Резолютивная часть решения оглашена "18" октября 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "01" ноября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: руководитель Управления - <_>; члены Комиссии: з<_>., в присутствии:
от ООО "Альбатрос" (заявитель) - <_> (доверенность N14 от 23.04.2013 года);
от Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту (ответчик)- <_>(доверенность Nб/н от 14.10.2013 года);
от ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" - представитель не явился;
от ГУП Республики Мордовия "Мордовавтотранс" - представитель не явился,
рассмотрев дело N290 по признакам нарушения Государственным комитетом Республики Мордовия по транспорту (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33/2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовская УФАС России) поступило заявление ООО "Альбатрос" (вх. N2547 от 26.07.2013 года) о нарушении Государственным комитетом Республики Мордовия по транспорту (далее - Госкомтранс РМ) антимонопольного законодательства. Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в нарушении Госкомтранс РМ порядка согласования открытия регулярного межсубъектного автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск".
Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон по делу N290, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Республики Мордовия N237 от 25.05.2009 года утверждено Положение о Государственном комитете Республики Мордовия по транспорту (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 главы 1 Положения Госкомтранс РМ является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в области автомобильного, городского наземного электрического, железнодорожного и авиационного транспорта (далее - транспорт), а также функции по управлению, межотраслевому регулированию и координацию деятельности организаций всех видов транспорта в Республике Мордовия.
Согласно пункту 8 главы 2 Положения Госкомтранс РМ в пределах своей компетенции осуществляет функции по организации пассажирских перевозок транспортом.
Согласно пункту 11 главы 2 Положения Госкомтранс РМ принимает меры по совершенствованию схемы развития маршрутной транспортной сети и повышению качества предоставляемых услуг.
Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 года N178 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать юридические и физические лица.
ООО "Альбатрос" осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (лицензия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта NАСС-21-011175 от 03.04.2009 года).
14 августа 2012 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики согласовало ООО "Альбатрос" открытие регулярного межсубъектного автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск" (исх. N20-21/374 от 14.08.2012 года), настоящее согласование действовало до 10.10.2012 года. Кроме того, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики было подготовлено письмо (исх. N20-21/375 от 14.08.2012 года) в адрес Госкомтранс РМ о согласовании открытия регулярного автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск".
28 августа 2012 года ООО "Альбатрос" обратилось с письмом (исх. N62 от 28.08.2012 года) в Госкомтранс РМ с приложением пакета документов, предусмотренных пунктами 6, 7 Порядка.
В соответствии с пунктом 6 Порядка для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает:
- схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);
- расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;
- размер платы за проезд и провоз багажа;
- график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
Согласно пункту 7 Правил для решения вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации рассматриваются следующие документы:
- заявка на открытие маршрута с указанием для юридического лица наименования, организационно-правовой формы, местонахождения, наименования банковского учреждения и номера расчетного счета, для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;
- копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- копия лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом;
- документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;
- документы, перечисленные в пункте 6 настоящего Порядка.
31 октября 2012 года Госкомтранс РМ направил ответ (исх. N04-03/1062 от 31.10.2012 года) ООО "Альбатрос", в котором указывал, что предложенный со стороны ООО "Альбатрос" вариант расписания движения автобусов ущемляет интересы других перевозчиков и снижает уровень пассажиропотока на существующих маршрутах, кроме того было предложено с целью решения вопроса об открытии указанного регулярного автобусного маршрута предварительно согласовать расписания движения автобусов с ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" г. Саранск.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Устава ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" (далее - Устав) главными целями деятельности Общества являются: обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в перевозках пассажиров автомобильным транспортом по пригородным, междугородным и международным автобусным маршрутам, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также получение прибыли.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 Устава основной задачей Общества является организация перевозки пассажиров, изучение пассажиропотоков, разработка и реализация предложений по развитию и совершенствованию сети автобусных перевозок.
09 ноября 2012 года ООО "Альбатрос" обратилось с письмом (исх. N75 от 07.11.2012 года) в ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" и направило проект расписания автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск". На сопроводительном письме имеется отметка ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" о получении от 09.11.2012 года.
13 ноября 2012 года ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" в своем письме (исх. N847 от 13.11.2012 года) предложило ООО "Альбатрос" откорректировать расписание движения автобусов с учетом времени отправления других перевозчиков.
03 декабря 2012 года ООО "Альбатрос" с учетом замечаний повторно обратилось в ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" (исх. N92 от 03.12.2012 года) с расписанием регулярного автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск".
09 января 2012 года ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" рекомендовало ООО "Альбатрос" откорректировать время отправления автобуса с учетом времени отправления других перевозчиков (исх. N3 от 09.01.2013 года). Аналогичное письмо было направлено ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" 27.02.2013 года (исх. N131 от 27.02.2013 года).
Таким образом, переписка ООО "Альбатроса" и ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" не привела к положительному результату, и спустя три месяца ООО "Альбатрос" письмом от 11.03.2013 года (исх. N18 от 11.03.2013 года) проинформировало Госкомтранс РМ о сложившейся ситуации и направило пакет документов для согласования открытия регулярного автобусного маршрута N754.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики неоднократно продлевало ООО "Альбатрос" согласование на открытие маршрута N754 "Алатырь - Саранск" (исх. N051/08-316 от 29.01.2013 года согласование было продлено до 27.04.2013 года, затем исх. N051/12-1720 от 24.05.2013 года продлено до 01.08.2013 года).
