Резолютивная часть объявлена 13 января 2014 года.
Текст решения в полном объеме изготовлен 23 января 2014 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Комитет) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в передаче автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение конкретному хозяйствующему субъекту, признакам нарушения Администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация) и муниципальным унитарным предприятием "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - МУП "Город", ИНН 1215001969, юр. адрес: ул. Гончарова, 1, А, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл) статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в субсидировании содержания автомобильных дорог общего пользования и выполнении работ по содержанию дорог без проведения процедур, предусмотренных законодательством о размещении заказов,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступило обращение Прокуратуры города Йошкар-Олы о даче заключения законности действий администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в части передачи автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию "Город".
По результатам рассмотрения указанного обращения, приказом от 26 июня 2013 года N145 Марийское УФАС России приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией Марийского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
Постановление мэра города Йошкар-Олы от 30 января 2007 года N 113 "О муниципальных автомобильных дорогах городского округа "Город Йошкар-Ола" утвержден перечень муниципальных автомобильных дорог городского округа "Город Йошкар-Ола".
Распоряжением от 31 марта 2009 года N187 "О приеме-передаче муниципального имущества" Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" из казны муниципального образования "Город Йошкар-Ола" передал в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию "Город" автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" в количестве 355 единиц (страницы 104-110, том 3).
N п/п |
Наименование автомобильной дороги (улицы, переулка) |
Проезжая часть |
|
Протяжен-ность, км |
Пло-щадь, м2 |
||
1 |
2 |
5 |
6 |
1 |
ул. Воинов Интернационалистов |
1,736 |
34720 |
1а |
ул. Воскресенский проспект |
0,700 |
10500 |
2 |
ул. Водопроводная |
3,387 |
30,483 |
3 |
проспект Гагарина |
1,000 |
9000 |
4 |
ул. Дружбы |
2,873 |
25857 |
5 |
ул. Красноармейская |
3,569 |
51750,5 |
6 |
ул. К. Маркса - Вознесенская |
4,181 |
58534 |
7 |
ул. Кирова |
1,494 |
24157,98 |
8 |
Кокшайский проезд |
2,586 |
25860 |
9 |
Ленинский проспект |
4,451 |
57863 |
10 |
ул. Лебедева |
1,289 |
11601 |
11 |
ул. Машиностроителей |
5,938 |
83132 |
12 |
ул. Мира |
4,535 |
42175,5 |
13 |
Оршанское шоссе |
0,102 |
765 |
14 |
ул. Панфилова |
1,191 |
15483 |
15 |
ул. Первомайская |
2,962 |
38506 |
16 |
ул. Петрова |
1,061 |
14,854 |
17 |
ул. Строителей |
6,992 |
69920 |
|
Итого |
50,047 |
559870,3 |
18 |
ул. Анникова |
0,505 |
3787,5 |
19 |
ул. Анциферова |
1,016 |
7112 |
20 |
ул. Баумана |
1,675 |
15075 |
21 |
ул. Вашская-Успенская |
0,825 |
9900 |
22 |
ул. Героев Сталинградской битвы |
1,661 |
13288 |
23 |
ул. Димитрова |
1,298 |
10384 |
24 |
ул. Крылова |
1,464 |
20496 |
25 |
ул. Й.Кырля |
2,266 |
28325 |
26 |
ул. К.Либкнехта |
3,150 |
56700 |
27 |
ул. Комсомольская |
2,893 |
28930 |
28 |
ул. 8 Марта |
0,600 |
2700 |
29 |
ул. Луначарского |
1,751 |
21012 |
30 |
ул. Сернурский тракт |
2,350 |
23500 |
31 |
ул. Советская |
4,174 |
39653 |
32 |
ул. Суворова |
2,163 |
30282 |
33 |
ул. Подольских курсантов |
0,870 |
7830 |
34 |
ул. Пролетарская |
1,557 |
14013 |
35 |
ул. Пушкина |
0,750 |
6750 |
36 |
ул. Репина |
0,325 |
2600 |
37 |
бульвар Победы |
0,750 |
7050 |
38 |
ул. Герцена |
0,124 |
1860 |
