Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2018 года г. Псков
В полном объёме решение изготовлено 11 мая 2018 года
Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
- заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России.
Члены Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,
рассмотрев материалы дела N 01/21/18Р, возбужденного в отношении ИП, по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 года "О рекламе" при размещении рекламной конструкции, на фасаде жилого многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе был установлен факт размещения рекламной конструкции, на фасаде жилого многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков.
Согласно Акту осмотра на рекламной конструкции, расположенной, на фасаде магазина по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков, содержится следующая информация: "Белорусское разливное пенное" с изображением стеклянного бокала и стеклянной кружки наполненных жидкостью похожей на пиво.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (Далее - Закона о рекламе) реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама размещенная на рекламной конструкции, расположенной, на фасаде магазина по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков, с изображением стеклянного бокала и стеклянной кружки наполненных жидкостью похожей на пиво, следующая информация: "Белорусское разливное пенное", информирует о распространении в магазине алкогольной продукции - пива.
Лицом, осуществляющим деятельность по данному адресу является ИП ""
Определением N 443/АК от 08.02.2018 года Псковским УФАС России возбуждено дело N 01/21/18Р по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела N 01/21/18Р, пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Согласно статье 3 закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеназванная информация является рекламой, так как содержит признаки рекламы, установленные п. 1 ст.3 Федерального Закона о рекламе:
1. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе");
Объектом рекламирования рекламного баннера является пиво белорусского производства.
2. Информация, адресована неопределенному кругу лиц, поскольку расположена на фасаде многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков.
3. Информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - алкогольной продукции то есть пиву, реализуемой ИП, формирование и поддержание интереса к ней, продвижение ее на рынке.
Следовательно, информация на рекламной конструкции содержит квалифицирующие признаки рекламы, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к товару, а именно - алкогольной продукции.
Оценивая содержание конструкций на окнах многоквартирного дома, Комиссией принято во внимание, что пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 08.10.2012 N 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в данном случае для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.
Таким образом, информация на фасаде многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков: "Белорусское разливное пенное" с изображением стеклянного бокала и стеклянной кружки наполненных жидкостью похожей на пиво, явно вызывает у потребителя ассоциацию с алкогольной продукцией - пивом, а следовательно указывает как на место её реализации в магазине по указанному адресу.
Рассматриваемая реклама является рекламой алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", согласно которому, пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
Поскольку согласно части 3 статьи 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), а реклама размещенная на фасаде многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков не содержит такого предупреждения.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт размещения рекламы алкогольной продукции без указания предупреждения о вреде её чрезмерного потребления.
Выше указанная информация, размещена с использованием технических средств стабильного территориального размещения на фасаде жилого многоквартирного дома, то есть на конструктивных элементах здания, что является нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение требований, установленных за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе несёт рекламораспространитель, за нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе несёт рекламодатель (части 6,7 статьи 38 Закона о рекламе).
Согласно пояснениям ИП от 24.11.2017 г., им по адресу ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков осуществляется реализация напитков белорусского производства. Рассматриваемая рекламная конструкция изготовлена по его заказу (договор б/н от 02.10.2017 г.) и размещена им самостоятельно.
В соответствии с п.5 и п.7 ст.3 Закона рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ИП, как лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо осуществляющее распространение рекламы данной рекламы.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, осуществившего распространение рекламы - ИП.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.2 п.1 ст. 33, ч. 1 ст.36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП на фасаде многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков в виде рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения, без указания предупреждения о вреде её чрезмерного потребления, поскольку она размещена с нарушениями части 3 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21, Федерального закона от 13.03.2006 года N 38 "О рекламе".
2. Выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ___________
Члены Комиссии: ___________
___________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 4 мая 2018 г. N 01/21/18Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.06.2018