Резолютивная часть решения оглашена 14 ноября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,
члены Комиссии:
ведущий специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
с участием представителей:
от заявителя - не явился, надлежащим образом извещен,
от ответчика, Администрация муниципального образования "Медведевское городское поселение",
от ответчика, ООО МУК "ЭксЖилФонд",
от ответчика, ООО МУК "Жилкомсервис" - не явились,
от заинтересованного лица, ООО "Чистый город",
рассмотрев дело N 03-28/03-2014, возбужденное в отношении администрации муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и администрации муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл, общества с ограниченной ответственностью Медведевская Управляющая Компания "ЭксЖилФонд", общества с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" по признакам нарушения пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
Б. обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл с заявлением о нарушении порядка вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево Республики Марий Эл.
Гражданин в заявлении указал, что общее собрание собственников жилых домов частного сектора поселка Медведево по вопросу организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в 2012 - 2013 годах не проводилось.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте заседания комиссии по месту жительства, на рассмотрение дела не явился. На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дело рассмотрено в его отсутствие по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Ответчик, администрация муниципального образования "Медведевское городское поселение" Республики Марий Эл (далее - Администрация МО "Медведевское городское поселение", администрация поселка, ответчик), в письменных пояснениях и при рассмотрении дела указал, что в действиях администрации отсутствует ограничение конкуренции на рынке сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево.
Администрация поселка отметила, что вывоз мусора с территории муниципального образования "Медведевское городское поселение" осуществляется ООО МУК "ЭксЖилФонд" и ООО МУК "Жилкомсервис". Граждане вправе самостоятельно осуществлять вывоз твердых бытовых отходов от своего жилого дома. Перечень лиц, которые могут оказывать услуги по вывозу твердых бытовых отходов, администрацией не устанавливался.
Поскольку жители частного сектора выносили твердые бытовые отходы на контейнерные площадки, расположенные вблизи многоквартирных домов по причине плотной жилищной застройки, органом местного самоуправления направлены информационные письма организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, о возможности заключения договоров на вывоз бытовых отходов и мусора жителями частного сектора п. Медведево.
В настоящее время с контейнерных площадок вывоз мусора осуществляется управляющими компаниями, обслуживающими многоквартирные дома.
Ответчик, общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания "ЭксЖилФонд" (ИНН 1207009065, ОГРН 1061218012371, далее - ООО МУК "ЭксЖилФонд"), при рассмотрении дела и в письменных пояснениях указал, что осуществляет деятельность по оказанию жилищно-коммунальных услуг, управлению, содержанию, текущему ремонту и обслуживанию многоквартирных домов.
Вывоз твердых бытовых отходов ООО МУК "ЭксЖилФонд" осуществляется на основании договоров: в 2012 году - с ООО "Чистый город плюс", в 2013 году - с ООО "Чистый город" (договор с ООО "Чистый город" заключен от имени ООО РЭК "ЭксЖилФонд"; между ООО МУК "ЭксЖилФонд" и ООО РЭК "ЭксЖилФонд" заключен договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов).
Администрацией муниципального образования "Медведевское городское поселение" ООО МУК "ЭксЖилФонд" направлено письмо от 11.03.2012 N 535 об организации на территории частного сектора вывоза твердых бытовых отходов и сбора денежных средств. Согласно названному письму услуга по вывозу твердых бытовых отходов жителям улиц Некрасова, Мира, Чавайна поселка Медведево должна оказывается в связи с тем, что контейнерные площадки у многоквартирных домов, обслуживаются ООО МУК "ЭксЖилФонд". С момента получения письма общество стало осуществлять вывоз мусора с территории частного сектора.
Также общество сообщило, что жители частного сектора вправе самостоятельно вывозить твердые бытовые отходы. Для этого они могут приобрести у специализированной организации талоны для утилизации (захоронения) отходов на объекте утилизации (мусоросортировочная станция, полигон) или напрямую заключить договор на вывоз твердых бытовых отходов со специализированной организацией. Однако до настоящего времени не один из жителей частного сектора не совершил указанных действий.
