Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Курдюкова И.Н.,
с участием:
от заявителя - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
от организатора торгов - <_>. (доверенность N Д-01/113 от 17.10.2017 г.), <_> (доверенность N Д-01/93 от 28.08.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Фасмер" на действия организатора торгов - АО "Ярославльводоканал" (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384),
в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
08.06.2018 в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "Фасмер" (вх. N 9124) на действия организатора торгов - АО "Ярославльводоканал", при проведении открытого конкурса на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по "Реконструкции очистных сооружений канализации АО "Ярославльводоканал" (закупка N 31806444551).
Обжалуемые действия (бездействие) - осуществление заказчиком закупки с нарушениями требований Федерального закона "О закупках отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, установление в закупочной документации требований к составу заявок в части предоставления участниками в составе заявки копии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ РФ, в соответствии со статьей 17 Закона РФ от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" и п. 42 Указа президента РФ от 30.11.1995 N1203 "Об утверждении сведений, отнесенных к государственной тайне". Степень секретности - "Совершенно секретно".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Закупки допущено не было, представил письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а так же запрашиваемые документы и материалы.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг АО "Ярославльводоканал" (далее - Положение о закупках) утверждено решением Совета директоров ОАО "Ярославльводоканал" от 06.04.2017 и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО "Ярославльводоканал", устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Документация к открытому конкурсу на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации "Реконструкция очистных сооружений канализации АО "Ярославльводоканал" (закупка N 31806444551) утверждена и размещена на официальном сайте в сети Интернет 03.05.2018 г.
пункте 10.2.9 раздела 10 и разделе 11 конкурсной документации установлено требование наличия у участника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ по Ярославской области, степень секретности - "совершенно секретно".
На основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 "Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
В соответствии с установленными требованиями, ряд сведений об объектах водоснабжения г. Ярославля отнесены к категории "совершенно секретных", сведения об объектах водоотведения - к "секретным".
В соответствии с техническим заданием на проектирование, являющимся частью Конкурсной документации, предусматривается передача исполнителю в том числе следующих сведений: "Данные по существующему расходу сточных вод (количество хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод). Данные по увеличению количества сточных вод (при необходимости). Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Ярославль на перспективу до 2030 г." (п. 9 Приложения N 1 к Техническому заданию). Соответственно предусмотрена передача исполнителю договора всей схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Ярославль на перспективу до 2030 г., то есть информации как об объектах водоснабжения, так и об объектах водоотведения.
При этом включение в состав исходной документации для проектирования схемы водоснабжения и водоотведения г. Ярославля в полном объеме объективно необходимо исходя из состава предусмотренных техническим заданием работ. Исполнитель должен выполнить, в частности, следующие работы (п. 2.1 приложения N 1):
- Анализ статистики расходов сточных вод за последние пять лет;
- Описание обоснования реконструкции;
- Анализ качества поступающей сточной воды за последние пять лет;
- Определение возможного расположения и производительности очистных сооружений канализации
- Гидравлический расчет сетей канализации для разных вариантов расположения и производительности очистных сооружений канализации;
- Укрупненная стоимостная оценка реализации разных вариантов расположения и производительности очистных сооружений канализации;
- Обоснование выбора оптимальной структуры системы сбора и очистки сточных вод ОАО "Ярославльводоканал", определение оптимального количества и производительности очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков.
Таким образом, работы по проектированию предполагают в том числе анализ альтернативных вариантов размещения очистных сооружения (их отдельных объектов), что означает ознакомление подрядчика со схемой водоснабжения и документацией по объемам водоснабжения.
Тем же пунктом Технического задания предусмотрена возможность его корректировки с учетом данных инженерно-геодезических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий. Данные виды работ предусматривают осуществление планирования расположения и проектирования конструкции очистных сооружений с учётом прогнозного расхода сточных вод, что может быть осуществлено только с учётом наличия информации о расположении объектов водоснабжения (ВЗУ, очистные сооружения), количестве абонентов, в том числе потенциальных (подключённых к системам водоснабжения), примерном объёме воды, поступающей к абонентам по сетям водоснабжения.
В частности, сведения о нагрузке отдельных участков сетей водоотведения могут быть получены только путем анализа схемы водоснабжения. В свою очередь, для рассмотрения альтернативных вариантов территориального размещения сооружений необходимы сведения о нагрузках по канализационным коллекторам не только в месте примыкания к существующим сооружениям, но и в иных точках города.
Система водоснабжения и водоотведения городского округа Ярославль является единой системой и для целей проведения проектных работ по договору, планируемому к заключению по итогам конкурса, объекты водоснабжения и водоотведения должны быть рассмотрены в комплексе.
Согласно разъяснениям УФСБ по Ярославской области, необходимость наличия у исполнителя работ по разработке проектно-сметной документации для реконструкции очистных сооружений канализации АО "Ярославльводоканал" лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, зависит от необходимости ознакомления с секретными сведениями в ходе данных работ или полученных в результате их исполнения. Таким образом, АО "Ярославльводоканал" вправе требовать от исполнителя работ по разработке проектно-сметной документации для реконструкции очистных сооружений канализации лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений "совершенно секретно".
Таким образом, в действиях АО "Ярославльводоканал" по установлению в закупочной документации требования предоставления участниками в составе заявки копии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ РФ, в соответствии со статьей 17 Закона РФ от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" и п. 42 Указа президента РФ от 30.11.1995 N1203 "Об утверждении сведений, отнесенных к государственной тайне" со степенью секретности "совершенно секретно" не обнаружено признаков нарушения Закона о закупках, Положения о закупках при проведении открытого конкурса на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по "Реконструкции очистных сооружений канализации АО "Ярославльводоканал".
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фасмер" (вх. 9124 от 08.06.2018) на действия (бездействие) организатора торгов - АО "Ярославльводоканал" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 13.06.2018 N 6588/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии К.А. Савичева
И.Н. Курдюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 июня 2018 г. N 06-07/67-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.06.2018