Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>
при участии представителей: <...>
рассмотрев жалобу ООО "Артстрой-21Век" от 30.05.2018 N 35 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 10/ОКЭ-ЦДИ/18 на право заключения договоров на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию модульных зданий "Табельных", предназначенных для размещения работников ОАО "РЖД" (лот N 1) (извещение N 31806076586) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Артстрой-21Век" (далее - Заявитель) от 30.05.2018 N 35 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 10/ОКЭ-ЦДИ/18 на право заключения договоров на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию модульных зданий "Табельных", предназначенных для размещения работников ОАО "РЖД" (лот N 1) (извещение N 31806076586) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках.
31.01.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
дата и время окончания подачи заявок - 01.03.2018 в 12:00;
дата и время рассмотрения заявок - 19.03.2018 в 10:00;
дата и время подведения итогов - 20.03.2018 в 10:00.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком неправомерно принято решение об отказе от проведения Конкурса по лоту N 1;
Заказчиком неправомерно не внесены изменения в Документацию о порядке и сроках подведения итогов по лоту N 1, а также не размещен протокол подведения итогов по лоту N 1 с учетом положений пункта 13 Извещения;
Заказчиком неправомерно рассмотрены те же заявки, которые первоначально поданы на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе от проведения Конкурса по лоту N 1.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с пунктами 183, 186 Положения о закупке, Заказчик вправе отказаться от проведения торгов в любой момент до подведения итогов процедуры закупки, не неся при этом никакой ответственности перед любыми физическими и юридическими лицами, которым такое действие может принести убытки. Документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки, размещается в единой информационной системе не позднее 3 дней со дня принятия решения об отказе от проведения закупки.
Также согласно пунктам 7.2.11, 7.2.12 Документации, Заказчик вправе отказаться от проведения конкурса в любой момент до подведения итогов конкурса. Заказчик не несет при этом никакой ответственности перед любыми физическими и юридическими лицами, которым такое действие может принести убытки. Уведомление об отказе от проведения Конкурса размещается на сайтах не позднее 3 (трех) дней со дня принятия решения об отказе от проведения Конкурса.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что Заказчиком принято решение об отказе от проведения Конкурса по лоту N 1, в связи с возможностью наступления риска неисполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурса по лоту N 1, и как следствие, утраты актуальности проведения Конкурса по лоту N 1 для Заказчика. На основании вышеизложенного, Заказчиком принято решение от 21.05.2018 об отказе от проведения Конкурса по лоту N 1 до подведения итогов Конкурса по лоту N 1, которое также опубликовано в ЕИС 21.05.2018.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно не внесены изменения в Документацию о порядке и сроках подведения итогов по лоту N 1, а также не размещен протокол подведения итогов по лоту N 1 с учетом требований пункта 13 Извещения.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Согласно пунктам 8, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Согласно пункту 13 Извещения, пункту 1.9 Документации, подведение итогов Конкурса по лоту N 1 осуществляется "20" марта 2018 г. в 10:00 ч.
17.04.2018 в ФАС России поступила жалоба ООО "Спецуниверсалсервис" от 16.04.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении Конкурса, по результатам которой Комиссией ФАС России принято решение от 25.04.2018 N 223-ФЗ-278/18 (далее - Решение N 223-ФЗ-278/18), а также выдано предписание от 25.04.2018 N 223-ФЗ-278/18 (далее - Предписание N 223-ФЗ-278/18).
В соответствии с Предписанием N 223-ФЗ-278/18 Заказчику предписано, в том числе:
1. отменить протокол рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе по лоту N 1, от 11.04.2018 N 10/ОКЭ-ЦДИ/18/2, протокол подведения итогов Конкурса по лоту N 1 от 12.04.2018 N 448.
2. назначить новую дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе по лоту N 1, новую дату подведения итогов Конкурса по лоту N 1, уведомить участников Конкурса по лоту N 1 о новой дате рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса по лоту N 1.
При этом, согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчик, во исполнение Предписания N 223-ФЗ-278/18, уведомлением от 17.05.2018 уведомил участников Конкурса по лоту N 1 об отмене протокола рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе по лоту N 1, от 11.04.2018 N 10/ОКЭ-ЦДИ/18/2, протокола подведения итогов Конкурса по лоту N 1 от 12.04.2018 N 448, а также об изменении дате рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе по лоту N 1, и дате подведения итогов Конкурса по лоту N 1, а именно: "рассмотрение заявок, поданных на участие в Конкурсе по лоту N 1 состоится 21 мая 2018 года в 10:00; подведение итогов Конкурса по лоту N 1 состоится 22 мая 2018 года в 10:00".
