Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю в составе <_>,
в присутствии представителей:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "Инверсия-Сенсор" на действия АО "ДГК", заку-почной комиссии, материалы дела N 8-01/89,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Инверсия-С" на действия АО "ДГК", закупочной комис-сии при проведении открытого запроса предложений на право заключения догово-ра на поставку деталей соединительных приварных для стальных технологических трубопроводов, ГКПЗ 2018 г. N 2220003 (Лот N 1) (извещение N 31806133806).
Из жалобы общества следует, что закупка проведена с нарушением дейст-вующего законодательства, победитель определен с нарушением положений заку-почной документации. По мнению заявителя заказчиком незаконно установлены требования к поставляемому товару, указанные в Технических требованиях ГОСТы устанавливают требования не на основное изделие, а только на некоторые детали, в Технических требованиях заказчиком использованы обозначения, не предусмот-ренные системой стандартизации на элементы трубопроводов, в документации не представлено обоснование необходимости использования иных требований, свя-занных с определением поставляемого товара, потребностям заказчика, протокол выбора победителя содержит ранжирование заявок только по одному критерию - цена договора, в закупочной документации установлен отборочный критерий - отсутствие кризисного финансового состояния участника по результатам оценки финансово-экономической устойчивости участника, произведенной в соответствии с требованиями документации о закупке, при этом методика оценки деловой репу-тации финансового состояния участников в составе закупочной документации от-сутствует, установлен отборочный критерий к производителю товара, предлагае-мая к поставке победителем продукция не соответствует требованиям заказчика.
АО "ДГК" в представленном отзыве и его представители в заседании комис-сии доводы жалобы отклонили, пояснив, что приведенные в Техническом задании ГОСТы относятся непосредственно к трубопроводам, к Техническому заданию приложены опросные листы, в которых обозначены эксплуатационные и конструк-тивные особенности изделия и приведены ссылки на нормативные документы. Обозначения, используемые в Техническом задании, соответствуют техническим требованиям. Оценка и сопоставлении заявок проведены в соответствии с крите-риями и процедурами, указанными в закупочной документации, в размещенных в ЕИС протоколах содержится исчерпывающая информация о ранжировании заявок. Методика оценки деловой репутации и финансового состояния размещена в составе закупочной документации в ЕЭТП "Росэлторг". Технические и функциональные характеристики, номенклатура, количество, форма и срок оплаты, предложенные победителем закупки, соответствуют требованиям Технического задания заказчика. Заявитель до полдачи заявки за разъяснениями закупочной документации с запро-сами о разъяснениях обжалуемых положений документации не обращался. Договор АО "ДГК" с победителем закупки - ООО "Энергетический альянс Сибири" заключен.
В заседании комиссии объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 20.04.2018.
Заслушав представителей заказчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального за-кона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к за-купке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупоч-ную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а уста-навливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур за-купки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извеще-ние о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемле-мой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, прото-колы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и до-кументы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информа-ционно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (ч. 10 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
При проведении закупки заказчик обязан обеспечить ее информационную от-крытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необосно-ванных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
14.02.2018 АО "ДГК" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31806133806 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки деталей соединительных приварных для стальных технологических трубопроводов для нужд филиалов АО "ДГК", закупочная доку-ментация. Согласно размещенному извещению дата окончания подачи заявок - 27.02.2018, дата рассмотрения заявок - 16.03.2018, дата подведения итогов - 30.03.2018. Начальная (максимальная) цена договора - 5843305,00 руб. без НДС, 6895099,90 руб. с НДС.
Согласно пунктам 1,2,9 части 10 статьи 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техни-ческим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к ре-зультатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техни-ческом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в на-циональной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательст-вом Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с опре-делением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не ис-пользуются установленные в соответствии с законодательством Российской Феде-рации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристи-кам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, рабо-ты, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в доку-ментации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использова-ния иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого то-вара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требова-ния к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, тре-бования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участника-ми закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Положений, допускающих неуказание в закупочной документации поимено-ванных сведений и информации, Закон N 223-ФЗ не содержит, в том числе при за-купке товаров, работ, услуг определенного производителя.
Пунктом 13 Приложения N 1 закупочной документации -Технические требо-вания, установлено, что товар должен быть новым, без повреждений, следов воз-действия влаги и следов вскрытия, иметь год изготовления не ранее 2017-2018 гг. производства завода-изготовителя. Товар должен соответствовать действующим требованиям технических регламентов: действующим ГОСТам: ГОСТ 51164-98, ГОСТ 9.402-2004 и стандартов, применяемых к поставляемому товару.