39 |
бульвар Чавайна |
1,620 |
13608 |
40 |
ул. Эшкинина |
2,045 |
19632 |
41 |
бульвар Ураева |
0,550 |
3850 |
|
Итого |
36,382 |
388337,5 |
42 |
ул. 222-го Артполка |
0,200 |
900 |
43 |
ул. Авиации |
0,760 |
4560 |
44 |
ул. Воскресенская набережная |
0,200 |
1200 |
44а |
ул. Анисимовская |
0,760 |
4560 |
45 |
ул. Арбана |
0,150 |
0,150 |
46 |
ул. Артема |
0,750 |
4125 |
47 |
ул. Архипова |
0,300 |
1260 |
48 |
ул. Логинова |
0,150 |
1050 |
49 |
ул. Белинского |
0,300 |
2100 |
50 |
ул. Березово |
0,347 |
1735 |
51 |
ул. Больничная |
1,204 |
9030 |
52 |
ул. Вавилова |
0,300 |
1950 |
53 |
ул. Васильева |
0,270 |
2970 |
54 |
ул. Ватутина |
0,447 |
38889 |
55 |
ул. Вишневая |
0,100 |
600 |
56 |
ул. Володарского |
0,431 |
3232,5 |
57 |
ул. Волкова |
2,150 |
19350 |
58 |
ул. Гастелло |
0,321 |
1765,5 |
59 |
ул. Глинки |
0,295 |
2360 |
60 |
ул. Гайдара |
0,750 |
3750 |
61 |
ул. Галавтеева |
0,125 |
562,5 |
62 |
ул. Голикова |
0,080 |
600 |
63 |
ул. Гоголя |
0,375 |
2625 |
64 |
ул. Гончарова |
0,610 |
3965 |
65 |
ул. Горького |
0,134 |
1005 |
66 |
ул. Грибоедова |
1,075 |
8062,5 |
67 |
ул. Данилина |
1,050 |
8400 |
68 |
бульвар Данилова |
0,710 |
4260 |
69 |
ул. Дачная |
0,160 |
720 |
70 |
ул. Деповская |
0,180 |
810 |
71 |
ул. Дзержинского |
0,630 |
3780 |
72 |
проезд Димитрова |
0,170 |
595 |
73 |
ул. Добролюбова |
0,850 |
7650 |
74 |
ул. Достоевского |
0,470 |
2115 |
75 |
ул. Дубинина |
0,250 |
1500 |
76 |
ул. Егорова |
0,060 |
450 |
77 |
ул. Маршала Жукова |
0,700 |
3850 |
78 |
ул. Жуковского |
0,150 |
825 |
79 |
ул. З.Космодемьянской |
0,450 |
2250 |
80 |
пер. Заводской |
0,216 |
1512 |
81 |
ул. Зарубина |
1,423 |
9961 |
82 |
ул. Звездная |
0,500 |
2000 |
83 |
ул. Зеленая |
0,956 |
3824 |
84 |
ул. Земнухова |
0,385 |
3850 |
85 |
ул. Калинина |
0,625 |
3750 |
86 |
ул. Караваева |
0,080 |
320 |
87 |
ул. Карамзина |
0,150 |
600 |
88 |
ул. Коммунальная |
0,800 |
4800 |
89 |
ул. Кремлёвская |
1,373 |
8238 |
90 |
ул. Конакова |
1,216 |
5472 |
91 |
ул. О.Кошевого |
0,700 |
4200 |
92 |
ул. Краснофлотская |
0,700 |
3150 |
93 |
ул. Яна Крастыня |
0,375 |
2812,5 |
94 |
ул. Кулибина |
0,060 |
360 |
95 |
ул. Куйбышева |
0,746 |
5222 |
96 |
ул. Кутрухина |
0,312 |
1872 |
1 |
2 |
5 |
6 |
97 |
ул. Лермонтова |
0,109 |
490,5 |
98 |
ул. Ленинградская |
2,740 |
19180 |
99 |
ул. Лобачевского |
0,519 |
4152 |
100 |
ул. Ломоносова |
0,712 |
4984 |
101 |
ул. Матросова |
0,685 |
4795 |
102 |
ул. Маяковского |
0,172 |
0,946 |
103 |
ул. Менделеева |
0,140 |
700 |
104 |
ул. Медицинская |
1,600 |
11200 |
105 |
ул. Мичурина |
0,275 |
1650 |
106 |
ул. Молодежная |
0,475 |
3087,5 |
107 |
ул. Морозова |
0,600 |
2400 |
108 |
ул. Мухина |
0,275 |
1650 |
109 |
ул. Мышино |
1,450 |
9425 |
110 |
ул. Набережная |
0,525 |
3150 |
111 |
ул. Нахимова |
0,288 |
1872 |
112 |
ул. Некрасова |
0,030 |
159 |
113 |
ул. Октябрьская |
0,700 |
4200 |
114 |
ул. 40 лет Октября |
0,540 |
3780 |
115 |
ул. Орая |
0,475 |
3325 |
116 |
ул. Осипенко |
1,145 |
9160 |
117 |
ул. Островского |
0,250 |
1750 |
118 |
Парковый проезд |
0,520 |
3640 |
119 |
ул. Павленко |
0,190 |
1520 |
120 |
ул. Палантая |
0,276 |
2484 |
121 |
ул. Павлова |
0,023 |
115 |
122 |
пер. Первомайский |
0,220 |
1320 |
123 |
ул. Песчаная |
0,420 |
2520 |
124 |
ул. Генерала Петропавловского |
0,050 |
225 |
125 |
ул. Пирогова |
0,700 |
3850 |
126 |
ул. Ползунова |
0,330 |
3300 |
127 |
пер. Пролетарский |
0,100 |
1000 |
128 |
ул. Профсоюзная |
0,450 |
3150 |
129 |
ул. Прохорова |
0,941 |
9410 |
130 |
ул. Пугачева |
0,120 |
960 |
131 |
ул. Радищева |
0,360 |
1620 |
132 |
ул. Степана Разина |
0,850 |
3825 |
133 |
ул. Речная |
0,825 |
7425 |
134 |
ул. Рябинина |
0,800 |
6000 |
135 |
ул. Садовая |
0,689 |
6201 |
136 |
ул. Свердлова |
1,976 |