Поскольку жителями частного сектора не представлены документы о самостоятельном сборе и вывозе твердых бытовых отходов и не предусмотрен иной порядок вывоза мусора управляющая компания полагает, что граждане пользуются контейнерными площадками многоквартирных домов, которые расположены рядом с их частным домом, что является основанием для предъявления платы за оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов. Граждане, оплатившие квитанцию, считаются заключившими договор в письменной форме на основании гражданского законодательства. Жители частных домов не обращались с жалобами на некачественное оказание услуг.
Ответчик, общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" (ИНН 1207009065, ОГРН 1061218012371, далее - ООО МУК "Жилкомсервис"), при рассмотрении дела и в письменных пояснениях указал, что общество осуществляет деятельность по вывозу твердых бытовых отходов из частного жилого сектора поселка Медведево. Вывоз мусора производится специализированной организацией ООО "Чистый город" на основании заключенного договора. Данная услуга оказывается физическим лицам. Стоимость услуги формируется на основании калькуляции.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ООО "Чистый город").
По мнению ООО "Чистый город" деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево и Медведевского района осуществляют ООО "Чистый город плюс", ООО "МедведевоМонтажСтрой". Однако указанный вид деятельность вправе осуществлять иные организации и индивидуальные предприниматели, поскольку деятельность по транспортированию твердых бытовых отходов не подлежит лицензированию.
При этом ООО "Чистый город" выразило готовность на заключение договоров с жителями поселка Медведево при условии сбора твердых бытовых отходов в стандартные контейнеры объемом 0,75 кб.м. или 1,1 кб.м, расположенных на обустроенных контейнерных площадках.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
Решением Собрания депутатов муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл от 03.02.2012 N 125 утверждено Положение о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования "Медведевское городское поселение" (далее - Положение о вывозе отходов), которое устанавливает порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.2).
Месторасположение контейнеров коллективного пользования определяется администрацией муниципального образования "Медведевское городское поселение" с соблюдением санитарных и иных норм, установленных действующим законодательством. Контейнер коллективного пользования должен быть установлен на специальной контейнерной площадке (пункт 2.8 Положения о вывозе отходов).
В силу пункта 3.1 Положения о вывозе отходов администрация муниципального образования "Медведевское городское поселение" организует сбор и вывоз отходов и мусора.
29.02.2012 администрация муниципального образования "Медведевское городское поселение" направила письма ООО МУК "ЭксЖилФонд", ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО "Чистый город" о возможности заключения договора о вывозе бытовых отходов и мусора с жителями частного сектора поселка Медведево, а также указала, что граждане частного сектора выносят твердые бытовые отходы на контейнерные площадки, расположенные вблизи многоквартирных домов по причине плотной жилищной застройки (письма от 29.02.2012 N 492, 493, 494).
В ответ на письмо от 29.02.2012 N 493 ООО МУК "Жилкомсервис" сообщило администрации поселка, что письмо принято к рассмотрению, работа по заключению договоров будет проведена в ближайшее время.
ООО "Чистый город" в письме от 02.03.2012 N 25 пояснило, что не имеет технической возможности заключать договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов в связи с проведением процедуры банкротства.
11.03.2012 администрация муниципального образования "Медведевское городское поселение" Республики Марий Эл повторно направила письмо N 535 ООО МУК "ЭксЖилФонд", в котором просила обеспечить вывоз мусора и сбора денежных средств за сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с частного сектора улиц Медведево, Лермонтова, Школьная, Кирова, Строительная, Пушкина, Исупова, Советская, Суворова поселка Медведево. Территория вывоза мусора определена органом местного самоуправления исходя из того, что бытовой мусор с частного сектора выносится на контейнерные площадки, установленные у многоквартирных домов по ул. Медведево, Лермонтова, Полевая, Гагарина, которые обслуживаются ООО МУК "ЭксЖилФонд" по договору управления многоквартирным домом.
