Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2018 года г. Краснодар
В полном объеме решение изготовлено 22 июня 2018 года
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 552/2017 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Оберемок В.В. - заместитель руководителя, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ,
Члены Комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Богославский Е.А. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
в присутствии представителя МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск по доверенности <_>, в отсутствие надлежаще уведомленных ООО "АЛИОТ", ООО "Стройинвест", ООО "Вавилон", ООО "Верона", Вервеина С.А., рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства N 552/2017 по признакам нарушения МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, ООО "АЛИОТ", ООО "Стройинвест" пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, предусматривающего, в том числе допуск ООО "Стройинвест" к выполнению работ со стороны МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, фактическое выполнение ООО "Стройинвест" части работ, предусмотренных муниципальным контрактом, до окончания срока подачи заявок, формальное участие ООО "АЛИОТ" в проведении электронном аукционе: "Благоустройство дворовых территорий жилых домов и общественных территорий по программе "Формирование современной городской среды" на территории муниципального образования город Новороссийск" (извещение N 0118300013317000886) с последующей передачей всех объемов работ ООО "Стройинвест" для выполнения,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) поступили заявления ООО "Вавилон", ООО "Верона" и Вервеина С.А. (эл./п. N 9334 от 26.09.2017; вх. N10406 от 03.10.2017; вх. N 10943 от 17.10.2017; вх. N 12090 от 13.11.2017;вх. N 12272 от 16.11.2017; вх. N 12357 от 20.11.2017;вх. N 12650 от 28.11.2017) на действия МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, ООО "Стройинвест" и ООО "Алиот" при проведении электронного аукциона: "Благоустройство дворовых территорий жилых домов и общественных территорий по программе "Формирование современной городской среды" на территории муниципального образования город Новороссийск" (извещение N 0118300013317000886) (далее - Аукцион).
Из указанных заявлений следует, что фактически исполнение контракта было начато до определения победителя аукциона, что свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.
Приказом от 26.12.2017 N 440 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N 552/2017 по признакам нарушения МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, ООО "АЛИОТ", ООО "Стройинвест" пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и назначено к рассмотрению на 13.02.2018 определением от 09.01.2018 исх. N 63/5. Определением от 13.02.2018 (исх. N 3469/5) рассмотрение дела отложено на 05.04.2018. Определением от 05.04.2018 (исх. N 8237/5) срок рассмотрения дела продлен до 09.10.2018, рассмотрение дела отложено на 10.05.2018 определение от 05.04.2018 (исх. N 8238/5). В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела N 552/2017, в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением Краснодарского УФАС России от 11.05.2018 исх. N 11782/5 рассмотрение дела отложено на 20.06.2018.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа их поведения, с учетом принципа разумности и обоснованности.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на Аукционе.
В ходе рассмотрения дела N 552/2017 Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Правоотношения в сфере обеспечения муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно документам и сведениям, представленным в составе заявлений, а также МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск по запросу Краснодарского УФАС России, установлено следующее.
Извещение о проведении Аукциона опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет" 24.08.2017. 30.08.2017, 01.09.2017, 02.09.2017, 05.09.2017 в извещение о проведении Аукциона и в аукционную документацию были внесены изменения. Извещением о проведении Аукциона (в редакции от 05.09.2017), дата и время окончания срока подачи заявок установлена на 22.09.2017 в 09:00.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 25.09.2017, поступила одна заявка (ООО "АЛИОТ"). ООО "АЛИОТ" признано победителем электронного аукциона. Контракт по итогам Аукциона заключен 06.10.2017.
В Краснодарское УФАС России представлены фотоснимки, подтверждающие, что по состоянию на 14.09.2017 (т.е. до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе) начато выполнение работ, являющихся объектом закупки (указанные фотоснимки имеются в материалах дела).
13.09.2017 на официальном сайте администрации муниципального образования город Новороссийск в сети "Интернет" опубликована новость "Открытие сквера 80-летия Краснодарского края" (http://admnvrsk.ru/o-gorode/novosti/glavnye-novosti/news-20170913124547- 66557/) подтверждающая, что работы по объекту "Сквер 80-летия Краснодарского края" выполнены до окончания срока подачи заявок.
В связи с изложенным, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск не могло не знать о выполнении части работ, предусмотренных Аукционом, до окончания срока подачи заявок.