13832 |
137 |
ул. Севастопольская |
0,400 |
2600 |
138 |
ул. Семенюка |
0,6 |
3600 |
139 |
ул. Серафимовича |
0,012 |
60 |
140 |
ул. Сернурская |
1,275 |
7650 |
141 |
ул. Серова |
1,278 |
9585 |
142 |
ул. Складская |
0,727 |
4362 |
143 |
пер. Советский |
0,015 |
67,5 |
144 |
ул. Соловьева |
1,499 |
11242,5 |
145 |
ул. Спортивная |
0,450 |
2700 |
146 |
ул. Тарханово |
0,800 |
4800 |
147 |
ул. Тельмана |
1,014 |
6084 |
148 |
ул. Л.Толстого |
1,303 |
10424 |
149 |
ул. Тимирязева |
0,750 |
4500 |
150 |
ул. О.Тихомировой |
0,575 |
3450 |
151 |
ул. Тургенева |
0,080 |
400 |
152 |
ул. Транспортная |
1,400 |
9800 |
153 |
ул. Труда |
0,825 |
7012,5 |
154 |
ул. Тукая |
0,150 |
1350 |
155 |
ул. Тюленина |
0,610 |
3233 |
156 |
ул. Фестивальная |
0,400 |
2800 |
157 |
ул. Фонвизина |
0,500 |
3000 |
158 |
ул. Халтурина |
0,250 |
2125 |
159 |
ул. Хасанова |
0,195 |
1950 |
160 |
ул. Целинная |
0,150 |
795 |
161 |
ул. К.Цеткин |
0,650 |
4875 |
162 |
ул. Чайковского |
0,270 |
2025 |
163 |
ул. Чапаева |
0,967 |
5608,6 |
164 |
ул. Черновка |
0,634 |
2853 |
165 |
ул. Чернышевского |
0,121 |
895,4 |
166 |
ул. Чернякова |
0,100 |
1200 |
167 |
ул. Черняховского |
0,200 |
1000 |
168 |
ул. Чехова |
1,018 |
7126 |
169 |
ул. Б.Чигашево |
1,330 |
8645 |
170 |
ул. Чкалова |
0,750 |
6000 |
171 |
ул. Шабдара |
0,140 |
630 |
172 |
ул. Мичмана Шаблатова |
0,080 |
560 |
173 |
ул. Шевцовой |
1,050 |
6090 |
174 |
ул. Шкетана |
0,120 |
420 |
175 |
ул. Щорса |
0,080 |
480 |
176 |
ул. Шевченко |
0,300 |
1500 |
177 |
ул. Школьная |
0,372 |
3348 |
178 |
ул. Шумелева |
0,450 |
3375 |
179 |
проезд Элеваторный |
0,650 |
5395 |
180 |
ул. Энгельса |
0,125 |
625 |
181 |
пер. Юности |
0,100 |
500 |
182 |
ул. Я.Эшпая |
2,436 |
15834 |
183 |
ул. Яналова |
0,430 |
3,225 |
|
Итого |
80,2 |
567442,3 |
184 |
пер. Авиации |
0,500 |
3500 |
185 |
ул. Аленкино |
0,225 |
1575 |
186 |
ул. Арматурная |
0,152 |
851,2 |
187 |
пер. Троицкий |
0,100 |
600 |
188 |
1-ый проезд Артема |
0,542 |
2439 |
189 |
2-ой проезд Артема |
0,090 |
405 |
190 |
пер. Брестский |
0,400 |
2400 |
191 |
проезд Брестский |
0,330 |
1650 |
192 |
пер. Витаминный |
0,605 |
3025 |
193 |
1-ый пр. Вишневый |
0,250 |
1375 |
194 |
2-ой пр. Вишневый |
0,250 |
1375 |
195 |
1-ый пр. Гайдара |
0,800 |
3200 |
196 |
2-ой пр. Гайдара |
0,800 |
3200 |
197 |
3-ий пр. Гайдара |
0,800 |
3200 |
198 |
4-ый пр. Гайдара |
0,800 |
3200 |
199 |
пер. Голикова |
0,180 |
1260 |
200 |
пер. Грибоедова |
0,270 |
1890 |
201 |
пер. Дачный |
0,160 |
720 |
202 |
ул. 2-ая Деповская |
0,800 |
7200 |
203 |
проезд Дзержинского |
0,130 |
650 |
204 |
1-ый пр. Добролюбова |
0,175 |
822,5 |
205 |
2-ой пр. Добролюбова |
0,270 |
1269 |
206 |
ул. Железнодорожная |
0,575 |
5175 |
207 |
пер. Жуковского |
0,090 |
450 |
208 |
1-ый пр. З.Космодемьянской |
0,200 |
900 |
209 |
2-ой пр. З.Космодемьянской |
0,180 |
810 |
210 |
3-ий пр. З.Космодемьянской |
0,160 |
720 |
211 |
пер. Заводской |
0,261 |
1566 |
212 |
ул. О.Ипая |
0,100 |
600 |
213 |
ул. Кольцова |
0,285 |
1710 |
214 |
проезд Какшан |
0,185 |
1202,5 |
215 |
пер. К.Либкнехта |
0,400 |
2000 |
216 |
1-ый пр. К.Либкнехта |
0,130 |
520 |
217 |
2-ой пр. К.Либкнехта |
0,130 |
520 |
218 |
3-ий пр. К.Либкнехта |
0,130 |
520 |
219 |
4-ый пр. К.Либкнехта |
0,130 |
520 |
220 |
ул. Кирпичная |
0,400 |
3000 |
221 |
1-ый пр. Кирпичный |
0,140 |
700 |
222 |
2-ой пр. Кирпичный |
0,140 |
700 |
223 |
ул. Кожино |
0,250 |
1250 |
224 |
1-ый пр. Коммунальный |
0,150 |
945 |
225 |
2-ой пр. Коммунальный |
0,150 |
945 |
226 |
пер. Комсомольский |
0,100 |
600 |
227 |
ул. Короленко |
0,060 |
300 |
228 |
ул. Корчагина |
0,300 |
1410 |
229 |
ул. Котовского |
2,504 |
13020,8 |
230 |
1-ый пр. Котовского |
0,100 |
600 |
231 |
1-ый пр. О.Кошевого |
