Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 мая 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: |
<_>, руководитель управления; |
Члены комиссии: |
<_>, заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует); <_>, ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы; <_>, ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы; |
кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,
в присутствии представителя ответчика - от Совета депутатов города Абакана <_> по доверенности N 05 от 29.12.2017, выданной по 31.12.2018,
заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя <_>,
слушателя - <_>,
рассмотрев дело N 1-А-18, возбужденное по признакам нарушения Советом депутатов города Абакана пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении в пункте 4 приложения к Порядку проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (утв. Решением Совета депутатов города Абакана от 22.12.2015 N 296) шкалы оценки и сопоставления заявок, применение которой организатором торгов на этапе оценки и сопоставления заявок может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) проводился мониторинг актов, принятых органами местного самоуправления, на предмет наличия/отсутствия нарушений антимонопольного законодательства.
Решением Совета депутатов г. Абакана от 22.12.2015 N 296 "Об организации перевозок пассажиров, осуществляемых городским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории города Абакана" (далее - Решение N 296) утверждены Положение об организации перевозок пассажиров, осуществляемых городским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории города Абакана и Порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В пункте 4 приложения к Порядку проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (утв. Решением Совета депутатов города Абакана от 22.12.2015 N 296) установлен критерий оценки и сопоставления заявок участников конкурса - количество дорожно-транспортных происшествий в расчете на среднее количество транспортных средств (ДТП/среднее количество ТС) (для участников договора простого товарищества количество баллов определяется как среднее арифметическое баллов всех участников договора простого товарищества)
Наименование и содержание критерия Количество баллов: "+" (баллы складываются), "-" (баллы вычитаются)
1/20 (и большее среднее количество ТС) -1
1/15 -3
1/10 -5
1/5 -7
1/1 -9
Кроме того, хозяйствующие субъекты, заявляющие от 2 до 4, от 6 до 9, от 11 до 14, от 16 до 19 транспортных средств, находятся в состоянии правовой неопределенности, в связи с отсутствием в шкале оценки приведенных случаев.
Предложенная Советом депутатов г. Абакана шкала для оценки вышеобозначенного критерия может привести к ограничению конкуренции, поскольку хозяйствующим субъектам, имеющим в пользовании большее количество транспортных средств при прочих равных условиях будет предоставлено преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, имеющими в пользовании меньшее количество транспортных средств.
Таким образом, в действиях Совета депутатов г. Абакана имеются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении в пункте 4 приложения к Порядку проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (утв. Решением Совета депутатов города Абакана от 22.12.2015 N 296) шкалы оценки и сопоставления заявок, применение которой организатором торгов на этапе оценки и сопоставления заявок может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В связи с чем, Хакасское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выдало Совету депутатов г. Абакана предупреждение о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для чего:
1. Привести положения Решения Совета депутатов г. Абакана от 22.12.2015 N 296 "Об организации перевозок пассажиров, осуществляемых городским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории города Абакана" в указанной части в соответствие с требованиями Закона о защите конкуренции.
Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 25 декабря 2017 года.
18.12.2017 (вх. N 9323) в адрес Хакасского УФАС России поступили письменные пояснения Совета депутатов г. Абакана о том, что антимонопольный орган не принял во внимание Апелляционное определение Верховного суда РФ от 28.11.2016 N 55-АПГ16-5 "Об отмене решения Верховного суда Республики Хакасия от 07.07.2016 в части и признании частично недействующими подпунктов 1, 3, 5 пункта 6.4, подпункта 2 пункта 8.3 Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденного решением Совета депутатов г. Абакана от 22.12.2015 N 296, а также подраздела 3.1 раздела 3, пунктов 3.2.1 - 3.2.5 подраздела 3.2 раздела 3 приложения к данному Порядку". В связи с чем, основания для выполнения выданного Хакасским УФАС России предупреждения отсутствуют.
Вместе с тем, в указанном Апелляционном определении Верховный суд РФ не анализировал предложенную Советом депутатов города Абакана шкалу для оценки спорного критерия - была дана оценка формулировке критерия, которая соответствует положениям Закона N 220-ФЗ.
В связи с чем, в отношении Совета депутатов г. Абакана было возбуждено дело N 1-А-18.
Определением о назначении дела N 1-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.01.2018 года рассмотрение дела назначено на 05.02.2018 года.
Определением об отложении рассмотрения дела N 1-А-18 от 05.02.2018 года рассмотрение дела было отложено на 01.03.2018 года.
Определением об отложении рассмотрения дела N 1-А-18 от 01.03.2018 года рассмотрение дела было отложено на 04.04.2018 года.
Определением об отложении рассмотрения дела N 1-А-18 от 04.04.2018 года рассмотрение дела было отложено на 24.05.2018 года.
На заседаниях комиссии представитель ответчика указала, что антимонопольный орган не принял во внимание Апелляционное определение Верховного суда РФ от 28.11.2016 N 55-АПГ16-5 "Об отмене решения Верховного суда Республики Хакасия от 07.07.2016 в части и признании частично недействующими подпунктов 1, 3, 5 пункта 6.4, подпункта 2 пункта 8.3 Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденного решением Совета депутатов г. Абакана от 22.12.2015 N 296, а также подраздела 3.1 раздела 3, пунктов 3.2.1 - 3.2.5 подраздела 3.2 раздела 3 приложения к данному Порядку".