Постановлением администрации муниципального образования "Медведевское городское поселение" Республики Марий Эл от 28.12.2012 N 247 "О закреплении специальных мест для размещения контейнерных площадок" установлены места расположения контейнерных площадок: ул. Кооперативная, д. 5, ул. Советская, д. 8, 45, ул. Мира, д. 2, 6, 22, ул. Медведево, д. 5, 13, 52, 84, ул. Терешковой, д. 9, 12, ул. Комсомольская, д. 32, ул. Мосолова (мини-зоопарк), ул. Полевая, д. 5, 9-а, ул. Горького, д. 3, ул. Ленина, д. 16, ул. Коммунистическая, д. 22, ул. Медведево (около ИК-3), ул. Лермонтова, д. 8, ул. Ленина, д. 1-а, ул. Чехова, д. 1, 9, 15, ул. Чавайна, ул. Некрасова, ул. Исупова.
Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, изучив по-зиции лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении Администрацией муниципального образования "Медведевское городское поселение" части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от-ходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями статей 3, 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза быто-вых отходов и мусора.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Согласно частям 1, 2 статьи 13 указанного федерального закона территории муниципальных образования подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из вопросов местного значения, решаемым поселением в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пункту 18 статьи 6 Устава муниципального образования "Медведевское городское поселение" к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу статьи 32 Устава муниципального образования администрация является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно - распорядительные функции на территории поселения. К полномочиям администрации поселения могут быть отнесены иные вопросы, предусмотренные действующим законодательством и уставом.
В пункте 3.1 Положения о вывозе отходов предусмотрено, что администрация муниципального образования "Медведевское городское поселение" организует сбор и вывоз отходов и мусора.
Таким образом, администрация поселка является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами в пределах муниципального образования, в том числе с территории частного сектора.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной. Ее стоимость устанавливается организацией любой организационно-правовой формы, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с заказчиком.
Комиссией Марийского УФАС России установлено, что деятельность по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево осуществляют две организации: ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО МУК "ЭксЖилФонд", которые обслуживают многоквартирные жилые дома поселка Медведево.
Так, согласно пункту 2.2 Устава ООО МУК "ЭксЖилФонд" предметом деятельности общества являются управление эксплуатацией жилого фонда, оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном жилом доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным жилым домом, осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестр юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО МУК "ЭксЖилФонд" является управление эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1).
Также ООО МУК "Жилкомсервис" осуществляет функции управляющей организации по управлению жилым и нежилым фондом, организация технического обслуживания, содержания, текущего и капитального ремонта, а также надлежащего использования объектов жилищной сферы, организация надлежащего содержания территорий и другие виды деятельности (пункт 2 Устава ООО МУК "Жилкомсервис").
Основным видом экономической деятельности ООО МУК "Жилкомсервис" является управление эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестр юридических лиц.
Однако перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево, не может быть ограничен юридическими лицами, осуществляющими вывоз твердых бытовых отходов от многоквартирных домов, как фактически сложилось в муниципальном образовании "Медведевское городское поселение".
С целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по вывозу твердых бытовых отходов, антимонопольным органом направлены требования о предоставлении информации соответствующим хозяйствующим субъектам.
В ответ на запрос антимонопольного органа муниципальное унитарное предприятие "Город" в письме от 24.04.2014 N 304 сообщило, что имело возможность оказывать услуги по удалению и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл. Однако от администрации городского поселения не поступало соответствующих предложений, следовательно, общество не оказывало услуги по удалению и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора.
Также ООО "Чистый город" в письме от 06.03.2014 указало, что ООО "Чистый город" готово заключить договоры на вывоз твердых бытовых отходов с жителями поселка Медведево и Медведевского района при условии сбора отходов в стандартные контейнеры объемом 0,75 куб. м. или 1.1 куб. м., расположенных на обустроенных контейнерных площадках при наличии заключенных договоров на вывоз отходов.
