изготовлено в полном объеме "29" марта 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
"***" - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
Членов комиссии:
"***"- главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
"***" - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
При участии:
От заявителя:
- Министерство финансов Республики Саха (Якутия) явились, представитель по доверенности "***" (N"***" от "***" г.);
От ответчика:
- Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) явились, представитель по доверенности "***" (N "***" от "***" г.), "***" (N"***" от "***" г.),
От заинтересованного лица:
- Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок явились, представитель по доверенности "***" (N"***" от "*** г.),
- Открытое акционерное общество "Сайсары" не явились, извещены должным образом;
рассмотрев материалы дела N 02-13/17А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на действия Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия).
Протоколом заседания Постоянно действующей комиссии Министерства финансов Республики Саха (Якутия) N146 от 05.12.2016 г. установлено:
Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) 28.10.2016 г. в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении открытого конкурса с наименованием: "Оказание услуг по проведению республиканской агропромышленной ярмарки "Идэhэ-2016" (Извещение N 0116200007916009052), в том числе конкурсная документация, содержащая информационную карту, описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта, критерии оценки и образцы форм.
Дата и время начала подачи заявок: с 28.10.2016 г. 23:59 ч.
Дата и время окончания подачи заявок: 21.11.2016 г. 16:00 ч.
Начальная (максимальная) цена - 1 300 000, 00 руб.
Источник финансирования: Государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
Начало оказания услуг - с момента подписания государственного контракта.
Окончание оказания услуг - до 18.12.2016 года.
Перечень требуемых работ, услуг:
- организация ярмарочной части выставки-ярмарки "Идэhэ-2016";
- организация проведения торжественного открытия и закрытия выставки "Идэhэ-2016";
- организация проведения культурной и деловой программы выставки-ярмарки "Идэhэ-2016".
Время проведения мероприятий: 17-18.12.2016 г. с 10:00 до 18:00 ч.
Место проведения мероприятий: г. Якутск, ул. Лермонтова, 62, корп. 2.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) - описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе - в конкурсной документации не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заявитель указывает, что в ч. 2 "Описание объекта закупки" Конкурсной документации от 28.10.2016 г. установлено следующее:
- в пп. 1 п. 2 требования к месту проведения мероприятий, а именно: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 62, корп. 2;
- в пп. 3 п. 2 требования об организации мастер-классов в помещении ресторана "Сайсары" по приготовлению национальных мясных блюд.
На основании вышеизложенного, заявитель считает, что установленные вышеуказанные требования противоречат требованиям Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
По окончании сроков подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе Открытое акционерное общество "Сайсары".
Таким образом, Заявитель указывает, что действия заказчика Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) имеют признаки ограничения конкуренции, что противоречит ч. 1 ст. 17 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Приказом Якутского УФАС России от 01.03.2017 г. возбуждено дело N02-13/17А о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я).
01 марта 2017 г. Якутским УФАС России вынесено определение о назначении дела N02-13/17А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в связи с обнаружением признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ответчик - Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) не согласен с доводами заявителя и сообщает следующее:
Извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению республиканской агропромышленной ярмарки "Идэhэ-2016" опубликовано в Единой информационной системе 28.10.2016 г. По итогам конкурса была подана 1 заявка в соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 23.11.2016 г. для закупки N 0116200007916009052).
Проведение выставки-ярмарки изначально планировалось на территории Крестьянского рынка г. Якутска с 17 по 18 декабря 2016 г. (с 09:00 ч. до 18:00 ч.) по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 62, корп. 2.
При этом целями и задачами ярмарки были установлены:
- создание благоприятных условий для реализации сезонного вида товаров, сельскохозяйственной продукции местными товаропроизводителями и обеспечение жителей г. Якутска свежими продуктами по доступным ценам;
- оказание помощи в организации сбыта продукции крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств;
- удовлетворение спроса населения в свежей мясной и молочной продукции и других товаров;
- расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции;
- повышение конкурентоспособности местной сельскохозяйственной продукции;
- снижение стоимости реализуемых товаров вследствие организации продажи товаров напрямую (товаропроизводитель - потребитель).
Общие положения проведения ярмарок регулируется ст .11 Федерального закона от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и ограничения к ассортименту реализуемых на ярмарке товаров не предусмотрены.
П. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 г. N271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" закреплено понятие "сельскохозяйственный рынок - специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с Перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".
Перечень сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 г. N297.
В указанном Перечне указаны: рыба и прочая продукция рыбоводства, услуги, связанные с рыбоводством, мясо и мясо птицы, прочие продукты убоя, мясные пищевые продукты, включая продукты из мяса птицы, молоко и молочная продукция.