0,185 |
1202,5 |
232 |
2-ой пр. О.Кошевого |
0,250 |
1625 |
233 |
ул. Красноармейская слобода |
0,550 |
6215 |
234 |
пер. Кулибина |
0,230 |
1725 |
235 |
ул. Кутузова |
0,254 |
1651 |
236 |
1-ый пр. Куйбышева |
0,130 |
585 |
237 |
2-ой пр. Куйбышева |
0,370 |
1,665 |
238 |
ул. Ладыгина |
0,376 |
1880 |
239 |
пер. Ладыгина |
0,250 |
1750 |
240 |
ул. Лазо |
0,150 |
675 |
241 |
ул. Лестранхоза |
0,070 |
700 |
242 |
ул. Луговая |
0,100 |
450 |
243 |
1-ый пер. Луговой |
0,200 |
1000 |
244 |
2-ой пер. Луговой |
0,500 |
2500 |
245 |
ул. Логинова |
0,085 |
637,5 |
246 |
ул. Р.Люксембург |
0,350 |
2100 |
247 |
пер. Р.Люксембург |
0,325 |
1950 |
248 |
ул. Малиновая |
0,277 |
1662 |
249 |
пер. 8 Марта |
0,050 |
225 |
250 |
пер. Машиностроителей |
0,200 |
1000 |
251 |
ул. Мендиарова |
0,090 |
540 |
252 |
пер. Молодежный |
0,040 |
280 |
253 |
ул. Московская |
0,129 |
1032 |
254 |
пер. Московский |
0,225 |
1125 |
255 |
ул. Мосолова |
0,463 |
2778 |
256 |
ул. Моторная |
0,425 |
1912,5 |
257 |
1-ый пр. Моторный |
0,210 |
735 |
258 |
пер. Некрасова |
0,150 |
900 |
259 |
ул. Никиткино |
0,275 |
2007,5 |
260 |
пер. Новый |
0,080 |
400 |
261 |
ул. Пархоменко |
0,400 |
2400 |
262 |
проезд 40 лет Октября |
0,150 |
675 |
263 |
1-ый пер. Песчаный |
0,150 |
900 |
264 |
2-ой пер. Песчаный |
0,185 |
1091,5 |
265 |
ул. Правды |
0,100 |
450 |
266 |
ул. Пржевальского |
0,225 |
1102,5 |
267 |
проезд Профсоюзный |
0,225 |
1350 |
268 |
пер. Пионерский |
0,018 |
126 |
269 |
1-ый пр. Речной |
0,100 |
600 |
270 |
2-ой пр. Речной |
0,150 |
900 |
271 |
ул. Архитектора Самсонова |
0,190 |
760 |
272 |
пер. Севастопольский |
0,050 |
450 |
273 |
ул. Северная |
0,030 |
195 |
274 |
пер. Северный |
0,125 |
812,5 |
275 |
ул. Седова |
0,017 |
136 |
276 |
пер. Серафимовича |
0,150 |
825 |
277 |
пер. Складской |
0,320 |
1600 |
278 |
ул. Сосновая |
0,209 |
1358,5 |
279 |
пер. Сосновый |
0,100 |
600 |
280 |
1-ый пр. Спортивный |
0,09 |
540 |
281 |
2-ой пр. Спортивный |
0,100 |
600 |
282 |
пер. Тельмана |
0,180 |
1170 |
283 |
пер. Л.Толстого |
0,150 |
750 |
284 |
1-ый пр. Транспортный |
0,100 |
500 |
285 |
2-ой пр. Транспортный |
0,100 |
500 |
286 |
3-ий пр. Транспортный |
0,100 |
500 |
287 |
4-ый пр. Транспортный |
0,100 |
500 |
288 |
пер. Трудовой |
0,825 |
3712,5 |
289 |
ул. ТынышаОсыпа |
0,070 |
385 |
290 |
пер. Ушакова |
0,070 |
490 |
291 |
проезд Ушакова |
0,050 |
300 |
292 |
ул. Фрунзе |
0,025 |
125 |
293 |
1-ый пр. Фрунзе |
0,150 |
900 |
294 |
2-ой пр. Фрунзе |
0,175 |
875 |
295 |
пер. Фестивальный |
0,090 |
360 |
296 |
1-ый пр. Фестивальный |
0,150 |
750 |
297 |
2-ой пр. Фестивальный |
0,175 |
875 |
298 |
ул. 2-ая Целинная |
0,200 |
900 |
299 |
ул. 3-я Целинная |
0,125 |
562,5 |
300 |
пер. Циолковского |
0,700 |
3500 |
301 |
проезд Циолковского |
0,125 |
625 |
302 |
1-ый пер.Чайкиной |
0,150 |
1050 |
303 |
2-ой пер. Чайкиной |
0,150 |
1050 |
304 |
3-й пер. Чайкиной |
0,350 |
2450 |
305 |
ул. М. Чигашево |
0,500 |
6000 |
306 |
ул. Чихайдарово |
0,650 |
3250 |
307 |
проезд Шабдара |
0,100 |
650 |
308 |
ул. Щусева |
0,750 |
6750 |
309 |
пер. Школьный |
0,500 |
4000 |
310 |
ул. Яблочкова |
0,100 |
650 |
311 |
пер. Яблочкова |
0,300 |
1500 |
312 |
ул. Янтемира |
0,060 |
300 |
|
Итого |
33,2 |
191137,7 |
|
с. Семеновка
|
|
|
313 |
ул. Интернатская |
0,635 |
|
314 |
ул. Коммунистическая |
0,438 |
5715 |
315 |
ул. Архипова |
0,409 |
2409 |
316 |
ул. Октябрьская |
0,354 |
2658,5 |
317 |
ул. Гагарина |
1,850 |
1770 |
318 |
ул. Кирпичная |
0,502 |
14800 |
319 |
ул. Чкалова |
0,408 |
3765 |
320 |
ул. Комсомольская |
0,453 |
3060 |
321 |
ул. Набережная |
0,900 |
2446,2 |
322 |
пер. Комсомольский |
0,460 |
4050 |
323 |
пер. Советский |
0,550 |
2760 |
324 |
ул. Пограничная |
0,200 |
2750 |
325 |