Более того, услуги по вывозу и сбору твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево фактически оказывают иные хозяйствующие субъекты на основании договоров с ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО "ЭксЖилФонд", что свидетельствует о расширении состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.
Так, согласно договору от 01.10.2011 на оказание услуг по транспортированию отходов N 14, заключенному ООО "Чистый город плюс" (исполнитель) и ООО МУК "Жилкомсервис" (заказчик), исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по вывозу твердых бытовых отходов с контейнерных площадок по следующим адресам: ул. Кооперативная, д. 5, ул. Советская, д. 8, 9, 45, ул. Мира, д. 2, 6, 22, ул. Медведево, д. 5, 13, ул. Терешковой, д. 9, 12, ул. Комсомольская, 32, Логинова, д. 2 в соответствии с нормативами и нормами накопления, а заказчик обязуется принять и оплатить оказываемые услуги в соответствии с требованиями и условиями договора.
На 2013 год ООО МУК "Жилкомсервис" заключило договор с ООО "Чистый город" на оказание услуг по транспортированию отходов, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с контейнерных площадок, расположенных по адресам: п. Медведево, ул. Кооперативная, д. 5, ул. Советская, д. 8, 9, 45, ул. Мира, д.2, 6, 22, ул. Медведево, д. 5, 13, ул. Терешковой, д. 9, 12, ул. Комсомольская, 32, Логинова, д. 2, а заказчик обязуется принять и оплатить оказываемые услуги в соответствии с требованиями и условиями договора (договор от 28.12.2012 N 3). Дополнительными соглашениями к договору от 29.03.2013, 01.07.2013, от 01.10.2013 и от 01.11.2013 стороны изменяли график вывоза твердых бытовых отходов.
Также 01.01.2013 ООО МУК "ЭксЖилФонд" (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью Ремонтно-эксплуатирующая компания "ЭксЖилФонд" заключили договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, предметом которого является выполнение исполнителем за плату услуг, работ по осмотру, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов по следующим адресам: ул. Исупова, д. 18, ул. Чавайна, д. 3, 4, 6, 9, 10, 12, 14, ул. Медведево, д. 52, 84, 102, ул. Некрасова, д. 1, 3, 21, ул. Кооперативная, д. 13, ул. Чехова, д. 1, 4б, 9, 11, 15, 25, ул. Гагарина, д. 3, 5, 7, 11, 13 ул. Советская, д. 18, 24, 47, ул. Строительная, д. 8, 25, ул. Коммунистическая, д. 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 20, 22, 24, 28, ул. Ленина, д. 1, 1а, 3а, 4, 5, 6, 7, 7а, 9, 11, 16, 18 ул. Полевая, д. 1а, 3, 4, 5, 9а, 11, 11а, 17, 13, 13а, 19, ул. Горького, д. 2, 3, 4, 5, 6, ул. Пушкина, д. 26, ул. Лермонтова, д. 8, 10, Юбилейная, д. 5.
В свою очередь ООО РЭК "ЭксЖилФонд" заключен договор с ООО "Чистый город" от 28.12.2012 N 4 на оказание услуг по транспортированию отходов с контейнерных площадок поселка Медведево: ул. Полевая, д. 5, 9а, 13а, 13, ул. Горького, д. 3, ул. Ленина, 16, ул. Коммунистическая, 22 (баня), ул. Медведево (зона), ул. Лермонтова, д. 8, ул. Медведево, д. 52, 85, 91, ул. Ленина, д. 1а, ул. Чавайна, ул. Некрасова, ул. Юсопова, ул. Чехова, д. 1, 9, 15, 46.
Аналогичный договор ООО "Чистый город" и ООО РЭК "ЭксЖилФонд" заключен 31.05.2013.
Таким образом, на товарном рынке по вывозу твердых бытовых отходов действуют иные хозяйствующие субъекты, которые могут и имеют намерение осуществлять вывоз твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево.