Также в соответствии с п. 2.6 "Порядка организации ярмарок на территории Республики Саха (Якутия) и продаже товаров на них", утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.07. 2010 г. N338 - Организатор ярмарки обязан при участии в ярмарке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан (в том числе граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством), осуществляющих продажу сельскохозяйственной продукции, обеспечить продажу указанной продукции на сельскохозяйственном рынке.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2006 г. N271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" - в случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что указанием места проведения ярмарки территория Крестьянского рынка: г. Якутск было основано на исполнении требований следующих нормативных правовых актов:
- Федерального закона от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
-Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.07.2010 г. N338 "Об утверждении порядка организации ярмарок на территории Республики Саха (Якутия) и продаже товаров на них";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 г. N297-ФЗ "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственной кооперативном рынке";
Соответственно Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) руководствовалось п. 2.6. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.07.2010 г. N338 "Об утверждении порядка организации ярмарок на территории Республики Саха (Якутия) и продаже товаров на них".
Заказчика указывает, что на республиканской агропромышленной выставке-ярмарке планировалось провести выставку и продажу именно сельскохозяйственной продукции (мясо, рыба и иная пищевая продукция и т.д.).
В связи с тем, что в городе Якутске единственным подпадающим под указанные требования установленными для организации продовольственной ярмарки сельскохозяйственным рынком в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона N271-ФЗ является Крестьянский рынок "Сайсары" в ветеринарной лабораторией, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 62, корп. 2.
Заказчика также отмечает, что в техническом задании конкурсной документации не предусматривается оплата (аренда) при проведении выставки на территории Крестьянского рынка, так как стопроцентным акционером указанного рынка является Государственное унитарное предприятие ФАПК "Туймаада".
По информации Заказчика - Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) по результатам открытого конкурса N 0116200007916009052 на оказание услуг государственный контракт с ОАО КР "Сайсары" не был заключен.
Таким образом, Заказчик считает доводы заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Для запроса дополнительных сведений и документов, Комиссия УФАС по РС (Я) Определением отложило дело.
Во исполнение вышеуказанного Определения - Ответчик направил дополнительное пояснение (исх. NИ-ПС-1664/09 от 22.03.2017 г.), где в поддежку своих доводов направил следующие документы для приобщения к материалам дела:
Положение о выставке-ярмарке "Идэhэ-2016", утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) от 21.10.2016 г. N696. Согласно указанному Положению - Организаторами являются Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) и организация выигравшая конкурс на проведение ярмарки. Кроме того, указанным Положением закреплены цели и задачи республиканской агропромышленной вытсав-ярмарки "Идэhэ-2016". При этом Положением не создаются дискриминационные условия при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектов или другими хозяйствующими субъектами.
Копия выписки из Единогоо государственного реестра юридических лиц от 21.03.2017 г., подтверждающая что учредителем ОАО "Сайсары" является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), то есть действия по предоставлению для проведения Республиканской выставки-ярмарки "Идэhэ-2016" на территории Крестьянского рынка на безвозмездной основе осуществляются исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия).
Копия размерешния на право организации розничного рынка от 02.04.2012 г. N03-Р подтверждающая, что территория и объект недвижимости ОАО "Сайсары" по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 62, корп. 2 является сельскохозяйственным рынком.
Свидетельство N67 от 19.12.2013 г. выданное Департаментом Ветеринарии Республики Саха (Якутия) удостоверяющая, что "Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы на Крестьянском рынке "Сайсары" г. Якутска" имеет необходимые условия для функционирования.
Договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями от 02.01.2015 г. подтверждающая, что "Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы на Крестьянском рынке "Сайсары" г. Якутска" располагается в здании рынка "Сайсары".
Копия Устава государственного учреждения Республики Саха (Якутия) "Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы на Крестьянском рынке "Сайсары" г. Якутска" подтверждающая правовой статус учреждения и виды деятельности указанной лаборатории.
Уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Госкомзакупок РС (Я)) по изложенным доводам поясняет следующее:
Согласно Порядку взаимодействия Уполномоченного органа и Заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчиков Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 г. N2425, Заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки к документации о закупке.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В Извещении о проведении открытого конкурса Заказчик указывает: информацию, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 42 Закона о контрактной системе - Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе - Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должен носить объективный характер.
В целях объективности описания объекта закупки, а также во исполнение требования ст. 33, 42, 4, 50 Закона о контрактной системе - заказчиком установлено конкретное место проведения ярмарки, данное помещение предоставляется безвозмездно, таким образом, права и интересы участников закупки не затронуты.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции - при проведении торгов, запроса предложений, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из положений данной статьи следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Федеральным законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований по месту оказания услуг, являющихся значимыми для заказчика, а также отсутствуют требования к заказчику обосновывать свои потребности при установлении данных требований.
При этом, основной задачей Закона о контрактной системе является обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Таким образом, уполномоченный орган считает, что доводы заявителя, не состоятельны.