ул. Офицеров |
0,200 |
900 |
326 |
ул. Татьянина |
0,200 |
900 |
327 |
ул. Сиреневая |
0,200 |
900 |
328 |
ул. Дружбы |
0,200 |
900 |
329 |
ул. Восточная |
0,250 |
1200 |
330 |
ул. Красивая |
0,500 |
1125 |
331 |
ул. Луговая |
1,000 |
2250 |
332 |
ул. Березовая |
0,300 |
3500 |
333 |
ул. Чавайна |
0,200 |
1350 |
334 |
ул. Садовая |
2,100 |
1000 |
335 |
ул. Молодежная |
2,500 |
10500 |
336 |
ул. Чернышевского |
0,250 |
17500 |
337 |
ул. Авиации |
0,600 |
1500 |
338 |
ул. Л.Толстого |
0,600 |
3600 |
339 |
ул. Центральная |
0,650 |
3600 |
340 |
ул. Земляничная |
0,250 |
3705 |
341 |
Дорога по дер. Апшакбеляк |
0,600 |
1575 |
342 |
Дорога по дер. Акшубино |
1,200 |
3000 |
343 |
Дорога по дер. Игнатьево |
0,600 |
8400 |
344 |
Дорога по дер. Кельмаково |
0,670 |
3000 |
345 |
Дер. Савино, ул. Савино |
1,300 |
4020 |
346 |
Дер. Савино, ул. Школьная |
0,700 |
8450 |
347 |
Дер. Савино, ул. Первомайская |
0,300 |
5250 |
348 |
Дер. Савино, ул. Ключевая |
1,100 |
1650 |
349 |
Дорога по дер. Шоя-Кузнецово |
2,450 |
4620 |
350 |
Дер. Якимово, ул. Якимово |
2,200 |
14700 |
351 |
Дер. Якимово, выселок |
0,600 |
12100 |
352 |
Дер. Якимово, ул. Олимпийская |
0,500 |
3000 |
353 |
Дер. Якимово, ул. Совхозная |
0,300 |
3000 |
354 |
Дер. Якимово, ул. Фестивальная |
0,300 |
1500 |
355 |
Дер. Якимово, ул. Юности |
0,450 |
1500 |
|
Итого |
30,429 |
2250 |
|
|
|
178628,7 |
|
|
|
1885416,5 |
Согласно пункту 2.1 Положения
о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 20 апреля 2006 г. N 243-IV (далее - Положение), Комитет от имени городского округа "Город Йошкар-Ола" осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Положением Комитет передает объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления, сдает в аренду, отчуждает объекты муниципальной собственности, а также совершает с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с установленным порядком, передает муниципальное имущество муниципальным предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с части 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) муниципальные унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии ГК РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статья 294 ГК РФ).
МУП "Город действует на основании устава, утвержденного распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 28 февраля 2012 года N288 (далее - Устав).
В соответствии с пунктом 1.4 Устава предприятие является коммерческой организацией, наделено имуществом на праве хозяйственного ведения.
Предприятие находится в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (пункт 1.5 Устава).
Возможность передачи автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение унитарным предприятиям законодательством не предусмотрена, исходя из определенного им содержания права хозяйственного ведения на передаваемое собственником унитарному предприятию имущество, которое он должен использовать в соответствии с предметом и целями своей деятельности, извлекая из него прибыль.
Таким образом, автомобильные дороги, используемые по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не могут быть переданы на праве хозяйственного ведения унитарным предприятиям.
При этом, не могут быть приняты доводы Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", изложенные в письменных пояснениях (стр. 19, том 9), в которых комитет ссылается на часть 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которой муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Учитывая правовую природу указанного вещного права, объекты муниципальной собственности, предназначенные для пользования неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не могут быть предметом хозяйственного ведения унитарного предприятия.
