Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "Альфа-Кар" от 08.06.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "Транснефть Надзор", организатора ПАО "Транснефть" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд обособленного подразделения "Хабаровское управление строительного контроля" (извещение N 31806491475) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Альфа-Кар" (далее - Заявитель) от 08.06.2018 б/н (вх. 93771/18 от 13.06.2018) на действия (бездействие) заказчика ООО "Транснефть Надзор" (далее - Заказчик), организатора ПАО "Транснефть" (далее - Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд обособленного подразделения "Хабаровское управление строительного контроля" (извещение N 31806491475) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО "Транснефть Надзор", утвержденным общим собранием участников ООО "Транснефть Надзор" от 25.04.2017 (протокол N 17) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
17.05.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Дата окончания подачи заявок - 24.05.2018;
Дата рассмотрения заявок - 15.06.2018;
Дата подведения итогов - 27.06.2018;
На участие в Запросе предложений подано - 2 заявки, допущена - 1 заявка.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Организатором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Организатором принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.
Представители Организатора с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик и Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Организатором принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 3.3 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 8.4.3 Положения о закупке установлено: "Конкурсная комиссия вправе отстранить участника закупки от дальнейшего участия в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора, в том числе в случае несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Документации установлено: "Водители автомобилей должны своевременно проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. В подтверждение соответствия установленному требованию участник закупки должен предоставить в составе заявки на участие в закупке копию договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. В случае наличия в штате организации-участника, субподрядчика (соисполнителя), медицинского работника, участник закупки должен предоставить в составе заявки диплом (свидетельство) о профессиональном образовании и копию приказа о назначении медицинского работника на должность".
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии ПАО "Транснефть" от 06.06.2018 N 0001-207-К-Y12-04925-2018/Д Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений на основании пункта 8.4.3 Положения о закупке в связи с непредставлением копии договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора представил материалы, заявки участников Запроса предложений и пояснил, что Заявителем в составе заявки на участие в закупке представлены: договор от 01.08.2017 N 41 с ООО "Диагностика", договор от 15.06.2017 с Сервый Н.В., договор от 08.08.2017 с ГБУЗ "КНД", от 01.08.2017 N 12 с ООО "Диагностика". При этом срок действия указанных договоров на момент окончания подачи и рассмотрения заявок истек, пролонгация таких договоров не предусмотрена. Также заявителем в составе заявки представлен договор от 02.08.2017 с ОАО "Хабаровская автобаза N 1", при этом указанная организация не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, в связи с чем заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Документации.
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного в Документации договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и медицинского работника, а также подтверждающих документов, указанных в подпункте 3 пункта 4 Документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такая специализированная организация и такой квалифицированных персонал могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагают дополнительные непредусмотренные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе предложений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование Документации о договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и медицинского работника, ограничивают количество участников закупки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, действия Организатора, отклонившего заявку Заявителя на участие в Запросе предложений, ввиду несоответствия неправомерным требованиям Документации нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно Жалобе Заявителя, предметом обжалования являются действия Организатора, выразившиеся в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
Пунктами 3 и 4 Документации установлено требование о подтверждении участниками закупки наличия основных строительных машин и механизмов, а также рабочего персонала:
Автомобиль легковой повышенной проходимости (Транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с.);
Автомобиль легковой повышенной проходимости (Транспортное средство с мощностью двигателя от 101 л.с. до 150 л.с.);
Автомобиль легковой повышенной проходимости (Транспортное средство с мощностью двигателя от 151 л.с. до 249 л.с.);
Водитель автомобиля;
Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.
Для подтверждения указанным требованиям Документации участникам Запроса предложений необходимо представить:
копии паспорта ТС, свидетельства о государственной регистрации ТС, копии договора аренды с копиями актов приема-передачи ТС/копии договора лизинга (в случае, если участник не является собственником транспортных средств;
выписку из трудовой книжки или штатного расписания/копию действующего трудового договора, копию действующего удостоверения, свидетельствующего о прохождении в установленном порядке аттестации на право занимать соответствующую должность, копию приказа о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
копии водительских удостоверений на каждого водителя.
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных в Документации транспортных средств и квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов, указанных в Документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такие транспортные средства и квалифицированный персонал могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагают дополнительные непредусмотренные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе предложений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Пунктом 25 Извещения установлено, что Заказчик, Организатор закупки вправе осуществить проверку всех участников закупки, с выездом в места их базирования, на предмет организационной и профессионально-технической готовности с оформлением соответствующих актов проверки до момента выбора победителя закупки.
Вместе с тем, возможность участия в закупке с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что может ограничить количество участников Запроса предложений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3.2 "Порядка оценки заявок на участие в закупке работ, услуг" Документации Заказчиком оценивается, в том числе надежность и репутация участников закупки. При этом согласно пункту 3.4 указанного раздела Документации значения коэффициента надежности рассчитываются в Листе оценки 2 на основе значений Листа оценки 2.5 к Документации.
Согласно Листу оценки N 2.5 к Документации Заказчиком оценивается:
Наличие неудовлетворенных претензионных требований от ПАО "Транснефть" и ОСТ;
Наличие вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник закупки выступал ответчиком перед ПАО "Транснефть" либо ОСТ.
При этом указано, что в случае наличия вышеуказанных претензий или судебных решений, участнику закупки присваивается отрицательное количество баллов, что влечет к уменьшению суммы баллов, полученных таким участником по иным критериям.
Вместе с тем, указанный порядок оценки не может быть применен в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий судебные разбирательства с иным хозяйствующим субъектом или претензии от иных заказчиков (например, ОАО "РЖД", ПАО "Газпром", ПАО "Ростелеком" и др.), будет оценен без применения вышеуказанной таблицы, что не позволяет Заказчику объективно выявить лучшее предложение среди участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Альфа-Кар" (ИНН: 2539097363, ОГРН: 1092539000938) от 08.06.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "Транснефть Надзор" (ИНН: 7715965306, ОГРН: 1137746470135), организатора ПАО "Транснефть" (ИНН: 7706061801, ОГРН: 1027700049486) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд обособленного подразделения "Хабаровское управление строительного контроля" (извещение N 31806491475) обоснованной.
Признать ПАО "Транснефть" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Признать ООО "Транснефть Надзор" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ПАО "Транснефть", ООО "Транснефть Надзор" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 20.06.2018 N 223-ФЗ-449/18.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 20.06.2018 N 223-ФЗ-449/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июня 2018 г. N 223-ФЗ-449/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.06.2018