В пояснениях к Техническим требованиям - деталям соединительным привар-ным для стальных технологических трубопроводов указаны технические и функ-циональные характеристики товара - ВЭИ-1000-7.4, Ду1000мм, Ру7.4 МПа, наружный диаметр примыкающего трубопровода 1020 мм; толщина стенки примыкающего трубопровода 10 мм; материал примыкающего трубопровода 17Г1С; рабочее давление 6 кгс/см2; климатическое исполнение "У1"; температура: от -40 0С до +60 0С; транспортируемая среда-природный газ; место установки: надземно; неразрушающий контроль сварных соединений: 100%; классификация по допустимым механическим нагрузкам: категория "Б", с ограни-ченными механическими нагрузками (опросный лист 001.01.13-ГСН.ОЛ-2); ВЭИ-400-9.8, Ду400мм, Ру9.8 МПа, наружный диаметр примыкающего трубопровода 426 мм; толщина стенки примыкающего трубопровода 9 мм; материал примыкающего трубопровода 09Г2С; рабочее давление 6 кгс/см2; климатическое исполнение "У1"; температура: от -40 0С до +60 0С; транспортируемая среда-природный газ; место установки: надземно; неразрушающий контроль сварных соединений: 100%; классификация по допустимым механическим нагрузкам: категория "Б", с ограни-ченными механическими нагрузками (опросный лист 001.01.13-ГСН.ОЛ-3).
Также в информации о закупаемом товаре указаны ГОСТ 51164-98, ГОСТ 9.402-2004.
Доводы заявителя о несоответствии ГОСТов, указанных в Технических требо-ваниях, требуемому к поставке товару, подлежат отклонению, так как в пояснениях к Техническим требованиям приведены ГОСТы, распространяющиеся на трубо-проводы, а закупка проводится на поставку деталей соединительных приварных для стальных технологических трубопроводов, технические и функциональные ха-рактеристики которых размещены в составе закупочной документации.
На официальном сайте опросные листы, указанные в Пояснениях к Техниче-ским требованиям, не размещены.
Доводы организатора торгов о том, что указанные листы размещены на тор-говой площадке АО "ЕЭТП" подлежат отклонению, так как согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в ЕИС подлежит размещению вся информация о закупке.
Отсутствие в закупочной документации требований к техническим характе-ристикам товара не позволяет однозначно установить потребность заказчика в оп-ределенном товаре, надлежащим образом подготовить заявку на участие в закупке, определить соответствие предложенного к поставке товара потребностям заказчи-ка, в связи с чем комиссия приходит к выводу о несоответствии действий организа-тора закупки пунктам 1, 2 части 1 статьи 3, пункту 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Доводы заявителя об использовании заказчиком в Технических требованиях обозначений, не предусмотренные системой стандартизации на элементы трубо-проводов, в документации не представлено обоснование необходимости использо-вания иных требований, связанных с определением поставляемого товара, подле-жат отклонению, так как самим заявителем в составе заявки применено сокращен-ное название условного диаметра трубопровода - "Ду 400", "Ду 1000", применен-ное в Техническом задании заказчика. При этом заявитель за разъяснениями об указанном обозначении не обращался.
Пунктом 7.2.9.14 Положения о закупке продукции для нужд АО (далее - По-ложение) установлено, что по результатам заседания закупочной комиссии, на ко-тором осуществляется оценка и предварительное ранжирование заявок, в случае принятия решения о проведении переторжки, составляется протокол рассмотрения. В нем, как минимум, указывается закупочная комиссии, перечисляются участники конкурса, заявки которых были рассмотрены, с указанием причин отклонения зая-вок, не прошедших отборочную стадию, установленное комиссией предваритель-ное ранжирование заявок по степени предпочтительности и назначается дата, время и место проведения переторжки. Протокол заседания закупочной комиссии публикуется на официальном сайте (п.2.7.1.7) до момента объявления переторжки.
Требования к содержанию протокола выбора победителя запроса предложений установлены пунктом 7.7.10.5 Положения - по результатам заседания закупочной комиссии, на котором осуществляется оценка заявок и определение победителя за-проса предложений, оформляется протокол выбора победителя. В нем, как мини-мум, указывается закупочная комиссия, перечисляются участники, заявки которых были рассмотрены, установленное комиссией ранжирование заявок по степени предпочтительности и называется победитель. В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия, меньший по-рядковый номер в ранжировке присваивается заявке на участие в запросе предло-жений, которая содержит меньшую цену. Протокол заседания закупочной комис-сии публикуется на официальном сайте.
В протоколах закупки, размещенных в ЕИС, указан расчет итоговой оценки предпочтительности по каждому участнику (протоколы от 19.03.2018 N 1276, от 21.03.2018 N 1278), рассчитываемый по следующим критериям оценки - цена до-говора - 95%, деловая репутация - 2%, срок гарантии на поставляемую продукцию - 3%. Расчет итоговой оценки предпочтительности каждой заявки по каждому критерию оценки установлен порядком оценки и сопоставления заявок (Приложе-ние N 4 закупочной документации).