Таким образом, необходимость использования автомобильных дорог общего пользования исключительно МУП "Город" невозможна.
При изложенных обстоятельствах положения части 4, статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не применимы, доводы Ответчика в этой части не состоятельны.
Вместе с тем, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Право хозяйственного ведения предполагает владение, пользование и распоряжение имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Материалами дела подтверждается, что МУП "Город" самостоятельно принимало решение о необходимости выполнения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования городского округа "Город Йошкар-Ола", также самостоятельно определяло виды, объемы, стоимость работ, а также подрядчиков их выполнявших.
Так, помимо самостоятельного выполнения работ, предприятием заключались договоры с ОАО "Медведевоагродорстрой", ОАО "Марийскавтодор", ОАО "Марий Эл Дорстрой" (Медведевское ДРСГУП), ООО "Дорожник".
Передача автомобильных дорог общего пользования городского округа "Город Йошкар-Ола" МУП "Город", не имеющему возможности использовать данное имущество, привела к возникновению у предприятия права на получение субсидии из бюджета для самостоятельного выполнения всего комплекса работ по содержанию дорог и отбора субподрядчиков, что представляет собой неэффективное расходование бюджетных средств в виде предоставления преференций конкретным лицам на неконкурентной основе.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, отсутствует нома, позволившая Комитету передать автомобильные дороги общего пользования хозяйствующему субъекту, вместе с тем, указанное распоряжение Комитета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Так, в бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденном решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 09.12.2008 N665-IV "О бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" по расходам "Содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства были предусмотрены субсидии в сумме 41 382,0 тыс. рублей, из них на содержание дорог тротуаров для МУП "Город" 25 107,0 тыс. рублей. За 2009 год через получателя бюджетных средств администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" субсидии выделены МУП "Город" направлены в полном объеме.
В бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденном решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 21.12.2009 N60-V "О бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" по расходам "Содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства были предусмотрены субсидии в сумме 115 086,3 тыс. рублей, из них на содержание дорог тротуаров для МУП "Город" 101 541,3 тыс. рублей. За 2010 год через получателя бюджетных средств администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" субсидии выделены МУП "Город" в полном объеме, из них средства резервного фонда Республики Марий Эл 11 000 тыс. рублей, дотации, поступившие из республиканского бюджета Республики Марий Эл 22 557 тыс. рублей, средства городского округа "Город Йошкар-Ола", включая резервный фонд мэра города Йошкар-Олы 67 983, 9 тыс. рублей.
В бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденном решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 09.12.2010 N207-V "О бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" по расходам "Содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства были предусмотрены субсидии в сумме 62 040,7 тыс. рублей, из них на содержание дорог тротуаров для МУП "Город" 55 000,0 тыс. рублей. За 2011 год через получателя бюджетных средств администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" субсидии для МУП "Город" направлены в полном объеме.
В бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденном решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 09.12.20011 N354-V "О бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" по расходам "Содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства были предусмотрены субсидии в сумме 103 198,0 тыс. рублей, из них на содержание дорог тротуаров для МУП "Город" 80 000,0 тыс. рублей. За 2012 год через получателя бюджетных средств через получателя бюджетных средств администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" субсидии для МУП "Город" направлены в полном объеме.
В бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола",утвержденном решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 19.12.2012 N521-V "О бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по расходам "Содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства были предусмотрены субсидии в сумме 65 344,0 тыс. рублей, из них на содержание дорог тротуаров для МУП "Город" 39 394,0 тыс. рублей. За январь - март 2013 года через получателя бюджетных средств администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" субсидии выделены МУП "Город" направлены средства в размере 30 480,0 тыс. рублей.
В период с апреля по декабрь 2013 года МУП "Город" перечислены субсидии на содержание дорог в размере 69 114,0 тыс. рублей.
Таким образом, в период с 2009 по 2013 годы администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" перечислено бюджетных средств в качестве субсидий на содержание дорог МУП "Город" 361 242, 3 тыс. рублей.
Денежные средства перечислялись администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" на основании расходных расписаний финансового управления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в качестве субсидии МУП "Город" на основании Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, оказывающим услуги по благоустройству, на компенсацию расходов по обслуживанию объектов внешнего благоустройства, расположенных на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного постановлением исполняющего обязанности мэра города "Йошкар-Олы" N1918 от 30.07.2008 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка, на получение субсидий в соответствии с настоящим Порядком имеют право юридические лица, оказывающие услуги по благоустройству, обслуживающие объекты внешнего благоустройства, расположенные на территории городского округа "Город Йошкар-Ола".
Критерием отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является наличие у юридического лица за отчетный период убытков от оказания услуг по обслуживанию объектов внешнего благоустройства, расположенных на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" (пункт 1.3 Порядка).
По итогам отчетного финансового периода юридическое лицо, претендующее на получение субсидий в соответствии с настоящим Порядком (далее - претендент), представляет в финансовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" следующие документы:
расчет убытков от оказания услуг по обслуживанию объектов внешнего благоустройства, расположенных на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", за отчетный месяц в свободной форме;
сведения о предъявленных счетах организации за выполненные работы и оказание услуг по обслуживанию объектов внешнего благоустройства города.
Финансовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" проверяет представленные претендентом документы и соответствие претендента критерию отбора, установленному п. 1.3 настоящего Порядка.
При положительном результате проверки представленных претендентом документов администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" формирует расходное расписание, в которое, в который включает сумму предоставляемой субсидии.
Субсидии перечисляются получателю бюджетных средств - администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - в пределах назначенных средств на текущий год в утвержденном бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола" на содержание объектов внешнего благоустройства города. Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" перечисляет субсидии юридическим лицам на основании расходных расписаний.
Субсидии не предоставляются претенденту в случае представления претендентом недостоверных сведений для расчета субсидий.
Субсидии подлежат возврату в случаях: представления претендентом недостоверных сведений для расчета субсидий.
МУП "Город" в соответствии с указанным порядком подавало заявки на финансирование убытков в финансовое управление.
При этом, заявки, подаваемые предприятием, представляют собой таблицу с указанием кода бюджетной классификации, размера денежных средств, предусмотренных в бюджете, объема профинансированных средств и, непосредственно сумму на финансирование (стр. 60-109, том 1). Таким образом, из заявок на финансирование не представляется возможным определить размер убытков, имеющихся у предприятия, фактический объем выполненных работ по содержанию дорог, в том числе путем обращения к подтверждающим документам.
Из пояснений представителя финансового управления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" следует, что на основании заявок МУП "Город" формировались расходные расписания, на основании которых Администрация ГО "Город Йошкар-Ола" перечисляла субсидии, факты предоставления недостоверных сведений МУП "Город" для расчета субсидий не выявлялись, кроме того сомневаться в достоверности представляемых МУП "Город" документов у управления не было оснований, в связи с тем, что они были подписаны уполномоченных лицами.
Из пояснений представителя МУП "Город" следует, что размер убытков определялся на основании договоров и актов выполненных работ, заключенных с сторонними организациями на выполнение работ по содержанию дорог общего пользования и расходов, понесенных МУП "Город" при выполнении работ собственными силами (также составлялись акты, которые подписывались администрацией ГО "Город Йошкар-Ола"). Решение о необходимости осуществления ремонтных работ и работ по содержанию дорог принималось МУП "Город" самостоятельно, с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и иными органами местного самоуправления не согласовывалось.
Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что выявление факта представления претендентом недостоверных сведений для расчета субсидий, исходя из заявок, представляемых предприятием в свободной форме с указанием суммы, необходимой к финансированию, не представляется возможным, поскольку, Порядок, утвержденный администрацией, не предусматривает предоставления соискателем субсидий документов, подтверждающих отраженные в заявке сведения, а также требований к процедуре проверки предоставляемых заявок.
Кроме того, исходя из обстоятельств дела, имеющихся материалов, а также пояснений лиц, участвующих в деле следует, что единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность получения таких субсидий было МУП "Город", что подтверждается следующими обстоятельствами.
МУП "Город", владело, пользовалось автомобильными дорогами городского округа "Город Йошкар-Ола", закрепленными за предприятием на праве хозяйственного ведения. Пользуясь своим правом, предприятие заключало договоры на выполнение работ по ремонту дорог общего пользования с подрядчиками, определенными МУП "Город" самостоятельно.
Такие подрядчики, привлекаемые предприятием, в силу договорных отношений и определенной в договоре стоимости работ по ремонту автомобильных дорог, не могли нести убытков от их выполнения.
Иные хозяйствующие субъекты, с которыми заключались муниципальные контракты на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), также не могли нести убытков от выполненных работ, поскольку в силу положений указанного закона, контракты заключались на основании результатов конкурентных процедур по цене, предложенной такими хозяйствующими субъектами, которые признаны победителями.
Вместе с тем, из переписки финансового управления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и МУП "Город", имеющейся в материалах дела (стр. 144-158, том 3) следует, что финансовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" сообщало МУП "Город" об объемах средств, предусмотренных в бюджете городского округа, и указывало, что денежные средства определены непосредственно для МУП "Город", кроме того, управление сообщало предприятию об изменении бюджетной росписи по расходам, определенным для предприятия.
Согласно пунктам 1, 6, 11 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 2 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").
К вопросам местного значения городского округа в соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 9 Устава
муниципального образования "Город Йошкар-Ола"
(принят решением городского Собрания муниципального образования "Город Йошкар-Ола" от 29 июня 2005 г. N 101-IV (в редакции решения городского Собрания муниципального образования "Город Йошкар-Ола" от 23 июня 2010 г. N 122-V) к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Йошкар-Ола" и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Йошкар-Ола", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов (часть 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации)
Аналогичная норма установлена в части 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (в ред. от 06.12.2011).
Из совокупности указанных норм следует, что поддержание в надлежащем состоянии автомобильных дорог общего пользования их ремонт и содержание является муниципальной нуждой.
То есть, такие работы, услуги для муниципальных нужд могли быть оказаны только путем размещения заказа в соответствии с Законом о размещении заказов, то есть посредством проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и заключения муниципального контракта (часть 2 статьи 10 Закона о размещении заказов).
