Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Никуйко Ирина Борисовна - заместитель руководителя Управления;
член Комиссии - Алимова Елена Владимировна - заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;
член Комиссии - Власова Екатерина Александровна - ведущий специалист-эксперт,
рассмотрев дело N 18-03-9-02/204, по признакам нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), возбуждённое в отношении ООО "Ю энд Си", ООО ТК "Федерации", ООО "Манхэттен Девелопмент" по факту распространения рекламы акции ТРК "Парк Хаус" "Выиграй автомобиль за покупки", распространяемой внутри ТРК "Парк Хаус", а также на парковке ТРК "Парк Хаус" в период с февраля 2018 года по 24 апреля 2018 года без сведений, предусмотренных ст. 9 Закона о рекламе, а именно отсутствуют сведения об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения,
в присутствии:
- представителя ООО ТК "Федерация" Матвеевой Ю.В. (доверенность от 15.04.2018),
- представителя ООО "Манхэтен Девелопмент" Даниловой Е.В. (доверенность N 27/2018 от 24.01.2018)
УСТАНОВИЛА:
Специалистами Волгоградского УФАС России в ходе мониторинга нарушений рекламного законодательства в наружной рекламе был выявлен следующий факт, указывающий на наличие признаков нарушения рекламного законодательства.
В ТРК "Парк Хаус" в непосредственной близости от гипермаркета "Карусель" по адресу: г. Волгоград бульвар 30-летия Победы, 21 была обнаружена рекламная конструкция в виде навесного баннера с рекламой стимулирующего мероприятия следующего содержания: "Изображение легкового транспортного средства, перевязанного красной лентой с бантиком, справа текст - Парк Хаус с заботой о тебе ВЫИГРАЙ АВТОМОБИЛЬ ЗА ПОКУПКИ Акция действует с 16.02.2018 по 28.04.2018 GERRY WEBER Золушка 5 Синема Меха Екатерина (логотипы)" (акт мониторинга N 350-Р от 16.02.2018).
21 февраля 2018 года было установлено, что на парковке ТРК "Парк Хаус" установлены наружные рекламные конструкции в виде небольших билбордов. На указанных рекламных конструкциях также изображено легковое транспортное средство, перевязанное красной лентой с бантиком, справа от изображения находится следующая информация: "Парк Хаус с заботой о тебе ВЫИГРАЙ АВТОМОБИЛЬ ЗА ПОКУПКИ Акция действует с 16.02.2018 по 28.04.2018 GERRY WEBER Золушка 5 Синема Меха Екатерина (логотипы)" (акт мониторинга N 353-Р от 21.02.2018; 356-Р от 29.03.2018).
22 февраля 2018 года на фасаде здания, где расположен ТРК "Парк Хаус" размещен рекламный баннер следующего содержания: "Изображение легкового транспортного средства, перевязанного красной лентой с бантиком, снизу текст - Парк Хаус с заботой о тебе ВЫИГРАЙ АВТОМОБИЛЬ ЗА ПОКУПКИ Акция действует с 16.02.2018 по 28.04.2018 Подробности на сайте http://volgograd.atrium-parkhouse.ru GERRY WEBER Золушка 5 Синема Меха Екатерина (логотипы)" (акт мониторинга N 354-Р от 22.02.2018).
Внутри ТРК "Парк Хаус" было обнаружено еще несколько навесных баннеров с рекламой следующего содержания: "Изображение легкового транспортного средства, перевязанного красной лентой с бантиком, справа текст - Парк Хаус с заботой о тебе ВЫИГРАЙ АВТОМОБИЛЬ ЗА ПОКУПКИ Акция действует с 16.02.2018 по 28.04.2018 GERRY WEBER Золушка 5 Синема Меха Екатерина (логотипы)" (акт мониторинга N 354-Р от 22.02.2018).
К тому же, на 0 этаже ТРК "Парк Хаус" перед центральным входом размещен стационарный баннер на стойках, на котором размещена следующая информация: "Изображение легкового транспортного средства, перевязанного красной лентой с бантиком, снизу текст - Парк Хаус с заботой о тебе ВЫИГРАЙ АВТОМОБИЛЬ ЗА ПОКУПКИ Акция действует с 16.02.2018 по 28.04.2018" За данной стойкой расположен автомобиль и колесо (акт мониторинга N 354-Р от 22.02.2018).