Администрация МО "Медведевское городское поселение" не исследовала состав хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования "Медведевское городское поселение", а, напротив последовательно своими действиями определила две организации - ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО МУК "ЭксЖилФонд".
Органом местного самоуправления направлены письма от 29.02.2012 в адрес управляющих организаций, содержащих информацию о возможности заключения договоров с жителями частного сектора. Более того, в письме от 11.03.2012 N 535 администрация муниципального образования "Медведевское городское поселение" просит ООО МУК "ЭксЖилФонд" обеспечить сбор денежных средств и вывоз мусора с конкретных улиц частного сектора поселка Медведево.
Являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Администрация муниципального образования "Медведевское городское поселение" наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. В связи с указанным статусом любое сообщение или требование воспринимаются либо могут восприниматься как обязательные для исполнения указания.
ООО МУК "ЭксЖилФонд" и ООО МУК "Жилкомсервис" стали осуществлять деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора, а также предъявлять плату за оказанные услуги жителям частного сектора после получения указанных сообщений администрации поселка, что подтверждается, в частности: письменными пояснениями, договорами на вывоз твердых бытовых отходов, заключёнными с собственниками жилого дома, ведомостями по начислениям на вывоз твердых бытовых отходов с частного сектора п. Медведево.
Следовательно, письма администрации были восприняты хозяйствующими субъектами как обязательные для исполнения указания.
Иные хозяйствующие субъекты лишены возможности без соответствующих материальных и временных затрат осуществлять деятельность по вывозу отходов в том объеме и порядке, который предоставлен ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО ООО МУК "ЭксЖилФонд", поскольку другие места сбора мусора для жителей частного сектора, чем контейнерные площадки многоквартирных домов не установлены.
Таким образом, администрацией муниципального образования "Медведевское городское поселение" определены две организации по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселка Медведево. В результате названных действий ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО МУК "ЭксЖилФонд" получили возможность осуществлять деятельность на рассматриваемом товарном рынке с использованием контейнерных площадок в условиях ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок. Кроме того, письма органа местного самоуправления привели к установлению неравных условий участникам рынка по сбору твердых бытовых отходов, создали дополнительные административные барьеры для реализации вновь заключаемых договоров на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Действия администрации поселка привели к ограничению гражданских прав потенциальных участников товарного рынка по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора, устранению конкуренции в указанной сфере товарного рынка, лишили потребителей услуги по вывозу твердых бытовых отходов свободного выбора контрагента по договору.
На основании изложенного, администрация муниципального образования "Медведевского городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл нарушила часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления ограничения доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл, а также выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора.
Кроме того, администрация муниципального образования "Медведевское городское поселение", ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО МУК "ЭксЖилФонд" нарушили статью 16 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Для признания организации, осуществляющей функции органа местного самоуправления, и хозяйствующего субъекта нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из материалов дела следует, что органом местного самоуправления направлены письма в адрес ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО МУК "ЭксЖилФонд", которые приняты названными юридическими лицами к исполнению. Так, ООО МУК "Жилкомсервис" в ответ на письмо от 29.02.2012 N 493 сообщило администрации поселка, что письмо принято к рассмотрению, работа по заключению договоров будет проведена в ближайшее время. Также в письменных пояснениях ООО МУК "ЭксЖилФонд" подтвердило, что деятельность по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора общество стало осуществлять только после письма органа местного самоуправления.
В результате антиконкурентного соглашения между администрацией и управляющими компаниями рынок оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора разделен в зависимости от места расположения контейнерных площадок многоквартирных жилых домов, которые обслуживаются ООО МУК "ЭксЖилФонд" или ООО МУК "Жилкомсервис".