Поскольку оказание услуг для муниципальных нужд по содержанию автомобильных дорог общего пользования должно осуществляться по правилам, предусмотренным Закона о размещении заказов, и финансирование таких затрат осуществляется из местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам торгов, передача МУП "Город" в хозяйственное ведение автомобильных дорог общего пользования и перечисление на основании закрепления за предприятием муниципального имущества субсидий на его содержание, ставит МУП "Город" в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, создает препятствия к выходу на товарный рынок по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Несоблюдение установленного порядка оказания услуг для муниципальных нужд и их финансирования нарушает нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как незаконно устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии с п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из анализа положений ч. 1, 2 ст. 50, ч. 1, 4 ст. 51 Закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", следует, что сами по себе органы местного самоуправления не могут предоставлять субсидии муниципальным унитарным предприятиям, а положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской не предусматривают возможности предоставления субсидий указанным предприятиям только потому, что за ними закреплено муниципальное имущество, поскольку в силу ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии предоставляются производителям товаров, работ, услуг.
Система финансирования дорожной деятельности в части расходования денежных средств для решения указанного вопроса местного значения путем субсидирования, согласно которой места общего пользования передаются в хозяйственное ведение унитарных предприятий, а данные предприятия, не имея возможности использовать данное имущество, получают субсидии из бюджета для самостоятельного выполнения всего комплекса работ по его содержанию, представляет собой неэффективное расходование денежных средств в виде предоставления преференций конкретным лицам на бесконкурсной основе.
Вместе с тем, поскольку выполняемые работы и оказываемые услуги носили возмездный характер, их финансирование не соответствует понятию субсидий, приведенному в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В качестве подтверждения выполненных работ и произведенных затрат МУП "Город" предъявляло акты выполненных работ, содержащие сведения об их стоимости, а также счета-фактуры, которые подписывались Администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола".
Все исследованные антимонопольным органом и перечисленные выше документы свидетельствуют о том, что со стороны Администрации выполнялся заказ на содержание автомобильных дорог общего пользования, а предприятие выполняло работу в соответствии с этим заказом и предъявляло их стоимость к оплате за счет субсидий, реализуя цель извлечения прибыли, установленную уставом МУП "Город".
В соответствии с Уставом МУП "Город" к целям деятельности предприятия относится, в том числе содержание в надлежащем технологическом и санитарном состоянии автомобильных дорог городского округа "Город Йошкар-Ола", текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, получение прибыли.
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке содержание, капитальный и текущий ремонт объектов благоустройства (в том числе, автомобильных дорог муниципального образования "Город Йошкар-Ола").
Как установлено ранее, содержание, капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог муниципального образования должны осуществлять по итогам конкурентных процедур размещения заказа.
Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
К признакам ограничения конкуренции в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Фактически при отсутствии договоров в письменной форме, между администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" и МУП "Город" усматривается наличие соглашения, представляющее собой удовлетворений муниципальных нужд конкретным хозяйствующим субъектом за счет бюджетных средств, перечисляемых МУП "Город" в форме субсидий в нарушение бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов.
Закон о защите конкуренции определяет соглашение как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Комиссия Марийского УФАС России полагает, что материалами дела подтверждается наличие соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, выразившегося в субсидировании содержания автомобильных дорог общего пользования и выполнении работ по содержанию дорог без проведения процедур, предусмотренных законодательством о размещении заказов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке содержания и ремонта автомобильных дорог на территории городского округа "Город Йошкар-Ола".
Доказательствами такого соглашения являются материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N02-11/22-13, в том числе акты выполненных работ по ремонту и содержанию автомобильных которого городского округа "Город Йошкар-Ола", подписываемые между Администрацией и МУП "Город".
Указанные акты являлись основанием для определения размера субсидий, подлежащих возмещению.
По существу антиконкурентное соглашение, установленное Комиссией Марийского УФАС России, представляет собой размещение муниципального заказа в обход процедур и требований, установленных Законом о размещении заказов.
В свою очередь Законодательство о размещении заказов, направлено на обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов).
Действия Администрации и МУП "Город" противоречат указанным целям Закона о размещении заказов.
Таким образом, антимонопольный орган находит доказанным нарушение Комитетом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также наличие между Администрацией и МУП "Город" соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции.
В целях устранения нарушения антимонопольного законодательства Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований и необходимости выдачи ответчикам предписаний.
Руководствуясь частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 25 мая 2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать в действиях ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в передаче автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение хозяйствующему субъекту.
Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" предписание об отмене распоряжения N187 от 31 марта 2009 года "О приеме-передаче имущества" и прекращении права хозяйственного ведения МУП "Город" на автомобильные дороги общего пользования городского округа "Город Йошкар-Ола".
Признать в действиях ответчиков администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и муниципального унитарного предприятия "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося заключении антиконкурентного соглашения, направленного на субсидирование содержания автомобильных дорог общего пользования и выполнении работ по содержанию дорог без проведения процедур, предусмотренных законодательством о размещении заказов.
Выдать администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" предписание о прекращении выделения субсидий на содержание автомобильных дорог городского округа "Город Йошкар-Ола" и осуществлении содержания дорог общего пользования с применением конкурентных процедур.
Выдать администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и МУП "Город" предписание о прекращении соглашения, направленного на субсидирование содержания автомобильных дорог общего пользования и выполнении работ по содержанию дорог без проведения конкурентных процедур, предусмотренных законодательством.
Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 13 января 2014 г. N 02-11/22-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.01.2014