Таким образом, Заказчиком исполнено Предписание N 223-ФЗ-278/18 в части отмены соответствующих протоколов и о назначении новой даты рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе по лоту N 1, новой даты подведения итогов Конкурса по лоту N 1, о чем также уведомлены в надлежащем порядке участники закупки по лоту N 1.
Также 21.05.2018 в ЕИС размещен протокол рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе по лоту N 1, от 21.05.2018 N 10/ОКЭ-ЦДИ/18/2 (далее - Протокол).
Согласно Протоколу, победителем Конкурса по лоту N 1 признан ООО "АртСтрой-21 ВЕК" (участник, на стороне которого выступают несколько юридических лиц, а именно: ООО "АртСтрой-21ВЕК", ООО "Великолукский завод металлоконструкций 60", ООО "НПО ФОРСОЛ", ООО "Производственная фирма Комплекс") со стоимостью предложения 578 643 968,00 руб. без учета НДС/ 682 800 000,00 руб. с учетом НДС и с учетом стоимости комплектующих и запасных частей товара, являющихся неотъемлемой частью товара в соответствии техническим заданием, с учетом всех расходов поставщика, в том числе транспортных расходов по доставке товара и его разгрузке к месту, указанному покупателем, стоимости выполнения работ (монтаж и ввод в эксплуатацию), а также любых других расходов, которые возникнут у поставщика в ходе исполнения договора.
В соответствии с пунктом 247 Положения о закупке, по итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок.
Согласно пункту 248 Положения о закупке, комиссия, рассмотрев конкурсные заявки и представленные материалы, принимает решение о победителе открытого конкурса. По результатам рассмотрения оформляется протокол. В протоколе комиссии излагается решение комиссии об итогах процедуры закупки.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что согласно положениям Документации, Положения о закупке, рассмотрение и оценка заявок, поданных на участие в закупке, а также подведение итогов конкурса являются самостоятельными этапами проведения закупочной процедуры, по результатам которых составляются отдельные протоколы. В связи с принятием решения об отказе от проведения Конкурса по лоту N 1 до подведения итогов Конкурса по лоту N 1, оснований для опубликования в ЕИС протокола подведения итогов Конкурса по лоту N 1 отсутствуют.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно рассмотрены те же заявки, которые первоначально поданы на участие в Конкурсе.
В соответствии с Предписанием N 223-ФЗ-278/18 Заказчику предписано, в том числе:
3. при повторном рассмотрении заявок, поданных на участие в Конкурсе по лоту N 1, не учитывать пункты 2.1, 6.3.3.1, 7.8.8 документации о проведении Конкурса (далее - Документация), пункт 7.8.10 Документации в части выездных проверок, при подписании договора по результатам Конкурса не учитывать пункт 9.1.8 в части требования приложения N 6 Документации, пункт 9.1.9 в части согласования банковской гарантии с заказчиком, пункт 9.2.1 Документации; а также привести пункт 3.1.8 проекта договора Документации в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденного решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке), принятых Комиссией ФАС России решений от 08.02.2018 N 223-ФЗ-84/18, от 25.04.2018 N 223-ФЗ-278/18.
4. произвести рассмотрение заявок, поданных участниками закупки на участие в Конкурсе по лоту N 1, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации с учетом принятых Комиссией ФАС России решений от 08.02.2018 N 223-ФЗ-84/18, от 25.04.2018 N 223-ФЗ-278/18.
Таким образом, Заказчику предписано пересмотреть заявки, изначально поданные на участие в Конкурсе по лоту N 1.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что Заказчиком исполнено Предписание N 223-ФЗ-278/18 в полном объеме, о чем также свидетельствует рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе по лоту N 1, от 21.05.2018 N 10/ОКЭ-ЦДИ/18/2.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Артстрой-21Век" (ИНН: 6025027887, ОГРН: 1066025034228) от 30.05.2018 N 35 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 10/ОКЭ-ЦДИ/18 на право заключения договоров на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию модульных зданий "Табельных", предназначенных для размещения работников ОАО "РЖД" (лот N 1) (извещение N 31806076586) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2018 г. N 223-ФЗ-409/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.06.2018