Из материалов дела следует, что на обслуживании ООО МУК "Жилкомсервис" находятся многоквартирные жилые дома, расположенные по следующим адресам: ул. Терешковой, д.1, 1а, 2, 3, 4, 4а, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 22, ул. Мира, д. 2, 4, 4а, 6, 8, 10, 14, 16, 18, ул. Советская, д. 8, 9, 45, ул. Кооперативная, д. 5, ул. Комсомольская, д. 32, 36, 38, ул. Медведево, д. 5, 13, ул. Шумелева, д. 7, ул. Лермонтова, д. 6, ул. Логинова, д. 2, ул. Пушкина, д. 22, ул. Коммунистическая, д. 26.
ООО МУК "Жилкомсервис" собирает и вывозит мусор от следующих частных жилых домов поселка Медведево: Комсомольская, д. 1, 3, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 24, 26, 26а; ул. Шумелева, д. 2, 3, 15, 17; ул. Мосолова, д. 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17; ул. Железнодорожная, д. 6, 10, 12а, 12б, 16, 18.
Для сбора мусора и твердых бытовых отходов частного сектора используются контейнерные площадки, установленные у многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО МУК "Жилкомсервис" по следующим адресам: ул. Советская, д. 8 (частные жилые дома по улицам Шумелева, Мосолова); ул. Советская, д. 9 (частные жилые дома по улице Железнодорожная); ул. Комсомольская, д. 32 (частные жилые дома по улице Комсомольская).
В свою очередь ООО МУК "ЭксЖилФонд" собирает и вывозит мусор от частных жилых домов поселка Медведево, расположенных по следующим адресам: п. Медведево, ул. Медведево, д. 18, 20, 22, 24, 26, 28, 35, 37, 37а, 39, 39а, 43, 45, 45а, 47, 49, 51, 53, 53а, 54, 55, 56, 57, 59, 60, 62, 64, 65, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79а, 79б, 80, 81, 82, 83, 85, 87, 88, 89, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 104, 106, 108, 110, 112, 114, 116, 118, 120, 122, 124, 126, 128, 130, 132, 132а, 134, 136, 136а; ул. Некрасова, д. 23; ул. Исупова, 3, 4, 6 - 16, 18, 20, 22; ул. Кирова, д. 3 - 8; ул. Лермонтова, д. 3, 5; ул. Пушкина, д. 3, 4, 5, 7, 21а, 21б, 23, 25; ул. Советская, д. 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; ул. Строительная, д. 5, 6, 7, 21; ул. Школьная, 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20.
ООО МУК "ЭксЖиилФонд" обслуживает более 80 многоквартирных домов на территории поселка Медведево, а именно: ул. Строительная, д. 8; ул. Полевая, д. 1а, 3, 5, 9а, 11, 11а, 13, 13а, 17, 19; ул. Гагарина, 3, 5, 7, 11, 13; ул. Горького, 3, 4, 5, 6; ул. Коммунистическая, д. 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 20, 22, 24, 28; ул. Ленина, д. 1, 1а, 3, 3а, 4, 7, 9, 11, 5, 6, 7а, 16, 18; ул. Медведево, д. 52, 84, 102; ул. Некрасова, д. 1, 3, 21; ул. Пушкина, д. 26; ул. Строительная, д. 25; ул. Чавайна, д. 2, 3, 4, 6, 9, 10, 12, 14, 27; ул. Чехова, д. 1, 4б, 9, 11, 15, 25; ул. Исупова, д. 18; ул. Кооперативная, д. 6, 8, 13; ул. Лермонтова, д. 8, 10; ул. Советская, д. 18, 24, 47, 49, ул. Юбилейная, д. 5, 10.
В соответствии со схемой расположения контейнерных площадок по пгт. Медведево, договорами на оказание услуг по транспортированию отходов контейнерные площадки, обслуживаемые ООО МУК "ЭксЖилФонд" расположены в поселке Медведево по адресам: ул. Полевая, д. 5, 9а, 13, 13а, ул. Горького, д. 3, ул. Ленина, д. 16, ул. Коммунистическая, д. 22, ул. Медведево (зона), ул. Лермонтова, д. 8, ул. Медведево, д. 52, ул. Ленина, д. 1а, ул. Медведево, д. 85, 91, ул. Чавайна, ул Некрасова, ул. Юсупова, ул. Чехова, д. 1, ул. Чехова, д. 9, 15, 46.
