Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
"_" - Председателя Комиссии, заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
Членов Комиссии:
"_" - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
"_" - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
"_" - специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
"_" - специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
в отсутствие представителя заявителя - Абдулинской межрайонной прокуратуры, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,
в присутствие представителя ответчика - МАУ "Олимп": "_" (распоряжение по личному составу от 27.12.2013 г. N245-лс),
рассмотрев материалы дела N07-16-42/2018 о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении МАУ "Олимп" (461742, Оренбургская обл., Абдулинский р-н, г.Абдулино, ул.Сергея Третьякова, д.43) по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выраженного в ограничении конкуренции путем неоднократного заключения договорных отношений на поставку спортивного оборудования с единственным поставщиком без проведения конкурентной закупочной процедуры,
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургском УФАС России поступило заявление Абдулинской межрайонной прокуратуры (исх.N7-7-2018 от 19.03.2018 г.; вх. N 1670э от 19.03.2018 г.) на Муниципальное автономное учреждение "Олимп" муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области (далее - МАУ "Олимп", учреждение, заказчик) (461742, Оренбургская обл., Абдулинский р-н, г.Абдулино, ул.Сергея Третьякова, д.43) по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года, выраженного в действиях, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем неоднократного заключения договорных отношений на поставку спортивного оборудования с единственным поставщиком (ИП "...").
Из содержания заявления следует, что МАУ "Олимп" в 2017 г., без проведения конкурентных процедур, заключено 4 договора с одним поставщиком на поставку одной группы товаров с идентичным сроком исполнения. Оплата по всем договорам произведена в один день.
Проанализировав представленные по запросу антимонопольного органа (исх. N2971 от 02.04.2018 г.) МАУ "Олимп" документы, Оренбургское УФАС России в действиях МАУ "Олимп" усмотрело признаки нарушения ч.1 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции".
17 мая 2018 г. издан Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 56 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МАУ "Олимп" ч.1 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции", выраженного в ограничении конкуренции путем неоднократного заключения договорных отношений на поставку спортивного оборудования с единственным поставщиком без проведения конкурентной закупочной процедуры.
В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее.
02.06.2017 г. заказчиком с индивидуальным предпринимателем "_" заключен договор N8 на поставку товара. Цена договора 93 000, 00 руб.
05.06.2017 г. теми же лицами заключен договор N9 на поставку товара. Цена договора 67 000, 00 руб.
07.06.2017 г. заключен договор N10 на поставку товара. Цена - 90 000, 00 руб.
13.06.2017 г. заключен договор N13 на поставку товара. Цена - 55 796, 56 руб.
Предметом названных выше договоров является поставка спортивного инвентаря.
Указанные закупки не включены план закупки товаров (работ, услуг) МАУ "Олимп" на 2017 г.
Установлено, что оплата по договорам 02.06.2017 г., 05.06.2017 г., 07.06.2017 г., частично - по договору от 13.06.2017 г. произошла 27.06.2017 г. платежным поручением N214. По договору от 13.06.2017 г. оплата частично осуществлена платежным поручение N215 от 27.06.2017 г.
Кроме того, по договорам 02.06.2017 г., 05.06.2017 г., 07.06.2017 г. товар поставлен заказчику 02.08.2017 г. (согласно товарным накладным N8, N9, N10 соответственно). По договору от 13.06.2017 г. товар поставлен 07.08.2017 г. (товарная накладная N13 от 07.08.2017 г.).
24.04.2017 г. Управлением культуры, спорта, туризма и делам молодежи администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области (далее - учредитель) и МАУ "Олимп" заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (далее - Соглашение).
Согласно п.1 данного Соглашения предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления учредителем учреждению (МАУ "Олимп") субсидии на Социально-значимые мероприятия на приобретение спортивного инвентаря для МАУ "Олимп".
В п.2 Соглашения установлено, что учредитель обязуется перечислить учреждению в установленном порядке субсидию в сумме 427 000,00 (четыреста двадцать семь тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках МАУ "Олимп" утверждено протоколом Наблюдательного совета МАУ "Олимп" 18.12.2014 г. (далее - Положение о закупках).
В силу ч.3 ст.3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Иным способом закупки выступает, в частности, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В п.21.2.14. Положения о закупках предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может проводиться в случае осуществления закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд заказчика на сумму, не превышающую сто тысяч рублей по одному договору.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Аналогичные цели прописаны в п.1.1.1. Положения о закупках.
Действия заказчика должны соответствовать указанным целям, при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность заказчика по обеспечению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.
Согласно ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при, необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы установлены в п.1.1.17. Положения о закупках Учреждения.
