Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Юнтел" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - АО "ОЭК" (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по демонтажу и монтажу осветительных приборов и распределительной сети архитектурно-художественной подсветки на период ремонта фасадов зданий между Бульварным и Садовым кольцом г. Москвы (реестровый N 31806333032, далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в установлении неправомерных требований в Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии
по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права
и законные интересы участника закупки в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном
и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок (вх. N 19008-ЭП/18 от 13.04.2018) и отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "ОЭК" (далее - Положение о закупках).
04.04.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок - 16.04.2018, дата рассмотрения заявок - 19.04.2018, дата подведения итого - 19.04.2018.
Исходя из текста жалобы, Заказчиком в составе Закупочной документации установлено неправомерное требование в части наличия допуска ФСО России у работников для организации производства работ на специальных трассах и специальных объектах, находящихся под охраной ФСО России.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок, удовлетворения потребностей заказчика в работах, товарах, услугах.
Согласно пунктам 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
Подпунктом 1.1.2 пункта 15 Информационной карты Закупочной документации, а также пунктом 20 Технического задания приложения N 1 к договору подряда (далее - Техническое задание) Заказчиком установлено требование к участникам, а именно наличие допуска Федеральной службы охраны России (далее - ФСО России) у работников организации для производства работ на специальных трассах и специальных объектах, находящихся под охраной ФСО России - не менее четырех человек, указанных в подпункте 1.1.1 пункта 15 Информационной карты Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 16 Информационной карты Закупочной документации в состав заявки участника должны входить документы, подтверждающие соответствие участника процедуры требованиям, указанным в пункте 15 Информационной карты Закупочной документации, в том числе список сотрудников, допущенных ФСО России, заверенный канцелярией ФСО России.
Далее также указано, что непредставление необходимых документов является риском участника Закупки, подавшего предложение и является основанием для
недопуска участника к процедуре Закупки.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии указал, что установление данного требования не предусмотрено Положением о закупках, так как в соответствии с Положением о закупках Заказчик может предъявлять к участникам Закупки лишь требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а именно
о наличии лицензии, в случае если данный вид деятельности по выполнению работ является лицензируемым, а также о членстве участника в СРО.
Комиссия отмечает, что Положение о закупке не должно обязательно учитывать специфику всех возможных работ, которые возможно Заказчику придется закупать.
Вместе с тем, пунктом 3 Технического задания определен объем работ и условный ориентир места выполнения работ, а именно, демонтаж и установка 706 осветительных приборов на территории ограничивающейся бульварным и Садовым кольцом г. Москвы.
Согласно пояснениям представителя Заказчика в зону проведения работ, являющихся предметом Закупки, включены в том числе объекты относящиеся к местам постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в городе Москве, и при производстве таких работ на данных объектах сотрудниками ФСО России запрашиваются документы для дальнейшего допуска для производства работ.
На сайте ФСО России установлен порядок предъявления к оформлению списков сотрудников, планируемых к привлечению для выполнения работ на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны и охраняемых объектах в г. Москве, разъяснены положения оформления документов для такого допуска со стороны ФСО России.
Комиссия отмечает, что сама по себе возможность установления такого требования в Закупочной документации не ставится под сомнение ввиду того, что объекты выполнения работ являются специальными трассами, что обуславливает иметь допуск ФСО России для для производства работ на них.
Вместе с тем установление данного требования именно к участнику является неправомерным ввиду фактической невозможности его исполнения по следующим причинам.
Согласно информации, размещенной на сайте ФСО России www.fso.gov.ru, установлен порядок к оформлению списков сотрудников, планируемых к привлечению для выполнения работ на специальных трассах, в соответствии с которым списки сотрудников направляются сопроводительным письмом в Комиссию ФСО России не позднее тридцати дней до начала выполнения работ. В сопроводительном письме указываются, какие работы будут проводиться, а также место и время их проведения.
Вместе с тем, участники не могут представить данный документ в составе заявки, так как период между датой начала подачи заявок - 04.04.2018 и окончания подачи заявок 16.04.2018 установлен менее тридцати дней, что делает невозможным представление его участниками, заранее не знавшими о его обязательном представлении.
Таким образом, Заказчиком установлен срок на подачу заявки, не учитывающий
то обстоятельство, что в данный срок невозможно получить вышеуказанный требуемый допуск.
Предоставление вышеуказанного документа на этапе подачи заявок
не представляется возможным ввиду регламентированного срока на его получение, превышающего срок подачи заявок.
С учетом вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 10 статьи 4 Закона о закупках и принимает решение о признании жалобы обоснованной.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Юнтел" (ОГРН: 1087746129745, ИНН: 7723646215) на действия АО "ОЭК" (ОГРН: 1057746394155, ИНН: 7720522853 ) при проведении Закупки необоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание
об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-748/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
24.04.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 24.04.2018
по делу N1-00-748/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО "ОЭК" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по демонтажу и монтажу осветительных приборов и распределительной сети архитектурно-художественной подсветки на период ремонта фасадов зданий между Бульварным и Садовым кольцом г. Москвы (реестровый
N 31806333032, далее - Закупка), а именно:
1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
2. Заказчику вернуть участникам закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
3. Заказчику внести изменения в Закупочной документацию с учетом решения Комиссии от 24.04.2018 по делу N1-00-748/77-18.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее семи дней с момента размещения информации
о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 24.04.2018 по делу N1-00-748/77-18.
6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 17.07.2018.
8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 24.07.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 апреля 2018 г. N 1-00-748/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.06.2018