16 марта 2018 года на перекрестке ул. 7-я Гвардейская и л. Коммунистичская на правой обочине со стороны ул. Коммунистическая был обнаружен Т-образный рекламный щит, на котором размещено изображение легкового транспортного средства, перевязанного красной лентой с бантиком, справа от изображения находится следующая информация: "Парк Хаус с заботой о тебе ВЫИГРАЙ АВТОМОБИЛЬ ЗА ПОКУПКИ Акция действует с 16.02.2018 по 28.04.2018 GERRY WEBER Золушка 5 Синема Меха Екатерина (логотипы)" Под изображением машины размещен следующий текст: "Организатор акции "Ю энд си". Сроки проведения акции с 16.02.18 по 28.04.18, информацию об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такой акции, сроках, месте и порядке их получения, а также иные существенные условия проведения вы можете узнать на сайте volgograd.atrium-parkhouse.ru" (акт мониторинга N355-Р от 16.03.2018).
При анализе сведений, содержащихся на сайте volgograd.atrium-parkhouse.ru было установлено размещение правил проведения и участия в акции "Призы за покупки".
Согласно указанным правилам (п. 3) для участия в Акции Потребителю необходимо в срок, указанный в п. 2.1.1 указанных правил приобрести Товар на территории ТРК и сохранить чек/чеки, свидетельствующие о факте приобретения Товара. Осуществить Регистрацию Чека/чеков на стойке регистрации Участников Акции и получить печать/отметку на чеке/чеках об его/их регистрации для участия в Акции. Чек/чеки необходимо сохранить до окончания срока Акции. Один чек может быть зарегистрирован в рамках Акции только один раз. С момента выполнения всех условий в п.3 указанных правил, Потребитель получает статус Участника и право на участие в Акции.
В п. 8.1 Правил закреплено, что участники, в том числе потенциальные участники Акции, информируются об Акции, условиях ее проведения путем размещения соответствующей информации на плакатах и листовках в месте проведения Ации - в Торгово-развлекательном комплексе "Парк Хаус", расположенном по адресу: 400137, г. Волгоград, бульвар 30-летия Победы, д. 21, на сайте http://volgograd.atrium-parkhouse.ru/, на страницах в социальных сетях https://vk.com/atriumvolgograd, https://www.facebook.com/Atrium Volgograd/, а также иными способами по выбору Организатора.
Организатором Акции согласно Правил является ООО "Ю энд Си" (ОГРН 1157746432766 ИНН/КПП 7714339514/771401001 адрес: 125167, г. Москва ,проезд Аэропорта, д. 8, стр. 14.
Партнерами Акции являются ООО ТК "Федерация" (400010, г. Волгоград, ул. Новодвинская, 31), ООО "Манхэттен Девелопмент" (400137, г. Волгоград, бульвар 30-летия Победы, д. 21).
Согласно ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона о рекламе) в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Определением от 16 апреля 2018 года Волгоградским УФАС России в отношении ООО "Ю энд Си", ООО "Манхэттен Девелопмент", ООО ТК "Федерация" было возбуждено производство по делу N 18-03-9-02/204 по признакам нарушения ст. 9 Закона о рекламе.
В рамках рассмотрения дела N 18-03-9-02/204 представитель ООО ТК "Федерация" на заседание Комиссии Волгоградского УФАС России 04 мая 2018 года представил ряд документов, а также устные и письменные объяснения, согласно которым считает привлечение ООО ТК "Федерация" к рассмотрению в данное дело необоснованным. Между данным юридическим лицом и ООО "Ю энд Си" был заключен договор поставки автомобиля (N 290118 от 29.01.2018), иных соглашений не заключалось. ООО ТК "Федерация" не принимала участие в разработке текста рекламы, не имеет какого-либо отношения к объекту рекламы, не преследует цели увеличения спроса и увеличения внимания потребителей к ТРК "Парк Хаус". Не является организатором, спонсором проводимой акции. Не является изготовителем рекламного материала, не определяло объект рекламирования и содержание рекламного материала, не способно влиять на его распространение. Между ООО ТК "Федерация" и ООО "Манхэттен Девелопмент" отсутствуют какие-либо правоотношения.
Устно представитель ООО ТК "Федерация" пояснил, что в рекламе транспортное средство обезличено (без марки машины, товарного знака). На использование товарного знака марки машины "Рено" в рекламе ООО "Ю энд Си" не было дано согласие.
Представитель ООО "Манхэттен Девелопмент" на заседания Комиссии представил письменные и устные объяснения, а также договор N110118 от 11.01.2018 с ООО "Ю энд Си" на организацию и проведение мероприятия на территории ТРК "Парк Хаус", макет рекламы, поэтажные планы первого этажа ТРК и парковки, договор поставки N 290118 от 29.01.2018, пояснения ООО "Ю энд Си", акт приема выполненных работ N 41811342003 от 30.04.2018 г., договор N 12Д1117 от 15.11.2017 с ООО "ДИРЕКТ АУТДОР".
