Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующим выводам.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из приведенной нормы права следует, что, прежде всего, правом обжалования в антимонопольный орган действий организатора торгов наделены лица, подавшие заявки на участие в торгах.
Согласно части 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Жалобы на торги в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о защите конкуренции, дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Федеральный антимонопольный орган вправе рассматривать указанное дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что 13.10.2016 на сайте https://torgi.gov.ru организатором аукциона (министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области) размещено извещение N 131016/0673561/02 о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке "Ватагинский", расположенным в 0,5 км юго-западнее д. Ватагино Балахнинского района Нижегородской области.
В своей жалобе заявитель ссылается на то, что ООО "Гамма" необоснованно не допустили к участию в аукционе.
Согласно пункту 2 Приложения к Порядку и условиям проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке "Ватагинский", расположенным в 0,5 км юго-западнее д.Ватагино Балахнинского района Нижегородской области к заявке на участие в аукционе предъявляются следующие требования к сведениям о заявителе:
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения объявления о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения объявления о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов;
- справка налогового органа о задолженности (об отсутствии задолженности) по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;
- копия информационного письма территориального органа Федеральной службы государственной статистики по субъекту Российской Федерации об учете организации в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (далее - ЕГРПО);
- копии лицензий заявителя на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 6 указанного Приложения N2 к заявке должны быть приложены также сведения о кадровом составе заявителя и квалификации специалистов заявителя, а в случае отсутствия специалистов у заявителя - сведения о кадровом составе и квалификации специалистов сторонних организаций, привлекаемых заявителем в качестве подрядчиков, которые будут непосредственно осуществлять работы, связанные с намечаемым пользованием участком недр, с приложением копий трудовых договоров и дипломов квалифицированных специалистов или иных документов, подтверждающих квалификацию которые будут непосредственно осуществлять работы, связанные с намечаемым пользованием участком недр (специалисты, имеющие квалификацию горного инженера или право ответственного ведения горных работ на открытых разработках, геологи, маркшейдеры и др.) с приложением копий трудовых договоров и дипломов квалифицированных специалистов или иных документов, подтверждающих квалификацию специалистов.
22.11.2016 состоялось заседание аукционной комиссии по проведению Аукциона, на котором был осуществлен анализ поданных заявок на участие в Аукционе с целью финансовой и технической компетентности заявителя, а также соответствия поданных заявок утвержденному порядку и условиям проведения Аукциона.
В соответствии с п.3.18 Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N965, Минэкологии Нижегородской области в соответствии с возложенными на него задачами принимает решения о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определяет порядок и условия проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр местного значения.
Согласно ст. 13.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") приказом Минэкологии Нижегородской области от 07.08.2009 N434 утверждено Положение по подготовке условий и проведению аукционов на право пользования участками недр местного значения (далее - Положение). Данный приказ включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 01.09.2009 N01637-319-434.
В соответствии с п.2.3.1 Положения субъекты предпринимательской деятельности вправе подать заявку на участие в аукционе на право пользования недрами с прилагаемыми к ней документами (далее - заявка). К заявке на участие в аукционе на право пользования недрами и прилагаемым к ней документам предъявляются требования о содержании информации, предусмотренной п.п. 2.3.2.1 -2.3.2.10 Положения.
В составе заявки заявитель должен представить "сведения о кадровом составе заявителя и квалификации специалистов заявителя, а в случае отсутствия специалистов у заявителя - сведения о кадровом составе и квалификации специалистов сторонних организаций, привлекаемых заявителем в качестве подрядчиков, которые будут непосредственно осуществлять работы, связанные с намечаемым пользованием участком недр (специалисты, имеющие квалификацию горного инженера или право ответственного ведения горных работ на открытых разработках, геологи, маркшейдеры и др.), с приложением копий трудовых договоров и дипломов квалифицированных специалистов или иных документов, подтверждающих квалификацию специалистов" (п. 2.3.2.6 Положения).
Вышеуказанные требования отражены в п.6 Приложения N 2 Порядка и условий проведения Аукциона, утвержденных приказом Минэкологии Нижегородской области от 13.10.2016 N 2074.
В составе заявки ООО "Гамма" представлены сведения о заявителе, включая учредительные документы, сведения о наличии привлекаемой техники для добычи полезных ископаемых, договор о намерениях на выполнение геологоразведочных работ с ООО "НижегородГеолстром", с приложением документов, подтверждающих наличие оборудования и специалистов, имеющих специальность "инженер-геолог", справки ООО "Гамма" о невозможности представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний год, копия справки об открытии счета и отсутствии оборотов по расчетному счету, копия договора займа от 26.10.2016 с приложением акта приема-передачи денежных средств.
Иные документы, подтверждающие квалификацию специалистов, в том числе документы, подтверждающие наличие в кадровом составе специалистов, имеющих квалификацию горного инженера или право ответственного ведения горных работ на открытых разработках, маркшейдеров, заявителем не представлены.
Таким образом, ООО "Гамма" не представлены документы, подтверждающие наличие у заявителя достаточного кадрового состава и квалификации специалистов, которые непосредственно будут осуществлять работы, связанные с намечаемым использованием недр, а именно - маркшейдерские работы.
Кроме того, заявка ООО "Гамма" не содержит документов, свидетельствующих о наличии у подрядных организаций лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п.2.3.2.5 Положения).
В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О недрах" к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
При этом п.3 ч.2 ст.22 Закона РФ "О недрах" предусмотрена обязанность пользователя недр по обеспечению ведения геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами.
В соответствии с п.43 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство маркшейдерских работ относится к лицензируемым видам деятельности.
В соответствии с требованиями законодательства о недрах ООО "Гамма" не представлена копия подрядного договора со сторонней организацией, привлекаемой в качестве подрядчика, у которой имеется необходимое разрешение - лицензия на производство маркшейдерских работ.
Таким образом, аукционной комиссией принято объективное решение о признании заявки ООО "Гамма" не соответствующим объявленным порядку и условиям проведения Аукциона, в связи с чем, правомерно отказано в приеме заявки на участие в Аукционе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия организатора аукциона - Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке "Ватагинский", расположенным в 0,5 км юго-западнее д. Ватагино Балахнинского района Нижегородской области не противоречат антимонопольному законодательству.
Иных нарушений в действиях Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20) и Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Нижегородского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гамма" на действия Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке "Ватагинский", расположенным в 0,5 км юго-западнее д. Ватагино Балахнинского района Нижегородской области - необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель
комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 7 декабря 2016 г. N 2250-ФАС52-10/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.12.2016