусмотрено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Вместе с тем, в вышеназванной рекламе указан текст: "_САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ_", который нарушает требования пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", поскольку в рекламе содержатся некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов, а также не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в части цены товара ("САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ _").
В Амурское УФАС России, как в ходе рассмотрения обращения МКП <_>, так и рассмотрения настоящего дела, не представлены документальные и иные доказательства корректности сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов, а также соответствия действительности данных сведений о ценах, а именно, что они "САМЫЕ НИЗКИЕ".
Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 части 2, пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.
Согласно части 6 статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 данного Закона несет рекламодатель.
Рекламодателем данной рекламы, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе", то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является Физическое лицо <_> по нижеследующим основаниям.
Согласно пояснений Физического лица <_>, письменным (вх. NN <_> от <_>, <_> от <_>) и устным в ходе рассмотрения дела, от представителя ООО <_> ему стало известно о проводимой Управлением проверке по факту размещения рекламы на территории кладбищ 8 и 17 км Новотроицкое шоссе в апреле 2018 года. Фактически по адресу: г. Благовещенск, <_> под коммерческим обозначением "Ритуальный Центр <_>" осуществляет деятельность Индивидуальный предприниматель <_>. При этом он, желая способствовать развитию деятельности Индивидуального предпринимателя, самостоятельно, не информируя её, изготовил и разместил на принадлежащих ему транспортных средствах с государственными регистрационными знаками <_>, <_> и <_> рекламу с указанием "Ритуального Центра <_>". Фактически он, Физическое лицо, является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы с текстом: "РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <_> САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ_". Не обладая достаточными знаниями в части законодательства о рекламе, возможно, он допустил печать на баннерах некорректных формулировок. Указанные баннеры размещались на кладбищах короткий промежуток времени в апреле 2018 года. К пояснению приложены копии трех свидетельств о регистрации ТС, подтверждающих, что он является собственником (владельцем) транспортных средств с вышеназванными государственными регистрационными знаками.
Представители ООО <_> письменно (вх. NN <_> от <_>, <_> от <_>) и устно в ходе рассмотрения дела, пояснили, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица <_>, но с момента регистрации и до настоящего времени какую-либо хозяйственную (предпринимательскую) деятельность (в том числе по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг) не осуществляет, работников, основных средств и иных материальных активов, а также расчетного счета не имеет (приложена отчетность). Несмотря на указание в информации рекламного характера текста "ритуальный центр <_>, ООО <_> не выступал в качестве рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя. Просили прекратить дело в отношении Общества в виду отсутствия надлежащих доказательств его вины.
Согласно пояснений Индивидуального предпринимателя <_> и ее представителя, письменным (вх. N <_> от <_>) и устным в ходе рассмотрения дела, Индивидуальный предприниматель не является рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем вышеназванной рекламы. Реклама была размещена по инициативе <_>, который при этом выступал в качестве Физического лица. Никаких поручений на размещение рекламы от Индивидуального предпринимателя Физическое лицо не получало, текст не согласовывался. Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по адресу: г. Благовещенск, <_> на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от <_> N <_>, свидетельства о регистрации в качестве Индивидуального предпринимателя. Коммерческое обозначение "Ритуальный центр <_>" используется Индивидуальным предпринимателем с начала осуществления деятельности, с кем-либо не согласовывалось. Просили прекратить дело в отношении Индивидуального предпринимателя в виду отсутствия надлежащих доказательств ее вины.
Таким образом, по совокупности документов установлено, что именно по вине Физического лица <_> произошло распространение на территории Амурской области вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Комиссией Амурского УФАС России установлено, что Физическое лицо <_>, являясь рекламодателем вышеуказанной рекламы, имело возможность не включать в текст вышепоименованной рекламы некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов, а также не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами в части цены товара ("САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ _"), что исключило бы нарушение требований пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", однако не предприняло для этого необходимых мер.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Амурского УФАС России считает необходимым выдать Физическому лицу <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе").
Согласно частям 4 и 6 статьи 38 Закона "О рекламе" к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе (Физическому лицу <_>), необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения настоящего дела не нашли своего документального подтверждения факты того, что ООО <_> и Индивидуальный предприниматель <_> являлись рекламодателями вышепоименованной ненадлежащей рекламы. Только подтверждено, что единственным учредителем и генеральным директором Общества является <_> (выписка из ЕГРЮЛ, копия приказа Общества N <_> от <_> "О назначении на должность"), а Индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность по адресу: г. Благовещенск, <_>, в том числе по организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг (выписка из ЕГРИП, копия договора безвозмездного пользования нежилым помещением от <_> N <_>). Следовательно, производство по делу в отношении Общества и Индивидуального предпринимателя необходимо прекратить в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в апреле 2018 года (в том числе в период с 07.04.2018 по 17.04.2018) на территории Амурской области, в частности, на территории кладбища (17 км Новотроицкого шоссе) и на подъездной дороге к кладбищу (8 км Новотроицкого шоссе), в кузовах грузовых автомобилей (<_> государственный регистрационный знак <_>, <_> государственный регистрационный знак <_>, <_> государственный регистрационный знак <_>), а именно рекламу с текстом:
"РИТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР <_> САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ <_>",
поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Выдать Физическому лицу <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела N Р-5/85 2018 уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "9" июня 2018 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения Решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 13 июня 2018 г. N Р-5/85
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.06.2018