Поскольку в указанном судебном акте давалась оценка разделу 4, в том числе установленным в шкале оценки баллов, и сделан вывод об отсутствии нарушения Закона о защите конкуренции, основания для исполнения предупреждения у Совета депутатов г. Абакана отсутствовали.
Запросов на дачу разъяснений от хозяйствующих субъектов по данному критерию не поступало. В рамках оценки регулирующего воздействия по спорному критерию возражений также не поступало.
Заинтересованное лицо - ИП <_> поддержала позицию Совета депутатов г. Абакана, а также сообщила следующее.
Дискриминационных условий хозяйствующим субъектам спорным критерием не создается. Кроме того, предусмотреть все случаи указания в заявке количества отчетных ДТП и ТС невозможно. Как показывает практика, хозяйствующие субъекты, имеющие хотя бы одно ДТП, не подают заявки для участия в конкурсе.
В решении Верховного Суда Республики Хакасия давалась оценка разделу 4, в том числе установленным в шкале оценки баллов на предмет соответствия Закону о защите конкуренции.
Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.
Решением Совета депутатов г. Абакана от 22.12.2015 N 296 "Об организации перевозок пассажиров, осуществляемых городским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории города Абакана" (далее - Решение N 296) утверждены Положение об организации перевозок пассажиров, осуществляемых городским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории города Абакана и Порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В пункте 4 приложения к Порядку проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (утв. Решением Совета депутатов города Абакана от 22.12.2015 N 296) установлен критерий оценки и сопоставления заявок участников конкурса - количество дорожно-транспортных происшествий в расчете на среднее количество транспортных средств (ДТП/среднее количество ТС) (для участников договора простого товарищества количество баллов определяется как среднее арифметическое баллов всех участников договора простого товарищества)
Наименование и содержание критерия Количество баллов: "+" (баллы складываются), "-" (баллы вычитаются)
1/20 (и большее среднее количество ТС) -1
1/15 -3
1/10 -5
1/5 -7
1/1 -9
Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определен порядок проведения открытого конкурса (далее Закон N 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
В соответствии с положениями пункта 3 части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям, в том числе по критерию количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса.
Следовательно, установление рассматриваемого критерия в конкурсной документации является обязательным. Форма предоставления такой информации законодателем не определена, устанавливается уполномоченным органом.
В понимании Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления - орган местного самоуправления, уполномоченный муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления.
На территории г. Абакана таким уполномоченным органом является Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана, которое при проведении конкурса руководствуется положениями Решения Совета депутатов г. Абакана от 22.12.2015 N 296 "Об организации перевозок пассажиров, осуществляемых городским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории города Абакана".
Конкурсная документация N 01-2018 на право получения Свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Абакане утверждена распоряжением Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана от 16.04.2018 N 41 (далее - конкурсная документация).
Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация размещены на официальном сайте организатора торгов: http://укхт.абакан.рф/perevozki/konkursyi.html.
По мнению Хакасского УФАС России, предложенная Советом депутатов г. Абакана шкала для оценки вышеобозначенного критерия может привести к ограничению конкуренции, поскольку хозяйствующим субъектам, имеющим в пользовании большее количество транспортных средств при прочих равных условиях будет предоставлено преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, имеющими в пользовании меньшее количество транспортных средств.
Кроме того, хозяйствующие субъекты, заявляющие от 2 до 4, от 6 до 9, от 11 до 14, от 16 до 19 транспортных средств, находятся в состоянии правовой неопределенности, в связи с отсутствием в шкале оценки приведенных случаев.
Исследовав материалы дела N 1-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об отсутствии в действиях Совета депутатов г. Абакана нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции на основании следующих доказательств.
Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8).
Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленную судебную практику, ответы хозяйствующих субъектов о возможном ограничении конкуренции установленной шкалой оценки по вышеназванному критерию, пришла к следующим выводам.
Положения пункта 4 приложения к Порядку проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденного Решением Совета депутатов города Абакана от 22.12.2015 N 296, соответствует положениям пункта 1 части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ.
Это также подтверждается апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2016 N 55-АПГ16-5.
Положения указанного пункта не противоречат антимонопольному законодательству, не препятствуют участию в конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, а являются одним из критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, таким же, как и все остальные, определенные частью 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ.
При таких обстоятельствах действия Совета депутатов г. Абакана не могут содержать признаки ограничения конкуренции.
Вместе с тем представляется целесообразным по критерию "количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан", произошедших по вине перевозчика, устанавливать диапазоны среднего количества транспортных средств, имевшихся в распоряжении перевозчика, например: "от 1 до 10; свыше 10 до 20; свыше 20".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета депутатов г. Абакана (ИНН 1901081550, ОГРН 1071901005186) в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ответчика.
Председатель комиссии |
|
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: |
(отсутствует) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 24 мая 2018 г. N 1-А-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.05.2018