Указание расчетов каждого критерия оценки в протоколе Положением не пре-дусмотрено, в связи с чем доводы заявителя о неуказании в протоколе от 21.03.2018 N 1278 расчета критериев "срок гарантии" и "деловая репутация" под-лежат отклонению.
Пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что не допускается устанавливать неизмеряемые требования к участникам закупки.
Пунктами 44.6, 44.8 отборочных критериев оценки заявок участников закупки (приложение N 3) закупочной документации в числе отборочных критериев указа-ны отсутствие кризисного финансового состояния участника по результатам оцен-ки финансово-экономической устойчивости участника, произведенной в соответст-вии с требованиями документации о закупке (финансовое состояние более 0,45 баллов в соответствии с разделом 6 Методики оценки деловой репутации и финан-сового состояния участников закупочных процедур); неустойчивое финансовое со-стояние по результатам оценки финансово-экономической устойчивости участника (финансовое состояние от 0,45 до 0,9 баллов в соответствии с разделом 6 Методики оценки деловой репутации и финансового состояния участников закупочных про-цедур).
При этом Методика оценки деловой репутации и финансового состояния уча-стников закупочных процедур в составе закупочной документации на официальном сайте не размещена. Доводы заказчика о возможности ознакомления с ней в составе закупочной документации на ЕЭТП "Росэлторг" подлежат отклонению, так как противоречит пункту 1 части 1 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Приложением N 3 закупочной документации установлено соответствие уча-стников требованиям документации о закупке, согласно которым участник должен являться производителем (заводом-изготовителем) продукции, составляющей но-менклатуру лота, его дилером (представителем) или быть официально уполномо-ченным представлять интересы производителя в данном открытом запросе пред-ложений (п.42), производитель продукции не должен являться неплатежеспособ-ным (банкротом), находиться в процессе ликвидации, его экономическая деятель-ность не должна быть приостановлена (п. 43), что не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ, в связи с чем доводы заявителя об установлении отборочного критерия к производителю подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2.4.7 участники закупки вправе обратиться к заказ-чику за разъяснениями закупочной документации, общество дан-ным правом не воспользовалось.
Материалами дела установлено, что победителем закупки - ООО "Энергети-ческий Альянс Сибири" в составе заявки предложена к поставке продукция, соот-ветствующая требованиям технического задания заказчика, в связи с чем доводы заявителя о несоответствии предлагаемой продукции требованиям закупочной до-кументации подлежат отклонению.
На участие в закупке поданы заявки ООО "Инверсия-Сенсор", ООО "НТС Групп", ООО "Энергетический Альянс Сибири", ООО "Машпромэкспорт", ООО "Неваэнергопром", ООО "Сибирская трубопроводная компания", заявки всех уча-стников допущены к участию в закупке (протокол от 28.02.2018).
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 19.03.2018 закупочной комиссией вынесено решение о переторжке.
Пунктом 2.10 закупочной документации предусматривается возможность про-ведения переторжки, тогда как информация о дате, времени и месте рассмотрения предложений участников по результатам проведенной переторжки в документации не отражена.
Рассмотрение заявок участников, поступивших на процедуру переторжки, и выбор победителя проведены 21.03.2018, что противоречит извещению и закупоч-ной документации.
Согласно части 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, пре-доставления указанных разъяснений.
Представителем заказчика в заседании комиссии не отрицался факт внесения изменений в процедуру проведения закупки и неразмещение таких изменений на официальном сайте, в связи с чем действия заказчика в данной части нарушают пункт 1 части 1 статьи 3, части 5, 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Частью 13 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляю-щими предмет обжалования.
В связи с тем, что указанное нарушение не является доводом жалобы заявите-ля, Комиссией решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об ад-министративном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку заявки всех участников закупки признаны удовлетворяющими по существу условиям закупочной документации и допущены к участию в закупке, запросов о разъяснении документации участниками не подавалось, закупочная до-кументация в полном объеме размещена на ЕЭТП, где размещались заявки участ-ников, допущенные нарушения не повлияли на результат запроса предложений, основания для выдачи предписания отсутствуют.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рас-смотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмот-рения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа при-нимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонополь-ного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необосно-ванной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установле-ния иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходи-мости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 на-стоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инверсия-С" на действия АО "ДГК", закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки деталей соединительных приварных для стальных технологиче-ских трубопроводов для нужд филиалов АО "ДГК" (извещение N 31806133806) обоснованной.
2. Признать действия АО "ДГК" при проведении указанного конкурса нару-шающими пункты 1 части 1 статьи 3, части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юриди-ческих лиц".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаров-ского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административ-ном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 апреля 2018 г. N 8-01/89
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.04.2018