Заинтересованное лицо - ОАО "Сайсары" в своем пояснении указывает следующее:
В части 2 "Описание объекта закупки" Конкурсной документации от 28.10.2016 г. было указано: - требование к месту проведения мероприятия, а именно: РС (Я), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 62, корп. 2.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе - "за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки".
На территории Республики Саха (Якутия) правовое регулирование деятельности по организации ярмарок осуществляется на основании Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.07.2010 г. N338 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Республики Саха (Якутия) и продажи товаров на них" (далее - Постановление РС (Я) N338).
Постановление Правительства РС (Я) N338 разработано в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2.6 Постановления Правительства РС (Я) N338 - Организатор ярмарки (победитель конкурса на "Оказание услуг по проведению республиканской агропромышленной ярмарки "Идэhэ-2016") обязан обеспечить продажу товаров согласно Перечню сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 г. N297.
На территории Республики Саха (Якутия) и в частности на территории г. Якутска имеется один сельскохозяйственный рынок "Сайсары", расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 62, корп. 2 и на котором осуществляется реализация товаров включенных в Перечень сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденному Постановлением Правительства РФ N297.
Дополнительно на территории сельскохозяйственного рынка "Сайсары", расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 62, корп. 2 имеется предусмотренная и оборудованная лаборатория, осуществляющая меры по защите населения от некачественного (опасного) товара.
По второму доводу заявителя, заинтересованное лицо поясняет, что приготовление национальных мясных блюд осуществляется из товаров, включенных в Перечень сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденному Постановлением Правительства N297.
ОАО КР "Сайсары" также поясняет, что Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) при определении такого места, исходило из требований действующего законодательства РФ и РС (Я) в соответствии с которыми - ярмарки, в том числе и республиканские агропромышленные ярмарки, могут проводиться лишь в тех местах, которые имеют статус сельскохозяйственного рынка (на территории Республики Саха (Якути) - имеет только ОАО "Сайсары"), в том числе указание места было определено и в целях защиты населения от некачественной продукции (товаров) ввиду наличия на территории сельскохозяйственного рынка - специализированной лаборатории.
На основании вышеизложенного, ОАО "Сайсары" считает, что указание ресторана "Сайсары", а также определенного адреса в конкурсной документации не может считаться ограничением количества участников открытого конкурса или ограничение допуска к участию в открытом конкурсе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и сведения, пришла к следующему заключению об обстоятельствах дела N02-13/17А о нарушении антимонопольного законодательства.
28 октября 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса
Дата и время начала подачи заявок: с 28.10.2016 г. 23:59 ч.
Дата и время окончания подачи заявок: 21.11.2016 г. 16:00 ч.
Начальная (максимальная) цена - 1 300 000, 00 руб.
Источник финансирования: Государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
Начало оказания услуг - с момента подписания государственного контракта.
Окончание оказания услуг - до 18.12.2016 года.
По итогам конкурса была подана 1 заявка в соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 23.11.2016 г. для закупки N 0116200007916009052.
Во 2 части аукционной документации - Описание объекта закупки: Организация ярмарочной части выставки-ярмарки "Идэьэ-2016" указано:
- Организация ярмарочной части выставки-ярмарки "Идэьэ-2016": Место и дата проведения ярмарки-выставки: Время проведения мероприятий: 17-18 декабря 2016 года с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м. Место проведения мероприятий: Республики Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова 62 корп.2;
- Организация проведения торжественного открытия и закрытия выставки-ярмарки "Идэьэ-2016": Время проведения мероприятий: 17-18 декабря 2016 года с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.Место проведения мероприятий: Республики Саха (Якутия), г. Якутск ул. Лермонтова 62 корп.2;
- Организация проведения культурной и деловой программы выставки-ярмарки "Идэьэ-2016": Время проведения мероприятий: 17-18 декабря 2016 г. с 10 ч.00 м. до 18 ч. 00 м. Место проведения мероприятий: Республики Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова 62 корп.2;
- Организация проведения культурной и деловой программы выставки-ярмарки "Идэьэ-2016": Организация мастер-классов в помещении ресторана "Сайсары" по приготовлению национальных мясных блюд.
Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев аукционную документацию, заявку участника закупки приходит к следующим выводам:
В рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы", утвержденной Указом Президент Республики Саха (Якутия) от 07.10.2011 г. N934, с целью содействия предприятиям и организациям агропромышленного комплекса в реализации продукции Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) N696 от 21.10.2016 г. "О проведении республиканской агпромыленной выставки-ярмарки "Идэhэ-2016" на территории Крестьянского рынка в г. Якутске 17-18 декабря 2016 года в рамках 50-летия Дня работников сельского хозяйства в Российской Федерации" утверждено Положение республиканской агропромышленной вытсавки-ярмарки "Идэhэ-2016" (далее - Положение).