Согласно информации, представленной в Краснодарское УФАС России ООО "Вавилон" и ООО "Верона", работы по объекту "Сквер 80-летия Краснодарского края" были выполнены ООО "Стройинвест". Кроме того, ООО "АЛИОТ" в Краснодарское УФАС России представлен договор подряда от 06.10.2017 N 06-10/17-НБ, заключенный с ООО "Стройинвест", в соответствии с которым ООО "Стройинвест" надлежит выполнить весь объем работ, предусмотренных муниципальным контрактом от 06.10.2017 N 0118300013317000886_132823, заключенным между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск и ООО "АЛИОТ".
Пунктом 2.1 договора подряда от 06.10.2017 N 06-10/17-НБ, заключенного между ООО "АЛИОТ" и ООО "Стройинвест", общая стоимость (цена) работ составляет 283 832 810,00 рублей, в том числе НДС 18%.
Пунктом 2.1 муниципального контракта от 06.10.2017 N 0118300013317000886_132823, заключенного между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск и ООО "АЛИОТ", общая стоимость (цена) работ составляет 283 832 810,00 рублей, в том числе НДС 18%.
При этом, ООО "АЛИОТ" в ходе проведения электронного аукциона понес финансовые издержки, в виде блокировки денежных средств в размере 14 191 640,50 рублей на период проведения Аукциона в качестве обеспечения заявки участника, а также денежных средств, уплаченных АО БАНК "МОСКВА-СИТИ" за получение от последнего банковской гарантии от 02.10.2017 N 4/0259 на сумму 56 766 562,00 рублей.
Указанные обстоятельства являются разумными и обоснованными только при наличии антиконкрентного соглашения между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, ООО "АЛИОТ", ООО "Стройинвест".
Довод МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск о том, что 29.08.2016 был заключен контракт N 219/08-16 на выполнение работ по устройству пешеходных дорожек и площадок в местах общего пользования на территории МО город Новороссийск 2-й этап не может быть принят Комиссией в связи с тем, что в рамках контракта от 29.08.2016 N 219/08-16 выполнению подлежали следующие работы: 1) установка бордюра; 2) установка поребрика; 3) устройство плиточного покрытия. При этом перечень работ, выполненных на объекте "Сквер 80-летия Краснодарского края" к моменту открытия не ограничивается работами по устройству пешеходных дорожек и площадок.
Письменные возражения сторон на заключение об обстоятельствах дела N 552/2017 в Краснодарское УФАС России не поступали.
В ходе заседания Комиссии представителем МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск высказана позиция о том, что скриншоты и фотографии не могут быть признаны доказательствами. Указанный довод представителя МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск противоречит понятию доказательств, закрепленному действующим законодательством. При этом, представитель МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск не возражал против наличия антиконкурентного соглашения между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, ООО "АЛИОТ", ООО "Стройинвест".
Совокупность вышеуказанных обстоятельств свидетельствует о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, ООО "АЛИОТ", ООО "Стройинвест".
На основании вышеизложенного, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, ООО "АЛИОТ", ООО "Стройинвест", выразившихся в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, предусматривающего, в том числе допуск ООО "Стройинвест" к выполнению работ со стороны МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, фактическое выполнение ООО "Стройинвест" части работ, предусмотренных муниципальным контрактом, до окончания срока подачи заявок, формальное участие ООО "АЛИОТ" в проведении электронном аукционе: "Благоустройство дворовых территорий жилых домов и общественных территорий по программе "Формирование современной городской среды" на территории муниципального образования город Новороссийск" (извещение N 0118300013317000886) с последующей передачей всех объемов работ ООО "Стройинвест" для выполнения, установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск (353900, г. Новороссийск, ул. Советов, д. 22; ИНН: 2315093806), ООО "Стройинвест" (344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, д. 37; ИНН: 6164016434) и ООО "АЛИОТ" (350000 Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 341;ИНН: 2311052407), выразившихся в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, предусматривающего, в том числе допуск ООО "Стройинвест" к выполнению работ со стороны МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, фактическое выполнение ООО "Стройинвест" части работ, предусмотренных муниципальным контрактом, до окончания срока подачи заявок, формальное участие ООО "АЛИОТ" в проведении электронном аукционе: "Благоустройство дворовых территорий жилых домов и общественных территорий по программе "Формирование современной городской среды" на территории муниципального образования город Новороссийск" (извещение N 0118300013317000886) с последующей передачей всех объемов работ ООО "Стройинвест" для выполнения, факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с тем, что МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск с победителем электронного аукциона ООО "АЛИОТ" заключен муниципальный контракт от 06.10.2017 N 0118300013317000886_132823, с учетом требований части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела N 552/2017 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии В.В. Оберемок
Члены комиссии О.А. Мурадян
Е.А. Богославский
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июня 2018 г. N 552/2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.06.2018