Резолютивная часть решения оглашена "23" января 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "05" февраля 2015 года.
Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
(...)
Члены Комиссии:
(...)
рассмотрев материалы дела N37-К-05-14 по признакам нарушения нарушения Администрацией муниципального образования "Лиманский район" (416410, Астраханская область, Лиманский район, р.п. Лиман, ул. Героев, 115) (далее - Администрация МО "Лиманский район") ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя Администрации МО "Лиманский район" (...) (доверенность N01-15.9-3426 от 11.11.2014), в отсутсвии ИП (...) (далее - ИП (...)),
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа Астраханского УФАС России от 05.05.2014 N 220 - П была проведена проверка и составлен акт проверки N6 в отношении администрации муниципального образования "Лиманский район" (416410, Астраханская область, Лиманский район, р.п. Лиман, ул. Героев, 115).
Предметом проводимой проверки являлась проверка соблюдения администрацией муниципального образования "Лиманский район" (далее - МО "Лиманский район") требований статей 15, 16, 17, 17.1, 18, 18.1, 19-21 Федерального закона от 26.07.2008 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе".
Комиссией при рассмотрении дела установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота.
Вместе с тем, согласно части 3 данной статьи условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
Таким образом, объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: соки-воды, продукты, товары повседневного спроса, не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.
Следовательно, информация размещенная на вышеуказанной конструкции "Анастасия Соки-воды продукты Товары повседневного спроса" не является рекламой, так как указанная информация относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Следовательно, конструкция ИП (...), на которую Администрацией МО "Лиманский район" выдано разрешение N1 от 29.04.2014, является вывеской.
Как следует из информации, представленной Администрацией МО "Лиманский район" (вх. N434 от 23.01.2015), в Администрации МО "Лиманский район" отсутвует порядок согласования размещения вывесок.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию вывески.
Однако, Администрацией МО "Лиманский район" была взыскана государственная пошлина с ИП (...) в размере 3000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Администрация МО "Лиманский район", взыскав с ИП (...) не предусмотренную Налоговым Кодексом Российской Федерации государственную пошлину в размере 3000 рублей, совершила действия, которые привели к ограничению конкуренции, а именно получению преимуществ другими участниками рынка наружной рекламы и причинению убытков ИП (...), что является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, бездействие Администрации МО "Лиманский район", выразившееся в не принятии нормативного акта, регулирующего порядок размещения вывесок в соответствии с ч. 1 ст. 9 закона "О защите прав потребителей".
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Признать администрацию МО "Лиманский район" нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
Выдать Администрации МО "Лиманский район" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в течение двух месяцов со дня получения копии настоящего предписания привести в соответсвие с действующим законодательством нормативные акты, регулирующие порядок размещения вывесок.
Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.
Председатель Комиссии (...)
Члены Комиссии: (...)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 23 января 2015 г. N 37-К-05-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.02.2015