Для сбора мусора и твердых бытовых отходов жилых домов частного сектора используются контейнерные площадки многоквартирных домов, обслуживаемых ООО МУК "ЭксЖилФонд" по улицам Медведево, Лермонтова, Полевая, Гагарина, которые находятся рядом с частными жилыми домами.
Разделение рынка услуг по вывозу твердых бытовых отходов по территориальному признаку и распределение отдельных единиц за определенной организацией, оказывающей услуги по вывозу твердых бытовых отходов, создает необоснованное препятствие деятельности иным лицам, осуществляющим аналогичный вид деятельности, в том числе препятствие в виде доступа на рынок услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора поселения, что ограничивает выбор хозяйствующих субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Соглашение, достигнутое администрацией и обществами, носит антиконкурентный характер, поскольку привело к преимущественному положению конкретных хозяйствующих субъектов: ООО МУК "Жилкомсервис" и МУК "ЭксЖилФонд" при оказании услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора с территории частного сектора.
Также Комиссия Марийского УФАС России учитывает, что ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО МУК "ЭксЖилФонд" установлена различная стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для жителей частного сектора. Согласно приказу ООО "ЭксЖилФонд" "О начислении платы за сбор и вывоз ТБО" от 29.05.2012 и от 30.08.2012 N 124/13, а также расчетам стоимости сбора и вывоза твердых бытовых отходов по частному сектору по состоянию на 01 мая 2012 года размер платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов с одного человека составляет 25 рублей, а с 01.09.2013 - 35 рублей. Размер платы за транспортировку бытовых отходов ООО Мук "Жилкомсервис" на 2012 год составлял с одного человека 32 руб., на 2013 год 40 руб., что подтверждается себестоимостью услуг по транспортировке бытовых отходов на 2012 и 2013 годы. При наличии антиконкурентного соглашения, разделяющего товарный рынок по территориальному принципу, разный размер платы за аналогичные виды услуг ущемляет права граждан, проживающих в частных жилых домах поселка Медведево.
Ссылка ответчиков на общее собрание жителей п. Медведево, проведенное 25.12.2013 по вопросам организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и выбора организации по сбору и вывозу отходов, которое распределило территорию частного сектора между ООО МУК "ЭксЖилдФонд" и ООО МУК "Жилкомсервис", является несостоятельной, поскольку собрание проведено после нарушения органом местного самоуправления, указанными организаций статей 15 и 16 Закона о защите конкуренции, а также после обращения заявителя в антимонопольный орган и принятия уполномоченным органом мер реагирования.
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства приходит к итоговому выводу о наличии в действиях администрации поселка, ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО МУК "ЭксЖилФонд" нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в действиях Администрации - нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения материалов дела Комиссия Марийского УФАС России, учитывая отсутствие доказательств прекращения органом местного самоуправления, ООО МУК "Жилкомсервис" и ООО МУК "Эксжилфонд" нарушений антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции, считает необходимым выдать администрации муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл и обществам обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях администрации муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в ограничении доступа хозяйствующих субъектов и выбора хозяйствующего субъекта, которые предоставляют услуги по собору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования "Медведевское городское поселение".
2. Признать в действиях администрации муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл, общества с ограниченной ответственностью Медведевская Управляющая Компания "ЭксЖилФонд", общества с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" факт нарушения пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в разделе товарного рынка услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора муниципального образования "Медведевское городское поселение" по территориальному принципу.
3. Выдать администрации муниципального образования "Медведевское городское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл, обществу с ограниченной ответственностью Медведевская Управляющая Компания "ЭксЖилФонд", обществу с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" обязательные для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 14 ноября 2014 г. N 03-28/03-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.11.2014