Согласно письменным (от 17.04.2018 г. N01-16/30, от 31.05.2018 г. N01-16/44) и устным пояснениям МАУ "Олимп" закупки у единственного поставщика проводились за счет субсидии, выделенной учреждению. МАУ "Олимп" проводился мониторинг рынка спортивного оборудования путем сбора коммерческих предложений, ИП "_" предложены наиболее выгодные условия поставки. Закупка спортивного инвентаря у единственного поставщика проводилась учреждением на основании п. п.21.2.14. Положения о закупках.
Кроме того, директор МАУ "Олимп" "_" пояснил, что приказом от 29.05.2017 г. N01-08/19 о проведении в организации ремонта собственными силами принято решение провести ремонт в спортивных помещениях ФОК "Старт" (два малых зала и один большой), по адресу: Оренбургская обл., г.Абдулино, ул.Сергея Третьякова, д.43 собственными силами, создана рабочая бригада из работников ФОК "Старт". По мере окончания ремонтных работ решался вопрос, каким инвентарем будет заполнено отремонтированное помещение, кроме того, в наличии у ИП "_" не было ряда наименований спортивного инвентаря, поставщик обещал поставить недостающий инвентарь в кратчайший срок. В связи с изложенным, было принято решение заключить 4 договора.
Заместителем главы администрации по социальной политике - начальником Управления культуры, спорта, туризма и делам молодежи муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области "_" 26.05.2017 г. утверждена дефектная ведомость N1.
Также в материалы дела представлены акты выполненных работ N1, N2, N3 от 01.06.2017 г., от 06.06.2017 г., от 09.06.2017 г. соответственно по ремонту помещений.
Кроме того, заказчиком представлены копии коммерческих предложений - предложение ИП "_", территориально находящегося в г.Абдулино и предложение ИП "_" (Республика Башкортостан). Иные доказательства, подтверждающие обращение МАУ "Олимп" к другим поставщикам отсутствуют.
Проанализировав материалы дела, а также действующее законодательство Комиссия приходит к выводу, что из содержания договоров на поставку товара следует, что условия договоров идентичны, все товары, являющиеся предметом договоров, по своему назначению относятся к спортивному инвентарю, договоры имеют фактическую направленность на достижение единой хозяйственной цели, исполнителем и покупателем по ним являются одни и те же лица, покупатель имеет единый интерес на приобретение у одного исполнителя одновременно аналогичных услуг (поставка спортивного инвентаря).
Таким образом, договоры образуют одну сделку, искусственно раздробленную и оформленную 4 договорами. Дробление единой закупки на группу однородных (идентичных), сумма по каждой из которых не превышает предусмотренного Положением о закупках ограничения, свидетельствует о намерении заказчика уйти от соблюдения процедуры торгов.
Следовательно, налицо намерение заказчика приобрести спортивный инвентарь стоимостью более 100 000 рублей, что определяет необходимость проведения конкурентных процедур. Суммарная стоимость по 4 договорам поставки - 305 796, 56 руб. Заказчиком не доказана экономическая целесообразность заключения 4 договоров с единственным поставщиком.
В силу ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не допускается осуществление действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
Из предоставленных материалов не усматривается, что услуга по поставке спортивного инвентаря в МАУ "Олимп" может быть исполнена исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
По смыслу ст.5 Закона о закупках потенциальными продавцами (постапвщиками) товара могут быть любые юридические и физические лица, ограниченные лишь требованиями, установленными заказчиком в соответствии с положением о закупках и не противоречащими Закону о закупках.
Одновременно следует отметить, что при проведении закупки у единственного поставщика заказчик не может прийти к выводу о том, что поставщик (в данном случае индивидуальный предприниматель) обладает необходимым опытом в сфере поставки спортивного инвентаря по сравнению с другими поставщиками, поскольку в отличие от конкурентной закупочной процедуры, организатор торгов при проведении закупки с единственным поставщиком не сравнивает заявки потенциальных участников.
При таких обстоятельствах необеспечение проведения закупки на поставку спортивного инвентаря конкурентным способом нарушает законные права и интересы потенциальных участников, претендующих на заключение договора на поставку спортивного инвентаря для МАУ "Олимп", что в свою очередь ведет к недостижению таких целей закупочной процедуры, как расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности и, как следствие, приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Ч.5 ст.17 Закона о защите конкуренции устанавливает, что положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела N07-16-32/2018 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что в действиях муниципального автономного учреждения "Олимп" установлен факт нарушения ч.1 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции", выраженный в совершении действий по неоднократному заключению договорных отношений на поставку спортивного оборудования с единственным поставщиком без проведения конкурентной закупочной процедуры, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Учитывая, что договоры от 02.06.2017 г., от 05.06.2017 г., от 07.06.2017 г., от 13.06.2017 г. в настоящее время исполнены, Комиссия решила предписание не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ст.49 ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1.Признать муниципальное автономное учреждение "Олимп" нарушившим ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2.Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 22 июня 2018 г. N 07-16-42/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.06.2018