Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ПАО "Электромеханика" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - АО "НПК "Химпроминжиниринг" (далее также - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение НИОКР по теме "Численное моделирование, расчетное проектирование и разработка комплекта РКД на головной образец Установки индукционного нагрева углеродных волокон УИН УВ проходного типа" (реестровый N 31806027475) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки ПАО "Электромеханика" от участия в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Заказчиком 05.02.2018 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии, оценочной стадии и подведению итогов Закупки от 13.02.2018 N 180118-0712-004-3 заявке Заявителя отказано в допуске к участию в Закупке на основании подпункта "г" пункта 8.3 Положения о закупках, а именно: из-за несоответствия технического предложения участника требованиям, указанным в подразделе 2.1 раздела 2 Технического задания Закупочной документации.
Комиссия, рассмотрев представленные на заседании сведения и материалы, установила следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Заказчиком в подразделе 2.1 раздела 2 Технического задания Закупочной документации установлена процедура в виде исследование процесса индукционного нагрева графитовых тиглей в продольном магнитном поле методом численного моделирования электромагнитного и температурного полей при индукционном высокотемпературном нагреве графита в программной среде UniversaL 3D или аналогах.
Комиссией установлено, что Заявителем по вышеуказанному подразделу Технического задания Закупочной документации в составе заявки (в технической части) предложено провести расчеты в иных программах: расчет электромагнитных полей в программе Femm, тепловой расчет в программе Solid Works Simulation. Эти программы, по мнению Заявителя, являются аналогами UniversaL 3D, что не противоречит условиям Технического задания Закупочной документации.
Вместе с тем из возражений Заказчика следует, что согласно экспертному заключению, решение поставленных НИОКР задач невозможно с использованием программного обеспечения, указанного в заявке Заявителя, данные программные обеспечения не являются аналогами UniversaL 3D, в связи с чем закупочной комиссией было принято решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке.
Комиссия находит данные действия Заказчика неправомерными ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Соблюдение вышеназванных принципов достигается, в том числе путем составления заказчиком документации, которая содержит в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в закупке, без возможности их множественного толкования.
Комиссия пришла к выводу, что объем сведений, включенный в состав Конкурсной документации, не позволяет однозначно определить аналогичность того или иного программного обеспечения, предлагаемого участниками Закупки.
В целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при рассмотрении предложенных участниками программного обеспечения, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к предлагаемым участниками аналогам программного обеспечения UniversaL 3D.
При таких обстоятельствах Комиссия не может признать отклонение заявки Заявителя по основанию несоответствия предлагаемого программного обеспечения требованиям подраздела 2.1 раздела 2 Закупочной документации правомерной.
В действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Одновременно Комиссия отмечает, что по итогам Закупки заключен договор от 02.03.2018 N KHPI-020318RD1.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "Электромеханика" (ИНН: 6914001400; ОГРН: 1026901848654) на действия АО "НПК "Химпроминжиниринг" (ИНН: 7706688991; ОГРН: 1087746570383) при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как по итогам Закупки заключен договор.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 марта 2018 г. N 1-00-388/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.06.2018