Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08 июня 2018 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд Петровский (от улицы имени В.И. Ленина до площади Революции) в г.Липецке (реестровый номер 0346300040718000030) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 31.05.2018 поступила жалоба индивидуального предпринимателя <_> на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, своих представителей не направил.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
В своей жалобе заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, неправомерно установившим в аукционной документации требования к химическому составу и (или) компонентам материалов, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России от 01.06.2018 N212, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд Петровский (от улицы имени В.И. Ленина до площади Революции) в г.Липецке (реестровый номер 0346300040718000030) и извещение размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд Петровский (от улицы имени В.И. Ленина до площади Революции) в г.Липецке.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
А в силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы заявителя заказчиком в аукционной документации установлены требования к химическому составу и (или) компонентам материалов, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с п.9.5 информационной карты документации об электронном аукционе, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, в т.ч. требования к используемым в ходе работ оборудованию и материалам, установлены в техническом задании (раздела 11.Техническая часть документации об аукционе в электронной форме).
При этом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в техническом задании аукционной документации заказчиком установлены не только функциональные, технические и качественные характеристики материалов, используемых в ходе выполнения работ, но и требования к химическому составу и (или) компонентам материалов, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, в частности, по позициям:
-9.1 Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь: "ЩМА-20 на ПБВ согласно ГОСТ 31015-2002: - Пористость минеральной части, % от 15 до 19;
-Остаточная пористость, % от 1,5 до 4,5;- Предел прочности при сжатии, МПа, при температуре 50 °С, не менее 0,65;- Предел прочности при сжатии, МПа, при температуре 20 °С, не менее 2,2;- Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее 0,85;- Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения, не менее 0,93;- Сцепление при сдвиге при температуре 50 °С, МПа, не менее 0,18;
- Трещиностойкость - предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С, МПа не менее 2,5, не более 6,0;- Водонасыщение, % по объему образцов, отформованных из смесей от 1,0 до 4,0.",
-9.2 Битум БНД60/90: "по ГОСТ 22245-90: - Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25 °С - 61-90;- Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0 °С, не менее - 20;
- Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже - 47;- Растяжимость, см, не менее при 25 °С - 55;- Растяжимость, см, не менее при 0 °С - 3,5;- Температура хрупкости, °С, не выше - -15;- Температура вспышки, °С, не ниже - 230;
- Изменение температуры размягчения после прогрева °С не более - 5;- Индекс пенетрации - от -1,0 до +1,0.".
-9.5 Щебень: "известняковый согласно ГОСТ 8267-93: - Фракция - минимальное значение не менее 8 мм, максимальное не крупнее 25 мм;- Марка щебня по истираемости не ниже - И3;- Марка по морозостойкостьи, не ниже - F25
- Марка по дробимости щебня, не ниже - 400;- Содержание зерен слабых пород, % по массе не более - 10;- Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не более - 3;- Содержание глины в комках, % по массе, не более - 0,25;
- Потеря массы при распаде, %, не более - 7".
Таким образом, описание объекта закупки, в части установления заказчиком требований к химическому составу и (или) компонентов материалов, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, произведено в нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Более того, указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений.
Так, из анализа протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04.06.2018 N0346300040718000030-4 установлено, что на участие в рассматриваемой закупке поступила 1 заявка от участника закупки - ООО "Тамбовский асфальт", допущенного до участия в электронном аукционе и заявка которого была признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании вышеизложенного, жалоба заявителя признана обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлено нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, а в действиях аукционной комиссии заказчика установлено нарушение п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Как следует из приведенных положений Закона о контрактной системе требования к составу заявки - отдельная часть документации, а инструкция по ее заполнению является самостоятельной частью документации и призвана оказать помощь участникам при заполнении заявки, в частности, первой ее части, содержащей характеристики закупаемых товаров.
Как было установлено, максимальные и минимальные значения показателей закупаемых товаров содержатся в техническом задании документации об электронном аукционе.
Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что характеристики товаров, сопровождаются, в том числе, словами: "от" и "до", "от" или "до", союзов "и", "или", а также символов "запятая" или "точка с запятой" и т.д.
При этом, инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, в частности, следующее: "_.В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения._".
Исходя из инструкции по заполнению заявки, значения параметров товара, сопровождающихся словами "от" и "до", "от" или "до", не должны включать крайние значения параметров.
Вместе с тем, использование в значениях параметров товара союза "и" предполагает предоставление участниками закупки всех значений показателя товара.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что установленная заказчиком инструкция по заполнению заявки допускает двоякое толкование установленных в аукционной документации требований к характеристикам товаров (фактически изменяя значения, установленные в техническом задании), вводит участников закупки в заблуждение и, следовательно, является ненадлежащей и нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Как следует из положений части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Из анализа протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04.06.2018 N0346300040718000030-4, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что аукционной комиссией заказчика рассматривалась единственная заявка участника закупки (ООО "Тамбовский асфальт"), поданная на участие в электронном аукционе. По итогам рассмотрения данной заявки, аукционной комиссией заказчика принято решение о ее соответствии требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, проанализировав указанную заявку участника закупки (ООО "Тамбовский асфальт"), Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что она по позиции "Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ - 60)" содержит следующую информацию, не соответствующую требованиям аукционной документации: "- Температура вспышки, °С, не ниже - 230". При этом, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, слова: "не ниже" означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не менее указанного значения.
В связи с чем, данная заявка участника закупки не соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, аукционная комиссия заказчика, рассматривая первую часть единственной заявки участника закупки (ООО "Тамбовский асфальт"), неправомерно допустила ее к участию в электронном аукционе, чем нарушила п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административных правонарушений.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_> на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд Петровский (от улицы имени В.И. Ленина до площади Революции) в г.Липецке (реестровый номер 0346300040718000030) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В действиях аукционной комиссии заказчика установлено нарушение п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N160м/18
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
07 июня 2018 года г. Липецк
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя <_> и проведения внеплановой проверки по соблюдению Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании решения N160м/18 от 07.06.2018, в соответствии с ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии заказчика: муниципальное учреждение "Управление главного смотрителя г.Липецка" отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04.06.2018 N0346300040718000030-4, принятый в ходе осуществления закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд Петровский (от улицы имени В.И. Ленина до площади Революции) в г.Липецке (реестровый номер 0346300040718000030), в срок до 20.06.2018.
2. Заказчику: муниципальное учреждение "Управление главного смотрителя г.Липецка", в срок до 20.06.2018:
- внести изменения в документацию об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд Петровский (от улицы имени В.И. Ленина до площади Революции) в г.Липецке (реестровый номер 0346300040718000030) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Комиссии Липецкого УФАС России по делу N160м/18 от 07.06.2018,
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе,
- разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и электронной площадке информацию об отмене протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04.06.2018 N0346300040718000030-4, и о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.
3. Оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка", в срок до 20.06.2018:
- обеспечить техническую возможность отмены аукционной комиссией заказчика протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04.06.2018 N0346300040718000030-4;
- обеспечить продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд Петровский (от улицы имени В.И. Ленина до площади Революции) в г.Липецке (реестровый номер 0346300040718000030);
- разместить на электронной площадке информацию об отмене протокола, указанного в п.1 предписания и о новом сроке подачи заявок;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протокола, указанного в п.1 предписания;
- обеспечить участникам электронного аукциона, ранее подавшим свои заявки на участие в электронном аукционе, возможность отозвать их, либо внести соответствующие изменения и дополнения;
- обеспечить техническую возможность размещения заказчиком изменений в документацию об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд Петровский (от улицы имени В.И. Ленина до площади Революции) в г.Липецке (реестровый номер 0346300040718000030);
- совершить в пределах своих полномочий все действия, предусмотренные Законом о контрактной системе при исполнении предписания.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки, в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания, уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 7 июня 2018 г. N 160-м/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.06.2018