В объяснениях представитель ООО "Манхэттен Девелопмент" указал на то, что с целью проведения мероприятия (рекламной акции) "Призы за покупки" между ООО "Манхэттен Девелопмент" (Заказчик) и ООО "Ю энд Си" (Исполнитель) был заключен договор N 110118 от 11.01.2018, согласно условиям которого исполнитель взял на себя обязательства по оказанию услуг по организации и проведению мероприятия "Призы за покупки". ООО "Манхэттен Девелопмент" выступило в качестве заказчика данного мероприятия, изготавливало рекламные материалы. Кроме того, в соответствии с п. 3.3.8 указанного выше договора, выступая организатором мероприятия, ООО "Ю энд Си" взяло на себя обязательство освободить ООО "Манхэттен Девелопмент" от ответственности в связи с какими-либо претензиями третьих лиц относительно соблюдения действующего законодательства РФ при организации такого рода мероприятия. Информация о расположении рекламных материалов, в которых отсутствовала информация, предусмотренная п. 2 ст. 9 Закона о рекламе представлена в приложении. Отсутствие предусмотренной законом информации обусловлено технической ошибкой исполнителя, которая произошла при осуществлении печати макета рекламы. Данные рекламные материалы демонтированы ООО "Ю энд Си". Территория размещения рекламы - ТРК "Парк Хаус", рекламные конструкции г. Волгоград (согласно адресной программе размещения), реклама на телеканалах (Первый и РОССИЯ 1) и в социальных сетях. Период распространения рекламы по г. Волгоград согласно адресной программе - с 01.03.2018 по 30.04.2018. Юридическая связь с ООО ТК "Федерация" отсутствует. ООО "Манхэттен Девелопмент" согласовывало рекламные макеты, однако не отслеживало всю готовую продукцию на соответствие макету. Утверждение макета проходило в порядке электронного документооборота.
От ООО "Ю энд Си" были представлены письменные объяснения, а также правоустанавливающие документы юридического лица, договор N 110118 от 11.01.2018 с ООО "Манхэттен Девелопмент", акт приема выполненных работ N 41811342003 от 30.04.2018 г., макет рекламы с технической ошибкой, схема размещения рекламных носителей на парковке и внутри ТРК "Парк Хаус" г. Волгоград. в письменных объяснениях ООО "Ю энд Си" указало. что между ним и ООО "Манхэттен Девелопмент был заключен договор N 110118 от 11.01.2018 г., в соответствии с которым ООО "Ю энд Си" оказывало услуги по организации и проведению рассматриваемой акции. В ходе исполнения договора, при осуществлении печати одного макета, ООО "Ю энд Си" была допущена техническая ошибка, в результате которой был изготовлен макет, в котором отсутствовала информация, предусмотренная Законом о рекламе, а именно отсутствовала информация об источнике мероприятия. Макет с технической ошибкой был размещен на парковке, а также внутри ТРК "Парк Хаус" в г. Волгограде в период рекламной кампании акции. Демонтаж вышеуказанных рекламных материалов произошел 24 апреля, сразу после получения письма (определения о возбуждении дела N 18-03-9-02/204) от Волгоградского УФАС России. Телевизионный рекламный ролик размещался на телеканалах "Первый" и "Россия 1". В ролике вся необходимая информация присутствовала. Услуги по указанному выше договору были оказаны в полном объеме, о чем свидетельствует приложенный акт выполненных работ.
Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая в рамках данного дела информация является рекламой, т.к.:
адресована неопределенному кругу лиц (любым лицам, проходящим и проезжающим мимо рекламным конструкций на парковке ТРК, а также посетителям ТРК "Парк Хаус");
распространяется путем размещения на наружных рекламных конструкциях и внутренних навесных баннеров;
направлена на привлечение внимания и продвижение ТР "Парк Хаус", а также стимулирующего мероприятия ТРК "Парк Хаус";
направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.
Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является как ТРК "Парк Хаус, так и стимулирующее мероприятие, проводимое ТРК "Парк Хаус"- "Призы за покупки".
Целью распространения рекламы является увеличение спроса и увеличение внимания потребителей к ТРК "Парк Хаус".
Согласно ст. 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии с п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" нормы статьи 9 ФЗ "О рекламе" применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
Рекламируемая акция "Призы за покупки" от ТРК "Парк Хаус" является стимулирующим мероприятием, так как предполагает розыгрыш призов при условии приобретения товаров в определенный период в ТРК "Парк Хаус".