24 апреля 2013 года ООО "Альбатрос" повторно направило в Госкомтранс РМ пакет документов (исх. N39 от 24.04.2013 года) на открытие регулярного автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск". На сопроводительном письме имеется отметка Госкомтранс РМ о получении от 24.04.2013 года.
В своем заявлении (исх. N81 от 22.07.2013 года) ООО "Альбатрос" указало, что ответ на заявление N39 от 24.04.2013 года не был ими получен и 19.06.2013 года письмом N64 обратилось в Госкомтранс РМ с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения заявления N39 от 24.04.2013 года.
Согласно объяснениям Госкомтранс РМ (исх. N01-28/822 от 13.08.2013 года) ими было направлено письмо (исх. N04-03/681 от 26.06.2013 года) в адрес ООО "Альбатрос", в котором указывалось, что открытие регулярного межсубъектного автобусного маршрута возможно при согласовании расписания движения автобусов на маршруте с ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций". Вместе с тем, представителем ответчика не представлено доказательств, подтверждающих отправку указанного письма в адрес ООО "Альбатрос".
Пункт 8 Порядка устанавливает, что предварительные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при её положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.
Таким образом, Комиссией установлено, что заявления ООО "Альбатрос" (исх. N62 от 28.08.2012 года, N39 от 24.04.2013 года) не были рассмотрены Госкомтранс РМ в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации N178 от 14.08.2003 года, так как данный Порядок не предусматривает процедуру предварительного согласования проекта расписания движения автобусов с автовокзалами.
Согласно объяснениям Госкомтранс РМ (исх. N01-28/1007 от 11.10.2013 года) экспертизу представленных ООО "Альбатрос" документов при решении вопроса об открытии межсубъектного автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск" должна проводить ассоциация, союз, уполномоченный Российским автотранспортным союзом (далее - РАС), расположенный по месту регистрации инициатора (перевозчика) или по месту начального (конечного) пункта отправления (прибытия) автобуса. Госкомтранс РМ ссылается на письмо заместителя Министра транспорта Российской Федерации от 08.09.2003 года NАК-5/236-ис и Методические рекомендации по оформлению документов на открытие новых и переоформлению действующих автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, предназначенных для ассоциаций (союзов) - членов РАС от 16.10.2003 года (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с письмом заместителя Министра транспорта Российской Федерации от 08.09.2003 года NАК-5/236-ис вся техническая работа по оформлению документации на открытие новых и переоформлению действующих автобусных маршрутов, а также согласование ее с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена Минтрансом России на Российский автотранспортный союз (РАС) и уполномоченные им организации (ассоциации, союзы - члены РАС).
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций ассоциация (союз) - член РАС, расположенная по месту регистрации инициатора (перевозчика) или по месту начального (конечного) пункта отправления (прибытия) автобуса, регистрирует заявку и в 10-дневный срок проводит экспертизу представленных документов.
В соответствии с пунктом 2.2 Методических рекомендаций по завершении предварительной проверки материалы, указанные в пунктах 6, 7 Порядка с сопроводительным письмом ассоциацией направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которой начинается маршрут, для принятия им решения о возможности открытия (переоформления) маршрута.
Указанный довод Госкомтранс РМ Комиссией признается несостоятельным в связи с тем, что Методические рекомендации, на которые ссылается ответчик, не является нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер, поэтому порядок согласования регулярного автобусного маршрута N754 не должен в обязательном порядке соответствовать содержащимся в Методических рекомендациях требованиям. Кроме того, данные Методические рекомендации предназначены для ассоциаций (союзов) членов РАС. Чувашский автотранспортный союз является членом РАС с 2005 года. ООО "Альбатрос" представлена справка N14/13-50 от 15.10.2013 года, согласно которой ООО "Альбатрос" не является членом Чувашского автотранспортного союза. Таким образом, Методические рекомендации не распространяют свое действие на ООО "Альбатрос". Кроме того, Методические рекомендации в общем доступе отсутствуют и ООО "Альбатрос" не мог знать о Методических рекомендациях и получить их текст.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В своем заявлении ООО "Альбатрос" от 12.10.2013 года указало, что на 12.10.2013 года ответ от Госкомтранс РМ на заявление N39 от 24.04.2013 года ими не получен. Кроме того, представителем ответчика не представлено доказательств, подтверждающих отправку письма (исх. N04-03/681 от 26.06.2013 года) в адрес ООО "Альбатрос". Таким образом, Госкомтранс РМ существенно нарушен установленный частью 1 статьи 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 30-дневный срок рассмотрения письменного обращения ООО "Альбатрос".
Согласно части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органом или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещаются принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, Госкомтранс РМ более года (с 28.08.2012 по 12.10.2013 года) не согласовывает ООО "Альбатрос" открытие регулярного межсубъектного автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск", нарушает сроки рассмотрения заявлений, тем самым препятствует ООО "Альбатрос" в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке междугородних автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок.
Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать бездействие Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту, выразившееся в нарушении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N178 от 14.08.2003 года) при рассмотрении заявления ООО "Альбатрос" от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск", нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", не установлены.
3. Выдать Государственному комитету Республики Мордовия по транспорту предписание:
в срок до 18.11.2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в несоблюдении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N178 от 14.08.2003 года) при рассмотрении заявления ООО "Альбатрос" от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск", а именно:
рассмотреть заявление ООО "Альбатрос" от 24.04.2013 года об открытии межсубъектного регулярного автобусного маршрута N754 "Алатырь-Саранск", в соответствии с Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N178 от 14.08.2003 года).
4. Передать материалы дела N290 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 18 октября 2013 г. N 290
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.11.2013