Разделом I Положения указано, что выставка-ярмарка проводится в рамках 50-летия Дня работников сельского хозяйства в Российской Федерации" с 17-18 декабря 2016 года по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 62/2.
Организаторы выставки-ярмарки - Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) и организация выигравшая конкурс на оказание услуг по организации республиканской вытсавки-ярмакри "Идэhэ-2016".
Разделом II Положения установлены цели и задачи ярмарки:
- создание благоприятных условий для реализации сезонного вида товаров, сельскохозяйственной продукции местными товаропроизводителями и обеспечение жителей г. Якутска свежими продуктами по доступным ценам;
- оказание помощи в организации сбыта продукции крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств;
- удовлетворение спроса населения в свежей мясной и молочной продукции и других товаров;
- расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции;
- повышение конкурентоспособности местной сельскохозяйственной продукции;
- снижение стоимости реализуемых товаров вследствие организации продажи товаров напрямую (товаропроизводитель - потребитель).
Общие положения проведения ярмарок регулируется ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
П. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 г. N271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" закреплено понятие "сельскохозяйственный рынок - специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с Перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".
Также, у ОАО "Сайсары" имеется Разрешение на право организации розничного рынка от 02.04.2012 г. N03-Р, как имеющего статус сельскохозяйственного рынка.
Перечень сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 г. N297.
В указанном Перечне указаны: рыба и прочая продукция рыбоводства, услуги, связанные с рыбоводством, мясо и мясо птицы, прочие продукты убоя, мясные пищевые продукты, включая продукты из мяса птицы, молоко и молочная продукция.
На республиканской агропромышленной выставке-ярмарке планировалось провести выставку и продажу именно сельскохозяйственной продукции (мясо, рыба и иная пищевая продукция и т.д.).
Также в соответствии с п. 2.6 "Порядка организации ярмарок на территории Республики Саха (Якутия) и продаже товаров на них", утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.07. 2010 г. N338 - Организатор ярмарки обязан при участии в ярмарке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан (в том числе граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством), осуществляющих продажу сельскохозяйственной продукции, обеспечить продажу указанной продукции на сельскохозяйственном рынке.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2006 г. N271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" - в случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.
Договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями от 02.01.2015 г. заключенный между Открытым акционерным обществом "Сайсары" и Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Лаборатория ветеринарно-испытательной экспертизы на Крестьянском рынке "Сайсары" города Якутска" - предметом которого является предоставление в безвозмдное пользование нежилых помещений, расположенных на 1 этаже Крестьянского рынка "Сайсары" города Якутска, расположенного по адресу: г. Якутска, ул. Лермонтова, д. 62/2 для использования их по назначению.
Свидетельство Департамента ветеринарии Республики Сах (Якутия) от 19.12.2013 г. N67 об удостоверении, что ГБУ РС (Я) "ЛВСЭ на Крестьянском рынке "Сайсары" г. Якутска", находящегося по адресу: г. Якутска, ул. Лермонтова, д. 62/2, ИНН 1435145028 имеет все необходимые условия для достоверного проведения следующих видов исследований: химико-токсилогических, радиологических и ветеринарно-санитарной экспертизы.
Заказчика также отмечает, что в техническом задании конкурсной документации не предусматривается оплата (аренда) при проведении выставки на территории Крестьянского рынка, так как стопроцентным акционером указанного рынка является Государственное унитарное предприятие ФАПК "Туймаада".
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что в городе Якутске единственным подпадающим под указанные требования установленными для организации продовольственной ярмарки сельскохозяйственным рынком в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона N271-ФЗ является Крестьянский рынок "Сайсары" с ветеринарной лабораторией, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 62, корп. 2 Комиссия УФАС по РС (Я) приходит к выводу об обоснованности включения в Описание объекта закупки аукционной документации вышеуказанного адреса.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции - при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Также, Ответчик - Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) сообщил о том, что договор с ОАО "Сайсары" по итогам проведения электронного аукциона не заключен.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика - Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) при установлении вышеуказанного требования не противоречит и не нарушает ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при организации и проведении электронного аукциона с наименованием закупки: "оказание услуг по проведению республиканской агропромышленной ярмарки "Идэhэ-2016" (Извещение N 0116200007916009052 от 28.10.2016 г.).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела N02-13/17А, руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение делав отношении Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) при проведении открытого конкурса с наименованием: "Оказание услуг по проведению республиканской агропромышленной ярмарки "Идэhэ-2016" (Извещение N 0116200007916009052 от 28.10.2016 г.).
Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель Комиссии: ________________ "***"
Члены Комиссии: ________________ "***"
________________ "***"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 марта 2017 г. N 02-13/17А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.03.2017