В части наружной рекламы стимулирующего мероприятия ТРК "Парк Хаус", размещенной вне территории ТРК "Парк Хаус" и парковки комплекса, материалами дела подтверждается, что все сведения, предусмотренные ст. 9 Закона о рекламе указаны, признаков нарушения рекламного законодательства не усматривается.
Реклама акции ТРК "Парк Хаус" "Призы за покупки", распространяемая внутри ТРК "Парк Хаус", а также на парковке ТРК "Парк Хаус" в период с февраля 2018 года по 24 апреля 2018 не содержала в себе все сведения, предусмотренные ст. 9 Закона о рекламе, а именно отсутствовали сведения об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Надлежит учитывать, что ст. 9 Закона о рекламе обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).
Таким образом, распространяемая реклама стимулирующего мероприятия ТРК "Парк Хаус" "Призы за покупки" содержит признаки нарушения ст. 9 Закона о рекламе.
В ходе дела не подтвердились признаки нарушения рекламного законодательства со стороны ООО ТК "Федерация". Данное лицо не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Согласно договору N 110118 от 11.01.2018 между ООО "Ю энд Си" (исполнитель) и ООО "Манхэттен Девелопмент" (заказчик) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по организации и проведению мероприятия (акции) на территории ТРК "Парк Хаус", а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги. В соответствии с п. 3.1.4 договора заказчик обязан своевременно утверждать переданные исполнителем эскизы, макеты и прочие материалы, касающиеся мероприятия, либо передавать исполнителю мотивированный отказ от их утверждения и согласовывать сроки доработки. В свою очередь в п. 3.3.2 и п. 3.3.3 указанного договора прописана обязанность исполнителя предоставлять заказчику по электронной почте для утверждения макет, эскизы и тексты, необходимые для услуг, указанных в данном договоре. Исполнитель обязан в ходе подготовки и проведения мероприятия изготавливать рекламные материалы ,инсталляции, декорации и иные конструкции в строгом соответствии с утвержденными заказчиком макетами, эскизами и образцами.
Таким образом, ООО "Манхэттен Девелопмент" и ООО "Ю энд Си" выступили в качестве рекламодателей рассматриваемой рекламы.
ООО "Манхэттен Девелопмент" выступило одновременно в качестве рекламораспространителя, так как рассматриваемая реклама размещалась на территории ТРК "Парк Хаус", обслуживаемой ООО "Манхэттен Девелопмент".
ООО "Ю энд Си" выступило одновременно в качестве рекламопроизводителя (лица, осуществляющего полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несёт ответственность за нарушение ст. 9 Закона о рекламе.
П. 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Волгоградским УФАС России установлено, что рекламодателями рассматриваемой рекламы являются:
- ООО "Ю энд Си" ((ОГРН 1157746432766 ИНН/КПП 7714339514/771401001 адрес: 125167, г. Москва ,проезд Аэропорта, д. 8, стр. 14);
- ООО "Манхэттен Девелопмент" (ОГРН 1046300900799 ИНН/КПП 6319107260/344301001 адрес: 400137, г. Волгоград, бульвар 30-летяи Победы, 21.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель также несет ответственность за нарушение ст. 9 Закона о рекламе.
П. 7 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Материалами дела установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Манхэттен Девелопмент" (ОГРН 1046300900799 ИНН/КПП 6319107260/344301001 адрес: 400137, г. Волгоград, бульвар 30-летяи Победы, 21) (реклама распространялась в ТРК "Парк Хаус" и на прилегающей к нему парковке).
ООО "Манхэттен Девелопмент", а также ООО "Ю энд Си" в ходе рассмотрения дела подтвердили устранение нарушения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем Комиссия Волгоградского УФАС России не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закон о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия Волгоградского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать наружную рекламу акции ТРК "Парк Хаус" "Призы за покупки", распространяемую внутри ТРК "Парк Хаус", а также на парковке ТРК "Парк Хаус" в период с февраля 2018 года по 24 апреля 2018 года в отсутствие части сведений, предусмотренных ст. 9 Закона о рекламе, а именно сведений об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, ненадлежащей, нарушающей требования ст. 9 Закона о рекламе.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
- ООО "Ю энд Си" ((ОГРН 1157746432766 ИНН/КПП 7714339514/771401001 адрес: 125167, г. Москва ,проезд Аэропорта, д. 8, стр. 14);
- ООО "Манхэттен Девелопмент" (ОГРН 1046300900799 ИНН/КПП 6319107260/344301001 адрес: 400137, г. Волгоград, бульвар 30-летяи Победы, 21).
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 7 июня 2018 г. N 18-03-9-02/204
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.06.2018